образовательная программа "Художественное слово"
рабочая программа по теме
Образовательная программа" Художественное слово" расчитана на 4 года. В учебно-тематическом плане предусмотрены темы, освоив которые, в процессе обучения, ребята будут иметь представление о правилах работы с текстом. В дальнейшем, при постоянной практической работе, результативность скажется на исполнении текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_slovo.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Звук – это плацдарм нашего искусства. Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься и звуком же рассказываешь о месте действия, о мире, природе, небе, морях и реках. И, конечно же, о людях.
В.Яхонтов
Начиная с Пушкина, наши классики отбирали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создавали «великий и прекрасный язык».
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. И очень важно научить ребят правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать. Важно вырабатывать у учащихся острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы научились отличать органичное, естественное звучание от нарочитого, деланного, воспитали в себе «чувство веры и правды».
Поскольку речь идет о дополнительном развитии ребенка, следует обратить внимание на то, что программа художественного слова, наряду с развитием непосредственно речевого аппарата, предусматривает воспитание и массы других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность, партнерство, да и вообще умение гармонично существовать в коллективе.
Важный раздел художественного слова составляет орфоэпия. Совершенное очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. И соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязательно для всех.
Продолжением курса художественного слова является работа над текстом. Элементы работы над текстом – общение со слушателем, взаимодействия партнеров, логика речи.
В работе над литературными произведениями уделяется большое внимание выбору материала, так как нужно пробудить интерес обучающегося к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.
При подборе текстов обращается внимание не только на высокую художественную ценность, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру.
В работе над текстом, уделяется внимание на осмысление, определения событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях.
Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.
Программа рассчитана на детей разного возраста и является развивающей.
Цель и задачи программы
Целью настоящей программы, является обучение основам искусства художественного чтения.
Задачи:
На занятиях ставится задача на “ преодоление” индивидуальных недостатков, эмоциональное раскрепощение и активизацию мыслительно-речевой деятельности.
Развить:
- наблюдательность
- творческую фантазию и воображение
- внимание и память
- ассоциативное и образное мышление
- чувство ритма
Знать:
- общие вопросы речевого искусства,
- орфоэпические нормы русского языка
- фонетические нормы русского языка,
- нормы литературной речи,
- основные этапы работы чтеца над художественным произведением,
Уметь:
- различать компоненты актерской выразительности,
- работать над исправлением дикционных недостатков,
- производить логический анализ произведения,
- вести концерты и участвовать в инсценировках.
Воспитать:
- культуру общения в социуме,
- воспитывать желание четко, грамотно и точно выражать свои мысли,
- привить вкус к настоящей литературе
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение четырех лет обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.
В основе программы лежит педагогическая система К.С. Станиславского, а также теоретические труды по слову в творчестве актера М.О. Кнебель, по художественному чтению Г.А. Артоболевского и других великих мастеров, а также ряд трудов по педагогике и психологии детей разного возраста.
Дети же в начале занятий пока не знают ни своих возможностей, ни своих пристрастий. Помочь ребенку в узнавании, открытии себя и в дальнейшем формировании себя – педагога по искусству звучащего слова. Искусство художественного чтения имеет определенные преимущества, поскольку каждый ребенок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Ребенок погружается в глубину литературного произведения, его внимание, как будущего исполнителя, сосредотачивается на существе произведения. К тому же проза и поэзия, и драматургия для детского воплощения по диапазону выбора несопоставимы.
Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи – это стороны речевого мастерства. Работа над речью у обучающихся требует сугубо индивидуального подхода, специальных усилий, она ведётся отдельно с каждым обучающимся.
Одинаковость тематики учебно-тематических планов связана со спиралеобразным методом работы в освоении программы ребенком: ежегодное возращение к каждой теме в измененных акцентах, больших объемах, с более сложными задачами.
Возраст детей
Набор детей свободный. На занятия приходят дети, имеющие склонность к декламированию, читающие, с творческими способностями. По данной программе занимаются дети и подростки от 7 до17 лет.
Срок реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения.
Формы и режим занятий
Программа предполагает, чередовать практические упражнения на артикуляцию и звукопроизношение, с художественном чтением, беседами, дискуссиями о книгах.
