Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему
Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных примерах из реальной жизни. Ярко прослеживается связь с другими предметами: географией, биологией, зоологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка "Род неизменяемых существительных" | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта модели урока по теме: «Род неизменяемых существительных». 5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- помочь осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
метапредметных результатов:
- Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
- Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
- Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
предметных результатов:
- знакомство с неизменяемыми существительными.
- формирование умения определять род неизменяемых существительных.
- повторение пунктуации при обращении, постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Самоопределение в деятельности. 2. Учебно-познавательная деятельность + интеллектуально-преобразовательная деятельность. 3)Рефлексивная деятельность. |
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию. Что означает слово «лингвистическая»? (Языковедческая) Цель ее – научиться определять род неизменяемых существительных. Что же такое неизменяемые существительные? Вспомнить это вам поможет небольшой эпизод из жизни не очень грамотных провинциалов. Учитель: - заметили ли вы ошибки в речи этих собеседников? (Существительные: пальто, кашне, какао, кофе не изменяются) - Верно. Это и есть неизменяемые существительные – те, которые не изменяются по падежам и числам. Но они, как и все существительные, имеют категорию рода. Как его определить? Это мы и должны будем научиться делать к концу нашей экспедиции. Сначала вам нужно будет приобрести билеты. Валюта – это ваши знания. Кто отгадывает слово, неизменяемое существительное, тот получает билет. Учитель: - Теперь мы можем отправиться в путь. Путешествие наше будет необычное, в том смысле, что мы в мгновение ока можем перенестись из одной точки на карте мира в другую. Поехали1 (На доске маршрут экспедиции.Каждый пункт обозначен фотографией с видом данной местности.) Батуми Капри Миссисипи Монако Дели Онтарио Замбези
- Батуми – чудесный, солнечный город. Он поражает своей красотой. Оцените это место, запишите свои впечатления в тетрадь. Но для этого вам необходимо определить, к какому роду относится это существительное. Как это сделать? Я вам подскажу. В данном случае род можно определить по опорному слову. «Город» - существительное мужского рода, значит, «Батуми» тоже мужского рода. 2)Следующая остановка – Дели. Какого рода это существительное? Как вы это определили? - В Индии великолепная природа, множество разнообразных животных. Я приглашаю вас посетить зоопарк, в котором собраны звери и птицы из разных уголков мира. - все эти существительные мужского рода. Но они могут употребляться и в женском роде, если речь идет о самке. Пошлите сообщения своим друзьям, опишите увиденных животных. (Например:«Розовый фламинго спокойно дремлет в тени»,)
Определите род этого существительного. - Капри – это курорт. Здесь можно отдохнуть, попробовать разные вкусные блюда. Давйте зайдем в кафе и закажем что-нибудь. Чтобы оплатить заказ, нужно лишь определить род этих существительных.
. - Запишите предложение с этим словом, определите род неизменяемого существительного, объясните постановку тире. Подберите прилагательные к слову «Онтарио», не забывая, что оно среднего рода.
Справка: Миссисипи – река в США, одна из крупнейших в мире. Длина 3950 км. -Определите род этого существительного. (жен.род) - На берегах этой реки растут самые разнообразные растения. Вот только некоторые из них. Распределите их по родам
- На этой реке построено несколько ГЭС. «ГЭС» - это тоже неизменяемое сложносокращенное существительное. Чтобы определить его род, нужно сначала расшифровать его и посмотреть, какого рода опорное слово. ГЭС – гидроэлектростанция. «Станция» женского рода, значит, «ГЭС»- тоже жен.рода. На берегах этой реки живут несколько африканских племен, которые уже затронула цивилизация, но они еще малообразованны и часто делают ошибки, употребляя в речи неизменяемые существительные. Испрвьте эти ошибки.
- Играть в казино мы не будем, но вот посмотреть на этот памятник архитектуры полезно. Зайдем и пообщаемся с посетителями. Сюда съезжаются люди из разных стран, важно уметь правильно обращаться к ним, особенно к женщинам. Есть неизменяемые существительные, обозначающие лиц женского пола, замужних и незамужних, и они, естественно, будут относиться к женскому роду. Англичане Французы Немцы Леди мадемуазель фрейлен фрау Мисс мадам фрау Миссис - запишите предложение с обращением, используя данные существительные. - Итак, наша экспедиция подошла к концу. Теперь вы должны написать отчет о проделанной работе. - В теории вы оказались сильны, а теперь проверим ваши знания на практике. Выставление оценок. Инструктаж домашнего задания. | (Ученики разыгрывают сценку) Сценка:
Кроссворд.
