Рабочая программа по русскому языку "Секреты русской орфографии"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа элективного курса по русскому языку в 7 классе "Секреты русской орфографии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ-7-klass-na-sayt.docx | 53.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа №6
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ______/__________ подпись/расшифровка подписи | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г.Иркутска СОШ №6 __________ М.А. Рябчевская Приказ №____ от «____»__________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
_Секреты русской орфографии
название курса
для учащихся 7 класса
Образовательная область: __русский язык____________________
Разработал(а):
Гриценко Юлия Сергеевна
(фамилия, имя, отчество)
___-______________________,
(квалификационная категория)
20__г.
Программа рассмотрена на заседании
МО учителей русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ №6
Протокол №____ от «____»____________20__г.
Руководитель МО:
________/_______________
(подпись/расшифровка подписи)
Иркутск
- Пояснительная записка.
Рабочая программафакультативного курса «Секреты русской орфографии» для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса, В.В.Львова, Г.А.Богдановой «Программа по русскому языку. 5-9 классы».(Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.И.Харитонова.-М.: Дрофа,2015).
Рабочая программа ориентирована на УМК М.М. Разумовской: Русский язык. 7 класс: учебник /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2015.
Программа факультативного курса «Секреты орфографии и пунктуации» разработана в связи сневысоким уровнем грамотности учащихся 7 классов, с недостатком времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
- подготовка к успешной сдаче ОГЭ;
- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Цель:
Обеспечение условий для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Общая характеристика факультативного курса
Программа факультативного курса ориентирована на языковое развитие учащихся 7 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие всех видов речевой деятельности и культуры устной и письменной речи, базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 7 класс рассматривается какэтап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.М.Разумовской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Так, каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущих лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике его развития.
Курс "Секреты русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.Программой предусмотрены практические занятия.
Место в учебном плане факультативного курса «Секреты русской орфографии»
Данная рабочая программа предусматривает изучение курса в VII классе 35ч. (1 ч. в неделю).
- Результаты изучения факультативного курса «Секреты орфографии и пунктуации»
Личностные результаты
Ученик научится:
- - Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- - Осознавать эстетическую ценность русского языка.
- - Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- - Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
- Метапредметныерезультаты обучения
Регулятивные
Ученик научится:
- - Умению контроля.
- - Принятию решений в проблемных ситуациях.
- - Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
- - Осознанию критериев оценки выполнения учебных заданий.
Ученик получит возможность научиться:
- - Основам саморегуляции.
- - Осуществлению познавательной рефлексии.
Познавательные
Ученик научится:
- - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- - строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- - осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- - строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
- Коммуникативные
- - Чтение и аудирование.
Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
- - Анализ текста.
Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля речи;
- Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания
- Совершенствование текста.
С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
- Предметные результаты обучения
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
знать правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
алгоритм обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах;
знать алгоритм обнаружения изучаемой пунктограммы;
обосновывать и правильно употреблять знаки препинания при однородных членах, обращениях, причастных оборотах, деепричастных оборотах;
обосновывать и правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
3. Содержание факультативного курса
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 1 | Введение Правописание гласных и согласных корня. | 3 5 |
2 | Правописание приставок. | 2 |
3 | Правописание форм глагола. | 4 |
4 | Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов. | 5 |
5 | Правописание н и нн в различных частях речи. | 4 |
6 | Правописание не с разными частями речи. | 4 |
7 | Правописание служебных частей речи. | 2 |
8 | Пунктуация в простых и сложных предложениях. | 7 |
Содержание факультативного курса
Правописание гласных и согласных корня.Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок.Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи. Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.Слитные и дефисные написания имён прилагательных.Слитные и раздельные написания имён числительных.Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.Дефисное написание наречий.
Правописание форм глагола.Правописание личных окончаний глагола.Употребление мягкого знака в глагольных формах.Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание не с разными частями речи.Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.Написание не с именами существительными, прилагательными.Написание не с причастиями.Написание не с наречием.
Правописание служебных частей речи.Правописание предлогов.Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.Пунктуация в предложениях с обращениями.Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.Пунктуация в сложных предложениях.