Занятия индивидуальные.
Продолжительность занятий- 1 час в неделю.
Итого 36 часов в год.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
По итогам обучения по программе можно ожидать результаты:
1-ый год обучения
Знать:
- общие вопросы речевого искусства,
- орфоэпические нормы русского языка
- фонетические нормы русского языка,
- нормы литературной речи,
- основные этапы работы чтеца над художественным произведением,
Уметь:
- различать компоненты актерской выразительности,
- работать над исправлением дикционных недостатков,
- производить логический анализ произведения,
- вести концерты и участвовать в инсценировках.
2-ой год обучения
Знать:
- основные особенности сценической речи,
- основы русского стихосложения,
- принципы построения литературной композиции,
Уметь:
- находить элементы характерного поведения персонажа в предлагаемых обстоятельствах,
- свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их
- сочинить и воплотить пластический образ
- выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале
- работать над текстом, добиваясь органичности чтения текста стихотворных произведений,
- работать над созданием и воплощением литературной композиции,
- вести концерты
- читать литературные произведения на мероприятиях и конкурсах
3-ий год обучения
Знать:
- теоретические основы актерского мастерства,
Уметь:
- создавать яркие и точные образы,
- прочитать с листа или наизусть знакомое произведение, расставляя логические ударения
- прочитать с листа незнакомое произведение, расставляя логическое ударение,
- самостоятельно работать над произведениями разных жанров,
4-ый год обучения
Знать:
- Техника речи:
Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.
- Логика чтения:
Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп и ритм. Соотношение логических и ритмических пауз.
- Эмоционально-образная выразительность:
Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
Уметь:
- Техника речи:
Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.
- Логика чтения:
Овладеть «шестью рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а так же по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
- Эмоционально-образная выразительность:
Развить умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их (воспринимать чувствами), воссоздавать чувства в чтении – рисовать интонацией». Соблюдать паузы психологические, начальные финальные.
В конце обучения у воспитанников должны сформироваться личностные качества:
способность видеть, слышать, понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним в соответствии с возрастом;
умение различать чувства, настроение, характеры, отображаемые в произведении, и раскрывать их
оригинальное мышление, исполнительские способности (артистичность, смелость, органичность поведения на сцене), восприимчивость к искусству;
чувство ответственности, дисциплину, умение и навык работы, познавательные интересы.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Так как, программа является развивающей, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы:
- концерты
- творческие показы
- праздничные вечера, которые организуются в учреждении образования, для показа другим группам и педагогам, для показа родителям и широкой аудитории.
Так же успехи могут демонстрироваться на конкурсах и фестивалях.
Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьмИ (отрывки, произведения малых форм, целостные литературные произведения, участие в литературной композиции и т. д.), и затем приобретают сценическое воплощение. Для этого используется система отслеживания и корректировки ЗУН:
«высший» уровень – усвоение программного материала на 2/3 и выше;
«средний» уровень – усвоение программного материала на 1/2;
«низкий» уровень – усвоение программного материала на 1/2 и ниже.
Учебно-тематический план
№ п \ п | Тема занятий | кол-во часов | |||||||
1 – ый год | 2 - ой год | 3 – ий год | 4 – ый год | ||||||
т | п | т | п | т | п | т | п | ||
Логические паузы | 30 мин | 2час 30 мин | - | 3 | - | 3 | - | 2 | |
Логика речи | 30 мин | 1 час 30 мин | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
Логика текста | 30 мин | 1 час 30 мин | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
Логика действия | 10 мин | 50 мин | - | 1 | - | 1 | - | 2 | |
Логика поведения персонажа | 10 мин | 50 мин | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
Снятие мышечных зажимов | 30 мин | 1 час 30 мин | 30 мин | 1 час 30 мин | 30 мин | 1 час 30 мин | 30 мин | 1 час 30 мин | |
Ритм | 10 мин | 50 мин | - | 1 | - | 1 | - | 1 | |
Интонация | 30 мин | 2 час 30 мин | - | 3 | - | 3 | - | 3 | |
Партитурные знаки | 10 мин | 50 мин | - | 1 | - | 1 | - | 1 | |
Подтекст и намерение | 10 мин | 50 мин | - | 1 | - | 1 | - | 2 | |
Мысль и смысл | 30 мин | 1 час 30 мин | - | 3 | - | 3 | - | 2 | |
Артикуляция и дикция | 30 мин | 2 час 30 мин | - | 3 | - | 2 | - | 2 | |
Орфоэпика | 30 мин | 1 час 30 мин | 30 мин | 1 час 30 мин | 30 мин | 2 час 30 мин | 30 мин | 2 час 30 мин | |
Жесты и поза | 30 мин | 1 час 30 мин | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
Логика связанного текста | 30 мин | 5 час 30 мин | - | 6 | - | 6 | - | 5 | |
Прямая и косвенная речь | 10 мин | 50 мин | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
Итого: | 6 | 30 | 1 | 35 | 1 | 35 | 1 | 35 | |
Всего: | 36 | 36 | 36 | 36 |
Содержание тем программы
- Логические паузы
Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Отработка практических навыков при работе с текстом.
