Конспект урока русского языка в 5 классе" Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Степакина Татьяна Михайловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimy.docx1004.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме «Омонимы» (по ФГОС)

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

Задачи урока:

1 Предметные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить омонимы в тексте;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • определять виды омонимов;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.
  1. Метапредметные:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Личностные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Первичное закрепление нового знания.
  6. Физ. минутка.
  7. Выявление места и причины затруднений.
  8. Закрепление изученного материала.
  9. Рефлексия деятельности.
  10. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. - Отгадайте такую загадку:

Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)

-Ребята, этой загадкой я хочу вас настроить на доброжелательную и душевную атмосферу на уроке.

У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

-Улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

-Сегодня я предлагаю вам на один урок стать наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления.

-Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополниться новыми  словами и  вы будете их использовать в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться.

II. Актуализация знаний

Цель: проверка пройденного материала, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в путешествие. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить море, волны плещут…

-Откройте глаза

(на слайде : Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах...А.С.Пушкин.

-Но наш  парусный корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести», но это произойдет только после того, как вы ответите на вопросы.

Итак,

Блиц - опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.

Задание на демонстрационном экране: 

Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика»

  • Лексика – это … (словарный состав языка.)
  • Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)
  • В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)
  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...( многозначными)
  • Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)
  • Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)
  • Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)

-Молодцы! Наш корабль  готов отправиться в путешествие по стране «Лексика»

III. Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

-Вот иду я по палубе и слышу разговор двух девочек.

Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка».

Встретились две подруги : Оля и Надя.

Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

 Вопрос классу:

- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

Почему девочки долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) 

О какой овсянке идёт речь?

-Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?

-Можно назвать эти слова многозначными? ( НЕТ)

-Почему?

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\11111.jpg

Многозначные  слова имеют что-то общее, а эти нет…

 (Гнездо птицы, семейное гнездо.

Кабинет – служебное помещение для ответственного лица, отдельная комната в квартире, помещение со специальным оборудованием)

Вывод:

  1. Два предмета названы двумя разными словами.
  2. Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.
  3. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

-Что же это за слова?

- Разгадайте ребус.

 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/11/s_5c39009a5212f/1049658_2.png,,https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/11/s_5c39009a5212f/1049658_3.png,,, https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/11/s_5c39009a5212f/1049658_4.png

-Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, «Омонимы».

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.

-Что сегодня предстоит нам выяснить?

Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?

- Правильно, в конце этого урока мы должны:

1). Узнать, что такое слова-омонимы.

2). Находить омонимы в тексте.

3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.

4) Познакомиться с видами омонимии.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построение и фиксация нового знания

-Ребята,  проведем лингвистический эксперимент.

 На экране вы  видите слово. КЛЮЧ

 Ваша задача - записать это слово.

 -Объяснить, что вы представляете себе, когда читаете его

При объяснении значения слова пользуйтесь фразой-помощником: Когда я читаю слово…., я представляю себе…..

-Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-разному? При этом вы все правы.

Давайте внимательно рассмотрим картинки к слову «ключ». Что изображено на них?

Скрипичный ключ, ключ от замка, ключ- родник

-Похожи ли эти предметы друг на друга? Можно ли их назвать многозначными?

-Но они все названы одним и тем же словом «ключ».

-В чём же дело? Почему эти «ключи» такие разные, хотя их названия звучат и пишутся одинаково?

-Хотите узнать ответы на эти вопросы?

-Тогда обратимся к мудрому помощнику- учебнику.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Работа с учебником и со словарём

  1. - Прочитайте определение омонимов в учебнике на стр.142.

«Омос» – одинаковый; «онима» - имя, в целом – имеющий одинаковое звучание.

2) - Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.353) 

В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером:

(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\img8.jpg

- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?

- Не являются ли эти слова многозначными? Посмотрите на слайд и сравните слова

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\slide_9.jpg

- Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях?

(Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.

-Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию.

У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)

V. Первичное закрепление знаний.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы.

  1. Выполнение тренировочного упражнения № 355

с последующей взаимопроверкой и самооценкой.

(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.)

1) Скосил траву. – Скосил глаза.

2) Косяк лошадей. – Косяк двери.

3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную косу.

Дополнительный вопрос:

- Какая орфограмма встретилась при написании слов?

(Проверяемая безударная гласная в корнях слов …)

VI. Физ. минутка

Цель:сменить вид деятельности.

-А мы, я вижу, немного притомились.

 Без физ. минутки не обойтись.

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше 
И легко-легко подышим 

VII. Выявление места и причины затруднений

Цель: построение и фиксация нового знания.

Углубление знаний учащихся о разных типах омонимов.

- Ребята, омонимы очень разнообразны. Например, звучащие одинаково слова могут относиться к разным частям речи

Ученые-лингвисты ещё выделяют омографы – графические омонимы - слова, которые пишутся одинаково, но различаются при произношении.

Явление это можно наблюдать в словах

Отца спросила дочка:

Не знаю , как прочесть.

Есть слово « Проволочка»

И « проволочка» есть.

А что такое « атлас»?

Его приносят в класс.

Я прочитала « атлас»,

Но есть ведь и «атлас»?

ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

У Пушкина прочтем :

— Вы, щенки! За мной ступайте! 
Будет вам 
по калачу
Да смотрите ж, не болтайте, 
А не то 
поколочу!

-Здесь совпали в звучании два слова (по калачу) и одно (поколочу), хотя в написании их нет совпадения. В этом случае перед нами  омофоны (от греческого омос — одинаковый и фоне — звук), их еще называют фонетическими омонимами.

-Омонимия может проявляться и в каких-либо формах слов в стихах Я. Козловского :

Снег сказал: — Когда я стаю, 
Станет речка голубей, 
Потечет, качая стаю 
Отраженных голубей
.

-Такие слова называются омоформами или грамматическими омонимами

Омонимы, омофоны и омоформы очень любимы писателями-юмористами, потому что они помогают создавать более яркие образы, шутки и так называемые каламбуры – игра слов.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\slide_15.jpg

VIII.Закрепление знаний 

Цель: применение нового знания в типовых заданияхпроговоривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции

А теперь ответьте на шуточные вопросы:

1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?

IX. Рефлексия деятельности.

 Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания

-Ребята, вот и подошло к концу наше необычное путешествие, нам осталось ответить на несколько вопросов и подвести итог уроку.

-Чтобы знанья были впрок, нужно подвести итог:

Фронтальный опрос.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

-Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли достичь поставленной цели? Что вызвало особенные затруднения? Где можно применить полученные знания?

-Какую бы вы поставили себе оценку?

Спасибо за работу на уроке.

X. Домашнее задание: выполнить упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...