4. Тематическое планирование факультативного курса «Секреты орфографии и пунктуации». 7 класс
№ | Тема урока, раздела | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Тип занятия | Виды и формы контроля | |||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||
коммуникативные познавательные, регулятивные | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | ||||||||
I | Введение | 3 ч. | ||||||||
1 | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | К. Создавать устные и письменные высказывания П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе Р. Принятие решений в проблемных ситуациях | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | практикум | |||||
2 | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | К. Создавать устные и письменные высказывания П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе Р. Принятие решений в проблемных ситуациях | Знать основные принципы орфографии | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | практикум | ||||
3 | Тайна фонемы. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | К. Создавать устные и письменные высказывания П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе Р. Принятие решений в проблемных ситуациях | Знать: понятие фонемы. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | практикум | ||||
II | Правописание гласных и согласных корня. | 5 ч. | ||||||||
4 (1) | Ударение под гласной может сделать букву ясной. | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | К.Создавать устные и письменные высказывания П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе Р. Принятие решений в проблемных ситуациях | Знать: основные типы орфограмм корня, изученные в 5-6 классах; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, определяют правильное написание путём подбора однокоренных слов. | практикум | Объяснительный диктант | ||
5 (2) | Коварные словарные слова. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | К. Создавать устные и письменные высказывания П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий. | Знать: основные типы орфограмм корня, изученные в 5 -6 классах; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Правильно пишут слова с чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием. | практикум | Распределительный диктант | ||
6 (3) | Орфографический словарь – наш главный помощник. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | К. Создавать устные и письменные высказывания П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе Р. Принятие решений в проблемных ситуациях | Знать: основные типы орфограмм корня, изученные в 5 -6 классах; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Определяют написание согласных и безошибочно пишут их. | практикум | Выборочный диктант | ||
7 (4) | Проверь себя. Тест | Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений. | К. Создавать устные и письменные высказывания П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему Р. Принятие решений в проблемных ситуациях | Знать: правило выбора буквы после шипящей и ц, ударение. Уметь: грамотно писать о-ё после шипящих и ц | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются | практикум | тест | ||
8 (5) | Опасные согласные. | |||||||||
II | Правописание приставок | 2ч. | ||||||||
8 (1) | Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | К. Создавать устные и письменные высказывания П.осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся | Знать: правило о написании приставок и предлогов, гласных в приставках. Уметь: различать приставку и предлог | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания. | практикум | Самодиктант | ||
9 (2) | Приставки пре-/при-. | Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик». | К.владение разными видами чтения П. осуществлять синтез как составление целого из частей Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий. | Знать: правило о написании приставок и предлогов, гласных в приставках. Уметь: различать приставку и предлог | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-. | практикум | Распределительный диктант | ||
III | Правописание форм глагола | 4 ч. | ||||||||
10 (1) | Правописание личных окончаний глагола. Тест | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | К.способность извлекать информацию из различных источников П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий. | Знать: основные типы орфограмм суффиксов и окончаний; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола. | практикум | Объяснительный диктант | ||
11 (2) | Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | К. способность извлекать информацию из различных источников П. осуществлять синтез как составление целого из частей Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий. | Знать: основные типы орфограмм суффиксов; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Применяют способы действия по написанию суффиксов глагола | практикум | Работа по карточке | ||
12 (3) | Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), | Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик». | К. владение разными видами чтения П. воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей Р. Умение контроля | Знать: основные типы орфограмм суффиксов; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Указывают суффиксы причастий и условия их употребления. | практикум | Самодиктант | ||
13 (4) | Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. Тест | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | К.способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П.осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; Р. Принятие решений в проблемных ситуациях | Знать: основные типы орфограмм суффиксов; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи | Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры. | практикум | Тематическая тестовая работа | ||
IV. | Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов | 5 ч. | ||||||||
14 (1) | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных и прилагательных | Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик». | К. владение разными видами чтения П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся | Знать: основные типы орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания разных частей речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании. Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме. | практикум | Работа по карточке. | ||
15 (2) | Слитные и раздельные написания имён числительных. | Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий | К. способность извлекать информацию из различных источников П.осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; Р. Принятие решений в проблемных ситуациях | Знать: основные типы орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания разных частей речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. | практикум | Трансформационный диктант | ||
16 (3) | Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся | Знать: основные типы орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания разных частей речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Применяют правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают примеры на данную орфограмму | практикум | Распределительный диктант | ||
17 (4) | Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | К. владение разными видами чтения П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему | Знать: основные типы орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания разных частей речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. | практикум | Выборочный диктант | ||
18 (5) | Дефисное написание наречий. Тест | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П. воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей | Знать: основные типы орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания разных частей речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры. | практикум | Тематический тест | ||
V. | Правописание Н и НН в различных частях речи | 4ч. |
| |||||||
19 (1) | Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П. осуществлять синтез как составление целого из частей Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся | Знать: правило написания нн-, н- в разных частях речи. Уметь: применять это правило на письме | Принцип единого написания морфем при проверке орфограммы | Безошибочно определяют условия выбора одной и двух нв суффиксах полных отыменных прилагательных | практикум | Выборочный диктант | ||