- Логика речи
Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Речевая перспектива. Отработка практических навыков при работе с текстом.
- Логика текста
Сюжет и композиция текста. Составные части композиции – завязка, развитие, кульминация и развязка. Типы композиций – статическая и динамическая.
IV. Логика действия
Виды действия. Чем вызваны и оправданы. Взаимоотношения действующих лиц. Изменения, происходящие с героями. Обстановка действия. Отработка практических навыков при работе с текстом.
V. Логика поведения персонажа
Вживание в текст. Адресат. Позиция. Воображение. Характеристика образа. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.
VI. Снятие мышечных зажимов
Напряжение и расслабление мышц. Умение управлять своим телом. Отработка практических навыков управления своим телом.
VII. Ритм
Что такое ритм. Составляющие части ритма – ударные и неударные моменты речи. Отработка практических навыков при работе с текстом.
VIII. Интонация
Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа, ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков. Отработка практических навыков при работе с текстом.
IX. Партитурные знаки
Разновидность партитурных знаков - строчные, надстрочные, подстрочные. Перечень партитурных знаков - графическое изображение и их значение при работе с текстом.
X. Подтекст и намерение
Исполнительская задача. Словодействие – осознание намерения. Убежденность исполнителя. Отработка практических навыков при работе с текстом.
XI. Мысль и смысл
Что такое мысль и смысл. И их различие. Отработка практических навыков при работе с текстом.
XII. Артикуляция и дикция
Что такое артикуляция. Произношение звуков – гласных, согласных, йотированных. Что такое дикция. Скороговорки. Отработка практических навыков при помощи разнообразных упражнений.
XIII. Орфоэпика
Что такое орфоэпия. Что дает выполнение правил орфоэпии. Практическая отработка навыков.
XIV. Жесты и поза
Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.
XV. Логика связанного текста
Основные типы логических отношений в связанном тексте и их значение. Перечисление. Последование. Противопоставление. Разъяснение. Развитие. Причинно-следственные отношения. Заключение. Разрыв.
XVI. Прямая и косвенная речь
Что такое прямая речь. Ее особенности и значение. Что такое косвенная речь. Ее особенности и значение.
Методическое обеспечение программы
Для достижения поставленной цели и выполнения задач в распоряжении педагога по художественному слову самые разнообразные формы проведения занятий: игры, беседы, исследовательская работа (книги, музеи, экспедиции), встречи, дискуссии, репетиции, праздники (семейно-клубного типа), конкурсы, концертные выступления, свободное общение.
В результате, развивая интерес воспитанника к чтению и литературе педагог имеет возможность разностороннего поиска связующих нитей между книгой и окружающей воспитанника жизнью.
Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их воспитанником, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.
Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнении воспитанниками литературных произведений.
На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий и упражнений.
Творческие задания для отработки практических навыков и умений:
1.Беспредметный этюд (бытовой).
- вдеть нитку в иголку и шить;
- точить карандаш перочинным ножом;
- доставать из кошелька деньги и считать их;
- причесываться перед зеркалом;
- стирать белье в тазу (стиральной машине);
- месить тесто и делать пирожки;
- чистить картошку;
- мыть посуду;
- укладывать вещи в чемодан;
- чистить ботинки;
- подметать или мыть пол;
- гладить вещи утюгом;
- разжигать костер;
- настраивать телевизор.
