Рабочая пограмма по новым ФГОС для 10 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая прграмма по русскому языку для 10 класса рассчитана на проведение 2 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10_klass_russkiy_yazyk.docx | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования и науки Тамбовской области
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» города Котовска Тамбовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 10 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Тимохина Марина Юрьевна
Котовск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание учебного предмета 8
Планируемые образовательные результаты 10
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 22
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык государствообразующего народа, язык межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования общероссийской гражданской идентичности. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является основой социально-экономического, культурного и духовного объединения народов Российской Федерации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
Воспитательный потенциал предмета « Русский язык» реализуется через:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю),
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Система языка, её устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение).
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
- идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
- разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
- выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;
- выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
- оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
- пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
- развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
- делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
- оценивать приобретённый опыт;
- стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать своё право и право других на ошибку;
- развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографический словарь.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Общие сведения о языке | |||||
Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука | 1 | 0 | 0 | ||
Язык и культура | 1 | 0 | 0 | ||
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков | 1 | 0 | 0 | ||
Формы существования русского национального языка | 2 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу |
5 | |||||||
Раздел 2. Система языка. Культура речи | |||||||
Система языка, её устройство, функционирование | 1 | 0 | 0 | ||||
Культура речи как раздел лингвистики | 1 | 0 | 0 | ||||
Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм | 1 | 0 | 0 | ||||
Качества хорошей речи | 1 | 0 | 0 | ||||
Основные виды словарей (обзор) | 1 | 0 | 0 | ||||
Итого по разделу |
5 | |||||
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы | |||||
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики.(повторение, обобщение). Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение). | 1 | 0 | 0 | ||
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы | 2 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу |
3 | |||||
Раздел 4. Лексикология и фразеология. Лексические нормы | |||||
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Изобразительно-выразительные средства лексики (повторение, обобщение) | 2 | 0 | 0 | ||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 3 | 0 | 0 | ||
Функционально-стилистическая окраска слова | 1 | 0 | 0 | ||
Экспрессивно-стилистическая окраска слова | 1 | 0 | 0 | ||
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова | 1 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу |
8 | |||||
Раздел 5. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы | |||||
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение) | 2 | 0 | 0 | ||
Словообразовательные нормы | 1 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу |
3 | |||||
Раздел 6. Морфология. Морфологические нормы | |||||
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение) | 2 | 0 | 0 | ||
Основные морфологические нормы современного русского литературного языка. | 4 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу |
6 | |||||
Раздел 7. Орфография. Основные правила орфографии | |||||
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение) | 1 | 0 | 0 | ||
Правописание гласных и согласных в корне | 2 | 0 | 0 | ||
Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок | 2 | 0 | 0 | ||
Правописание суффиксов | 2 | 0 | 0 | ||
Правописание н и нн в словах различных частей речи | 2 | 0 | 0 | ||
Правописание не и ни | 1 | 0 | 0 | ||
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов | 2 | 0 | 0 | ||
Слитное, дефисное и раздельное написание слов | 2 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу |
14 | |||||
Раздел 8. Речь. Речевое общение | |||||
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение) | 1 | 0 | 0 | ||
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты | 1 | 0 | 0 | ||
Речевой этикет | 1 | 0 | 0 | ||
Публичное выступление | 2 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу |
5 | |||||
Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста | |||||
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение) | 1 | 0 | 0 | ||
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление) | 2 | 0 | 0 | ||
Информативность текста. Виды информации в тексте | 2 | 0 | 0 | ||
Информационно-смысловая переработка текста. План. Тезисы.Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия | 3 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу |
8 | |||||
Повторение | 6 | 0 | 0 | ||
Итоговый контроль | 5 | 5 | 0 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||||||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||||||||
план | факт | |||||||||||
1 | Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
2 | Повторение в начале года. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
3 | Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
4 | Взаимосвязь языка и культуры | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
5 | Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Внутренние и внешние функции русского языка | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
6 | Формы существования русского национального языка | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
7 | Формы существования русского национального языка.Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
8 | Язык как система. Единицы и уровни языка, их связи и отношения | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
9 | Культура речи как раздел лингвистики | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
10 | Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
11 | Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
12 | Основные виды словарей | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
13 | Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
