Защита проекта как одна из форм работы на уроках литературы и краеведения
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Пушкарёва Валентина Евгеньевна

Учебная деятельность ученика и учителя, в основном, сосредотачивается на уроке- главной составной части образовательного процесса. В арсенале современного учителя существует много разнообразных  методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания. Я хочу поделиться опытом работы по использованию такой формы работы, как защита проекта на уроках краеведения в 5 классе и уроках литературы в 11 классе. Проектная деятельность на уроке помогает в решении ряда ключевых компетенций учащихся. Это одна из форм, повышающая интерес ученика к предмету, к уроку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_proekta_kak_odna_iz_form_raboty_na_urokah_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Защита проекта как одна из форм работы на уроках литературы и краеведения

Учебная деятельность ученика и учителя в основном сосредотачивается на уроке, поэтому урок – главная составная часть образовательного процесса. В арсенале современного учителя существует много разнообразных методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания. При подготовке и проведении урока важно следовать таким принципам:

  • урок – это открытие, поиск и осмысление истины;
  • в центре урока – человек, гуманизация воспитания – ключевая тенденция современности;
  • «урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой части должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры» (Попова Е.Н. «Образовательные технологии: инновации и традиции», Волгоград, 2009 г.).

Поделюсь опытом работы по использованию такой формы работы как защита проекта на уроках краеведения в 5 классе и уроках литературы в 11 классе. Проектная деятельность на уроке помогает в решении ряда ключевых компетенций:

  • готовит к использованию информационных ресурсов;
  • готовит к социальному взаимодействию;
  • готовит ученика к самообразованию;
  • формирует коммуникативную компетентность (готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно ее отстаивать в публичном выступлении).

Начинаем с 5 класса обучать работе над проектом. В литературно-этнографическом курсе «Культура народов Приморья» предлагается актуальная тема «Моя родословная». Долгие годы молодому поколению внушалась мысль, что славная история начинается с 1917 года, предавалась забвению память о прошлом, не поощрялось стремление восстановить свою родословную. К счастью, многое изменилось, и мы с радостью сейчас

говорим: «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит». Ученикам 5 класса предлагаются темы проектов:

1. Моя родословная (в форме презентации с использованием ИКТ).

2. Моя семья в форме презентации или рассказа.

3. Удивительное событие из жизни моей бабушки, или прабабушки, или прадедушки».

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

  • разработка проектного замысла (анализ ситуации, проблемы, планирование)
  • реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий)
  • оценка результатов проекта.

Из рассказов детей выяснилось, что только 60% семей бережно относятся к памяти предков. Дети делали для себя удивительные открытия о своих близких. Некоторые не смогли выстроить свое родословное древо, потому что время неумолимо стерло из памяти современных молодых родителей какие-либо сведения о близких.

Работать над проектом можно как в классах среднего звена, так и классах старшего звена. Большие возможности предоставляются учителю, работающему в 11 классе. Надо только помнить, что право выбора за учеником. Роль учителя четко определена:

  • учитель выступает в роли помощника, он может предложить алгоритм деятельности (например, сравнительный анализ информации или помочь сформулировать постановку задач в работе над проектом)
  • он консультирует, не навязывая своей точки зрения.

Роль ученика:

-имеет право не участвовать ни в одном проекте;

  • участвовать одновременно в нескольких проектах;
  • в любой момент начать новый проект.

По содержанию проекты могут быть внутрипредметными и межпредметными; по срокам выполнения – годовыми, четвертными недельными, поурочными; по значимости – итоговыми и текущими. К итоговому проекту готовим детей постепенно. Вначале даем возможность ребенку принять участие в текущем, поурочном проекте, выполнить небольшое индивидуальное задание, предполагающее при частично-поисковом методе организовать самостоятельную работу по добыванию и использованию знаний. Это опыт небольшого публичного выступления. От ситуации успеха, уверенности в себе ученик переходит к итоговому проекту. Защита проекта осуществляется на уроке, но обучающийся может выступить со своей работой на научно-практической конференции любого уровня, начиная со школьного уровня и кончая международным уровнем.

Уровень публичного выступления с проектами моих учеников:

  1. Прием антитезы в лирике М. Цветаевой (международный уровень)
  2. Любимая книга моей семьи (муниципальный уровень, школьный)

3. Дьявольская сила в произведениях А.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Булгакова (школьная научно-практическая конференция).

Защита проекта считается удачной, если выступающий смог ответить на вопросы слушателей и учителя. Чем больше вопросов задано автору проекта, тем явственнее показатель того, что презентация была интересной. Четкие удачные ответы – свидетельство сформированной коммуникативной компетентности.

Критерии оценки проекта

1. Качество доклада – 1б.

- Проект зачитывается 2б.

- Проект рассказывается, но не определены цели и задачи работы. 3б.

-Сообщение четко выстроено. 4б

- Кроме хорошего доклада, владеет иллюстративным материалом. 5б.

- Проект производит выдающееся впечатление.

2. Качество ответов на вопросы: 1б.- Не может четко ответить на вопросы. 2б. – Не может ответить на большинство вопросов. 3б. – отвечает на большинство вопросов.

3. Использование демонстрационного материала:

1б. – демонстрационный материал представлен в докладе.

2б. – демонстрационный материал использовался в докладе.

3б.- к демонстрационному материалу нет претензий.

4. Владением автором речевым и специальным аппаратом:

1б – автор владеет базовым аппаратом;

2б – использованы общенаучные и специальные термины;

3б – показано владение специальной лексикой.

5. Четкость выводов, обобщающих защиту проекта:

1б – выводы имеются, но они не доказательны;

2б – выводы нечеткие;

3б. – выводы полностью характеризуют материал.

Итого: 17 баллов

Подробное объяснение несколько иной оценки проектной деятельности учащегося можно прочитать в книге Г.Б. Голуба, Е.А. Перелыгиной, О.В.Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования», издательство «Учебная литература», 2006 год.

Подводя итог, хочется отметить, что качество подготовки учащихся по той или иной дисциплине во многом определяется уровнем проведения учебного занятия. И одна из форм, повышающая интерес ученика к предмету, к уроку – проектная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.

Технологизация  учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с ...

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе....

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...

Выступление на круглом столе "Групповые формы работы на уроке литературы"

Описан опыт работы в группах с рассмотрением групповой формы обучения как таковой и приведены примеры нескольких фрагментов уроков с использованием групповой формы обучения на уроках литературы....

Видео-урок "Анализ на слух как одна их форм работы на уроках сольфеджио"

Видеоурок посвящен одной из важнейших форм работы на уроках сольфеджио – анализу на слух. В этой форме работы  объединяются все знания и умения учащихся, получаемые на уроках. Работа над анализом...

Логопедический проект как одна из форм работы с обучающимися и их родителями в условиях школьного логопункта.

Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания и умения. Необходимо  взаимодействие  логопеда, учителя и родителей. Проектная деятельность позволяет привлечь вз...

Мини-проект как одна из форм деятельности на уроках информатики в 5 классе в условиях ФГОС

Данная презентация рассказывает об использовании мини-проектов на уроках информатики в 5 классе в рамках ФГОС.Представлены примеры проектов, которые можно реализовать на уроке и (или) в качестве домаш...