Программа кружка "Живое слово"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Сухова Елена Николаевна

Программа интересна учителям русского языка, которые занимаются подготовкой к итоговой аттестации выпускников 9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_9_kl_20-21eksp.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                   средняя школа №2 г. Сычёвки

«Рассмотрено»                                               «Согласовано»                         «Утверждено»

Заседание методического совета      Зам.директора по УВР              Директор МБОУ

МБОУ СШ №2 г. Сычёвки                МБОУ СШ №2 г. Сычёвки     СШ №2 г. Сычёвки

________/Е.Н.Сухова/           ________/Я.С Грошенкова/       ______/М.В.Ефимова

Протокол №1                                            25.08.2020 г.                                Приказ №74-О

От 25.08.2020 г.                                                                                       от 27.08.2020 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 

  социально-педагогической направленности

«Живое слово»

                                                               Возраст обучающихся:15-16 лет

                                                Срок реализации: 1год

                                                       Автор:Сухова Елена Николаевна,  

                                                       учитель русского языка и литературы

г. Сычёвка

2020 год

 

 

                                  Пояснительная записка

 

Статус документа

 

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Живое слово» разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
  • на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов . (Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010);
  • с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
  • Направленность программы —   социально-гуманитарная
  • Актуальность программы. В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у обучающихся познавательный интерес, позволит сформировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как системе. На этой основе обучающиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить речевую грамотность.
  •         Отличительной особенностью программы является предоставляемая ею возможность повторения и закрепления базовых теоретических понятий на углублённом уровне. Программа позволяет обучающимся расширить свои знания, попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий и подготовиться к экзамену.
  •         Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и лингвистических способностей обучающихся, что может способствовать приобщению их к творчеству, а также раскрытию лучших человеческих качеств.
  • Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 9 класса, доступна для талантливых детей,  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, проживающих в сельской местности, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Учащиеся принимаются на добровольной основе.

Объем и срок освоения программы. Объём программы — 34 учебных часа. Программа рассчитана на один учебный год.

Режим занятий: одно занятие в неделю по 45 минут.

Вид детской группы: состав постоянный.

Форма организации образовательного процесса очная, также допускается сочетание различных форм получения образования.

Виды занятий:

-лекция с элементами беседы;

-практикум;

-выполнение тестов;

-решение олимпиадных заданий;

-написание сочинений-рассуждений.

 

Структура курса:

Программа включает 5 разделов:

1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ.

2.  Построение сжатого изложения.

3.  Орфография.

4.  Пунктуация.

5.Тренировочные тесты в формате ОГЭ.

Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.

 

 

 

Цель изучения курса

Данный кружок нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний  по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи изучения  курса

Основные образовательные  задачи курса:

  •                  расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
  •                  повысить уровень логического мышления учащихся;
  •                  создать условия для формирования языковой компетенции ;
  •                  восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
  •                  выработать навык комплексного анализа текста;
  •                  совершенствовать навыки работы над изложением.

 

Развивающие задачи курса:

  •                  развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
  •                  способствовать развитию  речи учащихся;
  •                  совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
  •                  способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.

 

Воспитательные задачи курса:

  •                  формировать ключевые компетенции;
  •                  повышать интерес к гуманитарному образованию;
  •                  воспитывать грамотного гражданина РФ.

 

По окончании курса обучающиеся должны знать:

  •                  принципы русской орфографии и пунктуации;
  •                  основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
  •                  алгоритм написания сжатого изложения.

 

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  •                  использовать основные приемы информационной переработки текста;
  •                  оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового  оформления;

 

  •                  использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
  •                  применять теоретические знания  по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка);
  •                  применять алгоритм написания сжатого изложения;
  •                  уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
  •                  грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
  •                  владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).

 Планируемые результаты

 

Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.

 

 Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей,  в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:  

Ученик 9 класса  научится:

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

определять:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

 Условия реализации программы: занятия проводятся в учебном помещении школы, оснащённом наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения.

        Формы контроля:

-собеседование;

-практическая работа;

-олимпиада;

-тестирование;

-сочинение.

Виды контроля и формы аттестации:

1. Входной контроль (тестирование) – оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса.

2. Промежуточная аттестация (тестирование) – оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода.

3. Итоговая аттестация (тестирование) – оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.

Оценочные материалы

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

-высокий уровень– объём усвоенных обучающимся знаний, предусмотренных программой, составляет 100-80%; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

-средний уровень – объём усвоенных обучающимся знаний, предусмотренных программой, составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

-низкий уровень – объём усвоенных обучающимся знаний, предусмотренных программой, составляет менее 50%; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

-высокий уровень – объём усвоенных обучающимся умений и навыков, предусмотренных программой, составляет 100-80%; выполняет практические задания с элементами творчества;

-средний уровень – объём усвоенных обучающимся умений и навыков, предусмотренных программой, составляет 70-50%; в основном выполняет задания на основе образца;

-низкий уровень – объём усвоенных обучающимся умений и навыков, предусмотренных программой, составляет менее 50%; выполняет лишь простейшие практические задания

 

                   Учебный план кружка «Живое слово»

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

1

1

 

собеседование

2

Построение сжатого изложения.

5

1

4

практическая работа

3

Орфография.

14

5

9

практическая работа, тестирование

4

Пунктуация.

10

3

7

тестирование

собеседование

5

Тестирование.

4

 

4

тестирование

 

Итого

34

10

24

 

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Раздел 1.  Введение. (1 час)

 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел 2.  Построение сжатого изложения. (5 часов)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Раздел 3. Орфография.( 14 часов)

Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.              Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и  определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. 

Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.