20 (2) | Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | К. владение разными видами чтения П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе | Знать: правило написания нн-, н- в разных частях речи. Уметь: применять это правило на письме | Принцип единого написания морфем при проверке орфограммы | Правильно пишут слова с н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н». | практикум | Объяснительный диктант | ||
21 (3) | Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | К. владение разными видами чтения П.воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей Р. Умение контроля | Знать: правило написания нн-, н- в разных частях речи. Уметь: применять это правило на письме | Принцип единого написания морфем при проверке орфограммы | Определяют условия выбора одной и двух нв суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы. | практикум | Работа по карточке | ||
22 (4) | Употребление н и нн в именах сущесительных. Тест | Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений. | К. способность извлекать информацию из различных источников П. осуществлять синтез как составление целого из частей Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий. | Знать: правило написания нн-, н- в разных частях речи. Уметь: применять это правило на письме | Принцип единого написания морфем при проверке орфограммы | Указывают условия выбора одной и двух нв суффиксах имен существительных. | практикум | Самостоятельная проверочная работа | ||
VI. | Правописание не с разными частями речи | 4ч. | ||||||||
23 (1) | Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. | Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик». | К. владение разными видами чтения П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий. | Знать: основные типы орфограмм - правописания не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. | практикум | Распределительный диктант | ||
24 (2) | Написание не с именами существительными, прилагательными. | Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений. | К. способность извлекать информацию из различных источников П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе | Знать: основные типы орфограмм - правописания не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании. | практикум | Выборочный диктант | ||
25 (3) | Написание не с причастиями. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся | Знать: основные типы орфограмм - правописания не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Применяют правила написания не с причастиями на практике, приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не на письме. | практикум | Самодиктант | ||
26 (4) | Не с наречиями. Тест | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П. осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; | Знать: основные типы орфограмм - правописания не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с наречиями, применяют данное правило при написании. | практикум | Тематический тест | ||
VII. | Правописание служебных частей речи | 2ч. | ||||||||
27 (1) | Правописание предлогов. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | К. способность извлекать информацию из различных источников П.осуществлять синтез как составление целого из частей Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий. | Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: применять правила слитного и раздельного написания предлогов; различать предлоги и синонимичные части речи; подбирать предлоги-синонимы | Нормы употребления предлогов | Определяют написание производных и непроизводных предлогов и безошибочно пишут их. | практикум | Тестовая работа | ||
28 (2) | Правописание союзов. Тест | Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений. | К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся | Знать: нормы употребления союзов в письменной и устной речи. Уметь: соблюдать эти нормы; конструировать различные виды сложных предложений; отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | Конструирование предложения с при- менением изученных пунктуационных правил | Опознают союзы и безошибочно пишут их. | практикум | Тестовая работа | ||
VIII. | Пунктуация в простых и сложных предложениях | 7ч. | ||||||||
29 (1) | Пунктуация в предложениях с обращениями. | Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик». | К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П.воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей Р. Умение контроля | правильно ставить знаки препинания при обращении | анализировать синонимические средства синтаксиса | Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания при обращениях на практике. | практикум | Выборочный диктант | ||
30 (2) | Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Тест | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | К. участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе | правильно ставить знаки препинания , соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи | анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи | Указывают трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. | практикум | Объяснительный диктант | ||
31 (3) | Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | К. участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе | Знать условия постановки знаков препинания при причастном обороте, правильно ставить знаки препинания и находить их в тексте | анализировать синонимические средства синтаксиса | Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике. | практикум | Тестовая работа | ||
32 (4) | Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Тест | Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений. | К.участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; П. осуществлять синтез как составление целого из частей | правильно ставить знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте и находить их в тексте | анализировать синонимические средства синтаксиса | Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия | практикум | Работа по карточке | ||
33 (5) | Пунктуация в сложных предложениях. Тест | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста П.осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий. | правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | Применяют пунктуационное правило правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного). | практикум | Самостоятельная проверочная работа | ||
34 (6) | Итоговая тестовая работа. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Умение классифицировать ошибки, правильно объяснять графически орфограмму | Выполняют тестовые задания, применяя изученные правила решения орфографических и пунктуационных задач. | УКЗУ |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Русский язык. 7 класс. 52 диагностических варианта/ Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух. - М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
2.Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 7 класс/ Под редакцией И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015
Интернет- ресурсы
http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка.
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал.
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку.
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка.
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе.
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет - портале «ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации.
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе.
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы.
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы.
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы
http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников.
ЕГЭ:
http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ.
www.ege.ru – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме.
www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования»
Материально-техническое обеспечение.
1.Ноутбук, проектор, подставка для ноутбука и проектора, экран.
2.Комплект таблиц по русскому языку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Секреты орфографии»,8 класс
Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.
Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см...