2. Человек грызет семечки, ест мороженое, манную кашу, персик, банан, грушу с червяком, грецкие орехи, длинные макароны, костлявую рыбу, жесткую курицу, арбуз, печеную картошку из костра, недожаренный шашлык, плов руками, батон, пьет кипяченое молоко с пенками, коктейль через соломинку.
3. Этюд на движение, характерное для заданного образа:
- за кулисами театра на репетиции: балерина, скрипач, жонглер,
пианист, канатоходец, чечёточник, балалаечник, дирижер;
- профессии сферы услуг и обслуживания: полотер, повар, парикмахер, сапожник, дворник, портниха, мойщик стекол, чистильщик обуви;
- тренировка спортсменов: штангист, боксер, конькобежец, лыжник, копьеметатель, хоккеист, гребец, наездник.
4. Чтение стихотворения в образе:
- забывчивый,
- с плохой дикцией,
- жестикулирующий,
- иностранец, плохо говорящий по-русски,
- ребенок из младшей группы детского сада,
- человек, чихающий, сморкающийся и кашляющий.
5. Походка.
- первоклассник идет в первый класс;
- манекенщицы демонстрируют модели одежды;
- вы с отрядом идете в поход и несете тяжелый рюкзак;
- выгнали с урока;
- звезда эстрады идет через толпу поклонников;
- игра в «классы»;
- вызвали к директору;
- ботинки малы – натерли ноги;
- изобразить походку животного /любого по заданию педагога/
- идете на экзамен;
- по сигналу бежите в столовую;
- впервые несете кувшин с водой на голове.
6. Диалог - звукоподражание и «разговор» животных:
- курица – петух;
- свинья – корова;
- лев – баран;
- собака – кошка;
- две обезьяны;
- большая собака – маленькая собака.
7. Танцевальные движения:
- вальс, «Барыня», танго, лезгинка;
- полька, сиртаки, летка-енка, цыганочка;
- полонез, лезгинка, «Барыня», «Танец маленьких лебедей»;
- рок-н-ролл, гопак, вальс, «Яблочко»
- вальс, марш «Тореадор», сиртаки, цыганочка;
- твист, цыганочка, лезгинка, вальс.
8. Сказать одну и ту же фразу с разными интонациями: с восторгом, с презрением, с нежностью, с ненавистью, с ленью, с завистью, со страхом, с радостью, с уважением, с отчаянием, с тоской, с ревностью, с бодростью, с наглостью, с усмешкой, с кокетством, с недоверием, с дрожью в голосе, с оптимизмом, с унынием, со злостью, с ехидством, с горечью.
Фразы: «Птички поют», «Приятного аппетита», «Хорошая собака», «Доброе утро», «Большое спасибо», «Начальник едет».
9. Крик:
- наступили на ногу острым каблуком;
- крик одобрения с галерки театра;
- крик пастуха, сгоняющего стадо;
- крик начальника на подчиненного;
- крик через широкую реку – вызов парома;
- решающий гол;
- разгневанная мать, зовущая ребенка;
- крик в горах и эхо.
Упражнения на отработку практических навыков:
- Приемы концентрации внимания
Упражнения: «Одновременный поклон, хлопнуть в ладоши», «Расставить вещи по своим местам», «Послушать звуки и рассказать», «Мгновенная ориентировка»,
- Снятие мышечных зажимов
Упражнения: «Вес», «Подчинение работы мышц своей воле», «Целенаправленные действия», «Десять оправданных положений», «Сонная голова», «Чужие руки»,
- Простое физическое действие, предлагаемые обстоятельства, “если бы”
Упражнения: «Память физических действий», «Читаем, пишем, изображаем слово (животное, растение и т.п.), «Превратился сам»,
- Внимание, воображение
Упражнения: «Превращение», «Одно и то же по разному», «Сочинение фразы с заданными словами»
- Логика и последовательность, беспредметное действие
Упражнения: «Живая картинка»
- Принципы импровизации
Упражнения: «Живая картинка», «Озвучивание иллюстраций, картины».