14 | Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
15 | Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
16 | Лексикология и фразеология как разделы лингвистики | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
17 | Изобразительно-выразительные средства лексики. Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
18 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
19 | Речевая избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
20 | Речевая избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм). Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
21 | Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная; особенности использования | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
22 | Нейтральная, высокая, сниженная лексика. Эмоционально-оценочная окраска слова. Уместность использования эмоционально-оценочной лексики | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
23 | Особенности употребления фразеологизмов и крылатых слов | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
24 | Итоговый контроль [["Лексикология и фразеология. Лексические нормы". Обучающее сочинение-рассуждение]] | 1 | 1 | 0 | введите дату | |||||||
25 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Основные понятия морфемики и словообразования (повторение, обобщение) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
26 | Морфемный и словообразовательный анализ слова. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
27 | Словообразовательные трудности (обзор) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
28 | Морфология как раздел лингвистики (повторение, обощение) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
29 | Морфология как раздел лингвистики. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
30 | Морфологические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
31 | Основные нормы употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
32 | Основные нормы употребления местоимений, глаголов | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
33 | Основные нормы употребления местоимений, глаголов. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
34 | Итоговый контроль [["Морфология. Морфологические нормы". Изложение с творческим заданием]] | 1 | 1 | 0 | введите дату | |||||||
35 | Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
36 | Правописание гласных и согласных в корне | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
37 | Правописание гласных и согласных в корне. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
38 | Правила правописания слов с разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
39 | Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
40 | Правописание суффиксов | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
41 | Правописание суффиксов. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
42 | Правописание н и нн в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах, причастиях, наречиях | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
43 | Правописание н и нн в словах различных частей речи. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
44 | Правописание слов с не и ни (в отрицательных и неопределенных местоимениях, наречиях при двойном отрицании, в восклицательных предложениях с придаточными уступительными) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
45 | Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
46 | Правила правописания безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
47 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
48 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | [ | ||||||
49 | Контрольная работа по теме [["Орфография. Основные правила орфографии"]] | 1 | 1 | 0 | введите дату | |||||||
50 | Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
51 | Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
52 | Речевой этикет. Основные функции | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
53 | Публичное выступление и его особенности | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
54 | Публичное выступление. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
55 | Текст, его основные признаки. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
56 | Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление) | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
57 | Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
58 | Информативность текста. Виды информации в тексте | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
59 | Информативность текста. Виды информации в тексте. Практикум | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
60 | Информационно-смысловая переработка текста. План. Тезисы. Конспект | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
61 | Информационно-смысловая переработка текста. Отзыв. Рецензия | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
62 | Информационно-смысловая переработка текста. Реферат. Аннотация | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
63 | Итоговый контроль [["Текст. Информационно-смысловая переработка текста". Сочинение]] | 1 | 1 | 0 | введите дату | |||||||
64 | Контрольная итоговая работа | 1 | 1 | 0 | введите дату | |||||||
65 | Повторение и обобщение [[изученного в 10 классе. Культура речи]] | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
66 | Повторение и обобщение [[изученного в 10 классе. Орфография]] | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
67 | Повторение и обобщение [[изученного в 10 классе. Пунктуация]] | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
68 | Повторение и обобщение [[изученного в 10 классе. Текст]] | 1 | 0 | 0 | введите дату | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | ||||||||||||
68 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 10-11 класс/ Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Русский язык (в 2 частях), 10-11 класс/ Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ, МЭО, Моя школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма и КТП для 5 класса по русскому языку (Львов)
Рабочая прграмма рассчитана на 7 ч. в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя русского языка и литературыМКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....
Рабочая программа по литературе для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ "МО г. Нягань "СОШ№4" Андреевой Альмиры Даниловны
Данная рабочая программа рассчитана для изучения литературы в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствии с положением ФГОС общего образования....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".
Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....
Рабочая программа учебного курса для 5 класса "Тайны русского языка".
Рабочая программа учебного курса для 5 класса "Тайны русского языка"....
Рабочая пограмма по новым ФГОС для 11 класса по русскому языку
Рабочая программа разработана на 2 часа в неделю...
Рабочая пограмма по новым ФГОС для 10 класса по литературе
Рабочая программа расчитана на 3 часа в неделю...