Раздел 5.Тестирование. (4 часа)

Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации

 

 

Календарный учебный график кружка "Живое слово"

34 часа (1 час в неделю)

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

сентябрь

сентябрь

4

15.00-15.45

лекция

1

I. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

учебный кабинет

тестирование

2

11

15.00-15.45

лекция, контроль знаний умений

1

. Построение сжатого изложения. «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования».

учебный кабинет

практическая работа

3

18

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

учебный кабинет

практическая работа

4

25

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

учебный кабинет

практическая работа

5

октябрь

2

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

учебный кабинет

практическая работа

6

9

15.00-15.45

Практикум

1

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения».

учебный кабинет

практическая работа

7

16

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

. Орфография.  Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма).

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

8

23

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

9

ноябрь

6

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

10

ноябрь

13

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после    шипящих в корне.

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

11

20

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Чередующиеся гласные.

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

12

27

15.00-15.45

Практикум

1

Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов».

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

13

декабрь

4

15.00-15.45

Практикум

1

Практическая работа № 3. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения.

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

14

11

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Правописание Н, НН в разных частях речи

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

15

18

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

16

25

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. 

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

17

январь

15

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Правописание производных предлогов

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

18

январь

22

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Правописание союзов. 

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

19

29

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Правописание частиц. 

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

20

февраль

5

15.00-15.45

Практикум

1

ТЕСТОВАЯ РАБОТА по разделу «Орфография» .

учебный кабинет

практическая работа, тестирование

21

12

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

IV.  Пунктуация

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).

учебный кабинет

тестирование

собеседование

22

19

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное.

учебный кабинет

тестирование

собеседование

23

26

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Знаки препинания в ССП.

учебный кабинет

тестирование

собеседование

24

март

5

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. Практическая работа № 7.

учебный кабинет

тестирование

собеседование

25

12

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения.

учебный кабинет

тестирование

собеседование

26

19

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и  определениями.

учебный кабинет

тестирование

собеседование

27

апрель

2

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат,

учебный кабинет

тестирование

собеседование

28

9

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Тире в предложении.

учебный кабинет

тестирование

собеседование

28

16

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Двоеточие в предложении

учебный кабинет

тестирование

собеседование

30

23

15.00-15.45

Лекция. Практикум

1

Тестовая работа по разделу «Пунктуация».

учебный кабинет

тестирование

собеседование

31

30

15.00-15.45

Практикум

1

V.  Тестирование.

Пробный тест в формате ОГЭ.

учебный кабинет

тестирование

32

май

14

15.00-15.45

 Практикум

1

Пробный тест в формате ОГЭ

учебный кабинет

тестирование

33

21

15.00-15.45

Практикум

1

Работа над ошибками

учебный кабинет

тестирование

34

май

21

15.00-15.45

 Практикум

1

Работа над ошибками

учебный кабинет

тестирование

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

1. Построение сжатого изложения.

Формирование умений, необходимых для написания сжатого изложения.

Формы занятий: беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы: частично-поисковый, словесный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: практическая работа.

2. Средства выразительности речи.

Обобщение знаний по теме, применение полученных знаний на практике.

Формы занятий: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы: словесный, практический, частично-поисковый.

Форма подведения итогов: тестирование.

3. Морфология и орфография.

Обобщение знаний по теме, применение полученных знаний на практике.

Формы занятий: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы: словесный, практический.

Форма подведения итогов: тестирование, олимпиада.

4. Синтаксис и пунктуация.

Обобщение знаний по теме, применение полученных знаний на практике.

Формы занятий: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Форма подведения итогов: тестирование.

5. Построение сочинения-рассуждения.

Формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения.

Формы занятий:беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы: проблемно-поисковый.  

Форма подведения итогов: сочинение, тестирование.

6. Итоговая аттестация.

Выполнение теста.

Форма занятий: индивидуальная работа.

Методы: информационно-сообщающий.

Форма подведения итогов: тестирование.

Педагогические технологии

       Для успешной реализации поставленных целей в организации образовательного процесса используются различные педагогические технологии:

- технология педагогического общения – основана на взаимодействии подростка и педагога, при котором ограждается достоинство педагога, сохраняется достоинство и корректируется поведение ребёнка;

- личностно-ориентированная технология – основана на личностной ориентации образовательного процесса: педагогика сотрудничества;

- технология предъявления педагогического требования – предъявление нормы культурной жизни и организации жизнедеятельности детей;

- технология педагогической оценки поведения и поступков детей – направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции и мировоззрения, является средством ориентации ребёнка среди множества ценностей и антиценностей;

- тренинг общения – создание у детей средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта – опыта взаимопонимания, общения, поведения и т. п.;

- здоровьесберегающие технологии

Использование дистанционных образовательных технологии при реализации программы.  Материалы по дистанционному обучению по программе представлены на официальном сайте МБОУ СШ №2 г. Сычевки (http://school-sych-2.gov67.ru/) в разделе «Дистанционное обучение».

 Список литературы

1. Н.А. Сенина. «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2021».

2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П. Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2021.

3. Т.Г. Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс. - М.: «Экзамен», 2021.

4. Л.И. Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. - М.: «Айрис Пресс». 2015г.

Словари и справочники

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.

2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1989.

3. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

4. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

Информационные ресурсы сети «Интернет»:

1. Открытый банк заданий ОГЭ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2

2. Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/

3. «Мультиурок» https://multiurok.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте

Программа  «От слова к звуку» является модифицированной и  составлена на основе авторской   программы  ...

образовательная программа "Художественное слово"

Образовательная программа" Художественное слово" расчитана на 4 года. В учебно-тематическом плане предусмотрены темы, освоив  которые, в процессе обучения, ребята будут иметь представление о...

Рабочая программа "Родное слово"

Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» (2014-15 уч. г.)

Программа по предмету сценическая речь для учащихся 2-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"

Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....