- Эмоциональная память
Упражнения: «Слово - картинка», «Вес», «На 5 органов чувств»
- Приспособления
Упражнения: «Замри», «На 5 органов чувств»,
- Сверхзадача и сквозное действие
Упражнения: Этюды на развитие действий.
- Внешняя характерность
Этюды: Проявление черт характера, поведения.
- Развитие речевого аппарата. Техника речи
Упражнения: Тренировка нижней челюсти, тренировка губных мышц, тренировка мышц языка, гласные и согласные, дикция. Скороговорки.
- Тренинг: артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения
Упражнения: «Длинная фраза», «Непонятное слово», «Пятачок, улыбочка», «Кидаем мячи»,
- Освобождение голоса
Упражнения: «Орган», «Лифт», «Джунгли»
- Разработка дыхания
Упражнении: «Мячик и насос»
В качестве дидактических материалов используются специально подобранные по теме литературные тексты разного характера и жанров.
Список авторов и произведений для индивидуальной работы с текстами используемых в качестве дидактических материалов для формирования комплекса личностных достоинств воспитанников:
- Александрова З. «Мой мишка»
- Астафьев В. «Бабушка с малиной»
- Барто А. «Подружки», «Зарядка», «Аллергия», «Королева», «Игра в стадо» и др.
- Белов В.
- Берестов В. «Приятная весть»
- Благинина Е.
- Блок А.
- Богомазов С. «Вовочка», «Боялка» и др.
- Вершинин А. «Русский солдат»
- Воронкова Л. «Девочка из города»,
- Голявкин В.: «Больные», «Как я всех обмануть хотел», «Не везёт», «Коньки купили, купили не напрасно», «Поющая Катя», «У Ники новые лыжи», «Язык»
- Григорьев О. «Штрашная иштория», «Дрожащие стихи» и др.
- Гюго В. «Гаврош»
- Давыдычев Л. «Буксир Аделаида»
- Драгунский В. «Денискины рассказы», «Что я люблю… и чего не люблю», «Девочка на шаре», «Он живой и светится», «Смерть шпиона Гадюкина», «Зеленчатые леопарды», «Не хуже вас, цирковых», «Заколдованная буква» и др.
- Драгунская К. «Суперпредложение», «Новости из Лысогорска»
- Есенин С. «Береза» и др.
- Жуковский В. «Бородинская годовщина»
- Заболоцкий Н.
- Заходер Б. «Мы друзья», « Про сома» и др.
- Зощенко М. «Великие путешественники», «Галоши и мороженое»
- Исаковский М. «Слово о женщине»
- Карем М.. Пер.В.Берестова. «Первоклассница»
- Каминский Л. «Сочинение»
- Коринец Ю.
- Кушак Ю. «Новость»
- Лермонтов М.
- Лившиц В. «Как я научился плавать», «Старушка на потолке»
- Мандельштам О. «Рояль»
- Майков В. «Сказание о 1812 годе»
- Маршак С.Я. «Где тут Петя, где Сережа», «Шесть единиц»
- Машковская Э.: «Жадных нет!», «Начальник погоды», «Тому, кого еще не знаю», «Как это начиналось», «Трудно строить…», «Я заперлась…»
- Медведева Н. «Сказание о Бородино»
- Михалков С. «Тридцать шесть и пять»
- Мориц Ю.: «Это очень интересно», «Волнующий вопрос», «Кто сильнее?», «Страшилище», «Цветок, «Большой секрет для маленькой компании»,
- Мусатов В. «Давай играть»
- Николенко Л. «Веселое сделалось грустным»
- Носов Н. «Мишкина каша»
- Носов И. «Контрабандисты»
- Осеева В.: «Плохо», «Хорошее» и др.
- Остер Г. «Вредные советы», «Вчера» и др.
- Паустовский К. «Снег»
- Петренко Н. «Под Курском май»
- Пивоварова И. «Сочинение», «Смеялись мы хи-хи», «Весенний дождь»
- Приходько В. «Вот когда я взрослым стану», «Ой!»
- Пушкин А.С. «Желанье славы» и др.
