Конспект урока русского языка в 5 классе" Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока в 5 классе по теме «Омонимы» (по ФГОС)
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).
Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи урока:
1 Предметные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить омонимы в тексте;
- научить отличать омонимы и многозначные слова;
- формировать умение использовать омонимы в речи;
- развить умение различать омонимы в тексте;
- определять виды омонимов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
- Метапредметные:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
- Личностные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное закрепление нового знания.
- Физ. минутка.
- Выявление места и причины затруднений.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности.
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. - Отгадайте такую загадку:
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)
-Ребята, этой загадкой я хочу вас настроить на доброжелательную и душевную атмосферу на уроке.
У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
-Улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
-Сегодня я предлагаю вам на один урок стать наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления.
-Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополниться новыми словами и вы будете их использовать в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться.
II. Актуализация знаний
Цель: проверка пройденного материала, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
-Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в путешествие. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить море, волны плещут…
-Откройте глаза
(на слайде : Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах...А.С.Пушкин.
-Но наш парусный корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести», но это произойдет только после того, как вы ответите на вопросы.
Итак,
Блиц - опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.
Задание на демонстрационном экране:
Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика»
- Лексика – это … (словарный состав языка.)
- Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)
- В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)
- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...( многозначными)
- Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)
- Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)
- Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)
-Молодцы! Наш корабль готов отправиться в путешествие по стране «Лексика»
III. Постановка учебной задачи.
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
-Вот иду я по палубе и слышу разговор двух девочек.
Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка».
Встретились две подруги : Оля и Надя.
Надя и говорит :
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку!- добавила Надя.
-И я люблю!-сказала Оля.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная ? Как это с молоком?
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!
- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
Вопрос классу:
- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?
- Почему девочки долго не понимали друг друга?
(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)
О какой овсянке идёт речь?
-Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?
-Можно назвать эти слова многозначными? ( НЕТ)
-Почему?
Многозначные слова имеют что-то общее, а эти нет…
(Гнездо птицы, семейное гнездо.
Кабинет – служебное помещение для ответственного лица, отдельная комната в квартире, помещение со специальным оборудованием)
Вывод:
- Два предмета названы двумя разными словами.
- Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.
- Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.
-Что же это за слова?
- Разгадайте ребус.
,,,,,
-Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Правильно, «Омонимы».
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.
-Что сегодня предстоит нам выяснить?
Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?
- Правильно, в конце этого урока мы должны:
1). Узнать, что такое слова-омонимы.
2). Находить омонимы в тексте.
3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.
4) Познакомиться с видами омонимии.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: построение и фиксация нового знания
-Ребята, проведем лингвистический эксперимент.
На экране вы видите слово. КЛЮЧ
Ваша задача - записать это слово.
-Объяснить, что вы представляете себе, когда читаете его
При объяснении значения слова пользуйтесь фразой-помощником: Когда я читаю слово…., я представляю себе…..
-Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-разному? При этом вы все правы.
Давайте внимательно рассмотрим картинки к слову «ключ». Что изображено на них?
Скрипичный ключ, ключ от замка, ключ- родник
-Похожи ли эти предметы друг на друга? Можно ли их назвать многозначными?
-Но они все названы одним и тем же словом «ключ».
-В чём же дело? Почему эти «ключи» такие разные, хотя их названия звучат и пишутся одинаково?
-Хотите узнать ответы на эти вопросы?
-Тогда обратимся к мудрому помощнику- учебнику.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Работа с учебником и со словарём
- - Прочитайте определение омонимов в учебнике на стр.142.
«Омос» – одинаковый; «онима» - имя, в целом – имеющий одинаковое звучание.
2) - Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.353)
В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером:
(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).
- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?
- Не являются ли эти слова многозначными? Посмотрите на слайд и сравните слова
- Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях?
(Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.
-Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию.
У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)
V. Первичное закрепление знаний.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы.
- Выполнение тренировочного упражнения № 355
с последующей взаимопроверкой и самооценкой.
(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.)
1) Скосил траву. – Скосил глаза.
2) Косяк лошадей. – Косяк двери.
3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную косу.
Дополнительный вопрос:
- Какая орфограмма встретилась при написании слов?
(Проверяемая безударная гласная в корнях слов …)
VI. Физ. минутка
Цель:сменить вид деятельности.
-А мы, я вижу, немного притомились.
Без физ. минутки не обойтись.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим
VII. Выявление места и причины затруднений
Цель: построение и фиксация нового знания.
Углубление знаний учащихся о разных типах омонимов.
- Ребята, омонимы очень разнообразны. Например, звучащие одинаково слова могут относиться к разным частям речи
Ученые-лингвисты ещё выделяют омографы – графические омонимы - слова, которые пишутся одинаково, но различаются при произношении.
Явление это можно наблюдать в словах
Отца спросила дочка:
Не знаю , как прочесть.
Есть слово « Проволочка»
И « проволочка» есть.
А что такое « атлас»?
Его приносят в класс.
Я прочитала « атлас»,
Но есть ведь и «атлас»?
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ
У Пушкина прочтем :
— Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
-Здесь совпали в звучании два слова (по калачу) и одно (поколочу), хотя в написании их нет совпадения. В этом случае перед нами омофоны (от греческого омос — одинаковый и фоне — звук), их еще называют фонетическими омонимами.
-Омонимия может проявляться и в каких-либо формах слов в стихах Я. Козловского :
Снег сказал: — Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
-Такие слова называются омоформами или грамматическими омонимами
Омонимы, омофоны и омоформы очень любимы писателями-юмористами, потому что они помогают создавать более яркие образы, шутки и так называемые каламбуры – игра слов.
VIII.Закрепление знаний
Цель: применение нового знания в типовых заданиях, проговоривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции
А теперь ответьте на шуточные вопросы:
1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?
IX. Рефлексия деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания
-Ребята, вот и подошло к концу наше необычное путешествие, нам осталось ответить на несколько вопросов и подвести итог уроку.
-Чтобы знанья были впрок, нужно подвести итог:
Фронтальный опрос.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Что называют омонимами?
- В чём отличие омонимов от многозначных слов?
-Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли достичь поставленной цели? Что вызвало особенные затруднения? Где можно применить полученные знания?
-Какую бы вы поставили себе оценку?
Спасибо за работу на уроке.
X. Домашнее задание: выполнить упр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...