Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему

мецлер людмила васильевна

Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных примерах из реальной жизни. Ярко прослеживается связь с другими предметами: географией, биологией, зоологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта модели урока по теме: «Род неизменяемых существительных». 5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактическая цель:  создать условия для осмысления блока новой информации.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов:

       - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

- помочь осознать ценность совместной деятельности;

- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.

метапредметных результатов:

- Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

- Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

- Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

       предметных результатов:

- знакомство с неизменяемыми существительными.

- формирование умения определять род неизменяемых существительных.

- повторение пунктуации при обращении, постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Метод обучения:          частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

                                                                                                         Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение в деятельности.

2. Учебно-познавательная деятельность +

интеллектуально-преобразовательная деятельность.

3)Рефлексивная деятельность.

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию. Что означает слово «лингвистическая»? (Языковедческая) Цель ее – научиться определять род неизменяемых существительных. Что же такое неизменяемые существительные? Вспомнить это вам поможет небольшой эпизод из жизни не очень грамотных провинциалов.

Учитель:

- заметили ли вы ошибки в речи этих собеседников?

(Существительные: пальто, кашне, какао, кофе не изменяются)

- Верно. Это и есть неизменяемые существительные – те, которые не изменяются по падежам и числам. Но они, как и все существительные, имеют категорию рода. Как его определить? Это мы и должны будем научиться делать к концу нашей экспедиции.

Сначала вам нужно будет приобрести билеты. Валюта – это ваши знания. Кто отгадывает слово, неизменяемое существительное, тот получает билет.

Учитель:

- Теперь мы можем отправиться в путь. Путешествие наше будет необычное, в том смысле, что мы в мгновение ока можем перенестись из одной точки на карте мира в другую. Поехали1

(На доске маршрут экспедиции.Каждый пункт обозначен фотографией с видом данной местности.)

Батуми                     Капри                       Миссисипи                 Монако

                  Дели                        Онтарио                     Замбези

  1. Экспедиция.
  1. Первая остановка на нашем пути – Батуми.

- Батуми – чудесный, солнечный город. Он поражает своей красотой. Оцените это место, запишите свои впечатления в тетрадь. Но для этого вам необходимо определить, к какому роду относится это существительное. Как это сделать? Я вам подскажу. В данном случае род можно определить по опорному слову. «Город» - существительное мужского рода, значит, «Батуми» тоже мужского рода.

2)Следующая остановка – Дели. Какого рода это существительное? Как вы это определили?

- В Индии великолепная природа, множество разнообразных животных. Я приглашаю вас посетить зоопарк, в котором собраны звери и птицы из разных уголков мира.

- все эти существительные мужского рода. Но они могут употребляться и в женском роде, если речь идет о самке.

Пошлите сообщения своим друзьям, опишите увиденных животных.

(Например:«Розовый фламинго спокойно дремлет в тени»,)

  1. Остановка Капри.

Определите род этого существительного.

- Капри – это курорт. Здесь можно отдохнуть, попробовать разные вкусные блюда. Давйте зайдем в кафе и закажем что-нибудь. Чтобы оплатить заказ, нужно лишь определить род этих существительных.

  1. Онтарио.

.

- Запишите предложение с этим словом, определите род неизменяемого существительного, объясните постановку тире.

Подберите прилагательные к слову «Онтарио», не забывая, что оно среднего рода.

  1. Остановка Миссисипи.

Справка: Миссисипи – река в США, одна из крупнейших в мире. Длина 3950 км.

-Определите род этого существительного.

(жен.род)

- На берегах этой реки растут самые разнообразные растения. Вот только некоторые из них. Распределите их по родам

  1. Остановка Замбези.

- На этой реке построено несколько ГЭС. «ГЭС» - это тоже неизменяемое сложносокращенное существительное. Чтобы определить его род, нужно сначала расшифровать его и посмотреть, какого рода опорное слово.

ГЭС – гидроэлектростанция. «Станция» женского рода, значит, «ГЭС»- тоже жен.рода.

 На берегах этой реки живут несколько африканских племен, которые уже затронула цивилизация, но они еще малообразованны и часто делают ошибки, употребляя в речи неизменяемые существительные. Испрвьте эти ошибки.

  1. Монако. Монте-Карло.

- Играть в казино мы не будем, но вот посмотреть на этот памятник архитектуры полезно. Зайдем и пообщаемся с посетителями. Сюда съезжаются люди из разных стран, важно уметь правильно обращаться к ним, особенно к женщинам. Есть неизменяемые существительные, обозначающие лиц женского пола, замужних и незамужних, и они, естественно, будут относиться к женскому роду.

Англичане               Французы                       Немцы

Леди                          мадемуазель                фрейлен

фрау

Мисс                           мадам  фрау

Миссис

- запишите предложение с обращением, используя данные существительные.

- Итак, наша экспедиция подошла к концу. Теперь вы должны написать отчет о проделанной работе.

- В теории вы оказались сильны, а теперь проверим ваши знания на практике.

Выставление оценок.

Инструктаж домашнего задания.