Ученик зачитывает географическую справку: Батуми – город в Грузии, порт на Черном море. Население 122 тыс. город-курорт. (уч-ся делают запись, несколько предложений зачитываются вслух.Например: «Солнечный Батуми (м.р.) поразил меня».) Справка: Дели – город, столица Индии. Население 10, 6 млн. ( На доске фотографии животных, надписи закрыты.Названия животных угадываются учениками, надписи открываются) Какаду Колибри Кенгуру Окапи Зебу Шимпанзе Фламинго Киви Справка: Капри – остров в Тирренском море, в составе Италии. Площадь 10,4 км. Курорт. (М.р. Капри – это остров.) На доске записаны названия блюд и напитков – меню. Уч-ся подходят к доске и записывают род существительных) Кофе – м.р. Какао – ср. р. Ситро – ср. р. Рагу – ср. р. Хачапури – ср. р. Желе – ср. р. Крем-брюлле – ср. р. Справка: Онтарио – озеро площадью 19,5 км, глубиной до 236 м. ( Уч-ся записывает предложение на доске, объясняет постановку тире: «Онтарио – это очень чистое озеро» «Онтарио» - ср. род. Тире ставится, т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными.) Справка: Миссисипи – река в США, одна из крупнейших в мире. Длина 3950 км. ( На доске фотографии растений. Уч-ся записывают их названия, распределяя на группы) См. приложение №3. Муж. Род Жен.род Сред. Род кофе какао кольраби алоэ киви Справка: Замбези – река в Южной Африке. Длина 1660 км. Впадает в Индийский океан. На ней находится один из крупнейших водопадов Виктория. Его высота 120 м., ширина 1800 м. (На доске записаны предложения, уч-ся исправляют ошибки и в испрвленном виде записывают предложения в тетрадь) А) Я в городе видел подземный (подземное) метро. Б) Меня до дома подвезла (подвезло) такси. В) Недалеко прокладывают новую (новое) шоссе. Г) У меня брат поступил в русское (русский) МГУ. Д) Хочу посмотреть веселое (веселый) КВН. Справка:Монако – княжество, государство в южной Европе. Одно из самых маленьких в мире. Площадь 1, 95 км.кв. Население 31, 7 тыс. Монте-Карло - город в Монако. В нем расположено знаменитое казино. ( Уч-ся записывают по 1-му предложению, зачитывают несколько, объясняют знаки при обращении. Например: « Мисс, вы сегодня чудесно выглядите!») ( На каждой парте лежат «Маршрутные листы», уч-ся заполняют их на месте пропусков. 1-2 зачитываются ( Каждому ученику еще в начале урока была дана карточка с неизменяемым существительным, теперь пришло время определить род этого слова.Каждый ученик вы ходит к доске и наклеивает свою карточку взависимости от того, к какому роду принадлежит данное существительное) | Личностные: самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. Регулятивные:целеполагание. Познавательные: извлечение информации, постановка проблемы. Коммуникативные: учебное сотрудничество, постановка вопроса, умение слушать и слышать. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные:инициативноесотрудничествов поиске и выборе информации. + Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: контроль, оценка и коррекция действий партнера. Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что усвоено, и того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: рефлексия. Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Неизменяемые существительные.
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой "Неизменяемые существительные". Тип урока: объяснение нового материала....
Произношение имен существительных (Конспект урока в 6 классе)
Можно воспользоваться данным конспектом при изучении темы "Произношение имен существительных" по русскому языку в 6 классе (программа М.Разумовской)...
Повторение изученного в 5 классе"Имя существительное"Конспект урока в 6 классе
Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».Развивать умение: Правильного написания имён существительных; Правильного употребления имён существительных в речи....
Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"
В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....
Конспект урока в 6 классе по теме "Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)"
Разработка урока с презентацией и "Банком заданий"...
Урок русского языка в 6 классе по теме " Неизменяемые существительные"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Неизменяемые существительные"...
Конспект урока "Имя существительное. Буквы Е, И в окончаниях существительных" (5 класс)
Конспект урока "Имя существительное. Буквы Е, И в окончаниях существительных" (5 класс)...