- Рождественский Р. «Я иду по хрустящему гравию…», «Значит так: завтра надо ежа отыскать…», «Мне на месте не сидится…», «Со мною бабушка моя…», «Это ж интересно прямо…»
- Рубцов Н. «Березы»
- Самойлов Д.
- Светлов М. «Две матери»
- Сеф Р.: «Думающий человек», «Может Быть», «Совершенно непонятно», «Часы» «Карандаш», «Лопата», «Бесконечные стихи»
- Сотник Ю. «Дрессировщики»
- Степанов В. «Приходят к дедушке друзья»
- Титов В. «Сапун-гора»
- Токмакова И.: «Голубая страна», «Лошадка пони», «Я могу и углу постоять…»
- Тютчев Ф.
- Уланова Л. «История с бородой»
- Усачев А.А. «Уроки воспитания», «Солидная дама», «Любопытная Варвара» и др.
- Успенский Э. «Кошмарики», «Бабушка и внучек»,
- Цветаева М. «Генералам двенадцатого года»,
- Черный С. «Перед ужином»
- Черных Ю. «Хотите – проверьте!»
- Чехов А.П. «Ванька», «Злой мальчик»
- Шолохов М. «Нахаленок»
- Щербаков А. «Жизнь начиналась с войны», «Мемориал на Ленинградском шоссе»
Условия реализации программы
Для занятий необходимо отдельное помещение. Стол и стулья. Техническое оснащение не требуется.
Список литературы:
Актерское мастерство
- Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е изд. - М., 1992 г.
- Ершов П.М.. Режиссура как практическая психология - М.., 1972 г.
- Корогодский З.Я. Первый год. Начало. - М.:Сов.Россия, 1971г. Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
- Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение. - М.:Сов.Россия, 1972 г. Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
- Корогодский З.Я. Режиссер и актер. –М., 1967.
- Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - 1974 г.
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. –Л., 1984.
- Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. - М.:ВТО, 1959 г.
- Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах. М.: Искусство, 1995 г.
Сценическая речь
- Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - М., 1978.
- Гукова В.И. и др. Сценическая речь: /Работа над текстом/ Уч. пособие - М., МГИК, 1986 г.
- Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным. –М., 1976.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977 г.
- Комякова Г. Слово в драматическом театре. –М., 1974.
- Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи. –М., 1986.
- Петрова А.Н. Сценическая речь. Учебно-методическое пособие для театральных институтов и реж. отд. институтов культуры. М.:Искусство, 1981
- Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. /МНИИ уха горла и носа/ - М., 1973 г.
- Савкова З. Как сделать голос сценическим. –М., 1978.
Сценическое движение
- Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. - М., 1986 г.
- Гранер В. Ритм в искусстве актера. - М., 1966 г.
- Кох И. Основы сценического движения. - л., 1970 г.
- Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
- Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М., 1976 г.
- Рутберг И. Пантомима, движение и образ. - М., 1963 г.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч.Т.2 - М., 1974 г.
Приложение
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Программа составлена в соответствии с нормативно-правовой базой учреждений дополнительного образования и на основании городской целевой программы "Модернизация Московского образования (Столичное образование-5).
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 22.02.1997 г., 08.08.2003 г.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
СаНПиН 2.4.4.1251-03 (введенные 20.06.2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 03.04.2003 г. №27 Д)
СаНПиН 2.4.1.1249-03 (введенные 25.03.2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 03.04.2003 г. №27 Д)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте
Программа «От слова к звуку» является модифицированной и составлена на основе авторской программы ...
Образовательная программа проектной мастерской СЛОВА…
Программа краткосрочного (8 часов) курса по выбору предназначена для учащихся 5-х классов, желающих научиться организовывать свою деятельность при работе над сочинением (текстом – описанием)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...
Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.
Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....
Разработка урока по теме" Синтаксические средства связи слов в словосочетаниях"с использованием электронно-образовательного комплекса.
В материале представлен конспект урока по теме "Синтаксические средста связи слов в словосочетаниях", разработана презентация, а также тесты электронно-образовательного комплекса для закрепления ...
урок русского языка во 2 классе образовательной системы "Школа 2100" по теме « Правописание слов с разделительным ъ»
Данный урок включает в себя презентацию и разработанный маршрут урока....