(Ученики разыгрывают сценку)

Сценка:

  1. Здрасьте! Проходите!
  2. Здрасьте.
  1. Ой, да у вас новое пальто!
  2. Да нет, меня еще в прошлом месяце этим пальтом наградили за хорошую работу.
  1. А я вас не видел еще в этом пальте. Я себе тоже обновку прикупил. Кашне называется.
  2. Я такуюкашну в городе у племянника видела.
  1. Вы чего пить будете: какау или кофею?
  2. Мне какава налейте.

Кроссворд.

  1. Подземная железная дорога.( Метро)
  2. Автодорожная магистраль. (Шоссе)
  3. Место стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. (Депо)
  4. Порода малорослых лошадей. (Пони)
  5. Настольная игра. (Домино)
  6. Персонаж одноименной трагедии Шекспира. (Отелло)
  7. Помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом представления. (Фойе)
  8. Музыкальное произведение для одного голоса, инструмента.(Соло)
  9. Вид городского автотранспорта. (Такси)
  10. Аркан с петлей для ловли животных. (Лассо)

Ученик зачитывает географическую справку:

Батуми – город в Грузии, порт на Черном море. Население 122 тыс. город-курорт.

(уч-ся делают запись, несколько предложений зачитываются вслух.Например: «Солнечный Батуми (м.р.) поразил меня».)

Справка: Дели – город, столица Индии. Население 10, 6 млн.

( На доске фотографии животных, надписи закрыты.Названия животных угадываются учениками, надписи открываются)

Какаду

Колибри

Кенгуру

Окапи

Зебу

Шимпанзе

Фламинго

Киви

Справка: Капри – остров в Тирренском море, в составе Италии. Площадь 10,4 км. Курорт.

(М.р. Капри – это остров.)

На доске записаны названия блюд и напитков – меню. Уч-ся подходят к доске и записывают род существительных)

Кофе – м.р.

Какао – ср. р.

Ситро – ср. р.

Рагу – ср. р.

Хачапури – ср. р.

Желе – ср. р.

Крем-брюлле – ср. р.

Справка: Онтарио – озеро площадью 19,5 км, глубиной до 236 м.

( Уч-ся записывает предложение на доске, объясняет постановку тире:

«Онтарио – это очень чистое озеро» «Онтарио» - ср. род. Тире ставится, т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными.)

Справка: Миссисипи – река в США, одна из крупнейших в мире. Длина 3950 км.

( На доске фотографии растений. Уч-ся записывают их названия, распределяя на группы) См. приложение №3.

          Муж. Род                     Жен.род                          Сред. Род

       кофе                                какао                                  кольраби

                                                алоэ

                                                 киви

Справка: Замбези – река в Южной Африке. Длина 1660 км. Впадает в Индийский океан. На ней находится один из крупнейших водопадов Виктория. Его высота 120 м., ширина 1800 м.

(На доске записаны предложения, уч-ся исправляют ошибки и в испрвленном виде записывают предложения в тетрадь)

А) Я в городе видел подземный (подземное) метро.

Б) Меня до дома подвезла (подвезло) такси.

В) Недалеко прокладывают новую (новое) шоссе.

Г) У меня брат поступил в русское (русский) МГУ.

Д) Хочу посмотреть веселое (веселый) КВН.

Справка:Монако – княжество, государство в южной Европе. Одно из самых маленьких в мире. Площадь 1, 95 км.кв. Население 31, 7 тыс.

Монте-Карло  - город в Монако. В нем расположено знаменитое казино.

( Уч-ся записывают по 1-му предложению, зачитывают несколько, объясняют знаки при обращении.

Например: « Мисс, вы сегодня чудесно выглядите!»)

( На каждой парте лежат

«Маршрутные листы», уч-ся заполняют их на месте пропусков. 1-2 зачитываются

( Каждому ученику еще в начале урока была дана карточка с неизменяемым существительным, теперь пришло время определить род этого слова.Каждый ученик вы ходит к доске и наклеивает свою карточку взависимости от того, к какому роду принадлежит данное существительное)

Личностные: самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

Регулятивные:целеполагание.

Познавательные: извлечение информации, постановка проблемы.

Коммуникативные: учебное сотрудничество, постановка вопроса, умение слушать и слышать.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:инициативноесотрудничествов поиске и выборе информации.

+

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: контроль, оценка и коррекция действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что усвоено, и того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Неизменяемые существительные.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой "Неизменяемые существительные". Тип урока: объяснение нового материала....

Произношение имен существительных (Конспект урока в 6 классе)

Можно воспользоваться данным конспектом при изучении темы "Произношение имен существительных"  по русскому языку в 6 классе (программа М.Разумовской)...

Повторение изученного в 5 классе"Имя существительное"Конспект урока в 6 классе

Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».Развивать умение: Правильного написания имён существительных; Правильного употребления имён существительных в речи....

Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"

В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....

Урок русского языка в 6 классе по теме " Неизменяемые существительные"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Неизменяемые существительные"...

Конспект урока "Имя существительное. Буквы Е, И в окончаниях существительных" (5 класс)

Конспект урока "Имя существительное. Буквы Е, И в окончаниях существительных" (5 класс)...