«Запоминалки» и алгоритмы – помощники учителя
статья по русскому языку

Парфёнцева Елена Анатольевна

Несколько проверенных в работе приемов, так называемых «запоминалок».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zapominalki_i_algoritmy.docx710.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Запоминалки» и алгоритмы – помощники учителя

Существует множество учебников, пособий, схем, инфографики, которые содержат обучающий материал, но иногда этого недостаточно, чтобы ученик понял, запомнил и научился применять. Вот и копятся у каждого педагога свои собственные приемы, которые помогают решать эти задачи. Они не всегда академические, часто экстралингвистические, опирающиеся на разные виды восприятия и памяти. Предлагаю вашему вниманию несколько проверенных в работе приемов, так называемых «запоминалок».

1. Для запоминания правописания некоторых слов существует много разных интересных фраз. Помните, «дети за сажей» из книги Всеволода Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо»? Там ребята использовали запоминалку, чтобы не ошибаться в написании суффиксов -чик-/-щик-. В закромах у словесников скопилось уже много таких помощников.

Например:

МошеННик и тружеНика одну Н украл.

Интеллигенты люди бедные, поэтому, встретив интЕЛЛИгента, стоит спросить: «ЕЛ ЛИ ты сегодня?»

ЛИмон – кИслый, а крАпива жжётся: «Ай!»

МуЖЧина. Настоящий мужчина состоит из муЖа и Чина.

А эти запоминалки родились в процессе работы:

Слайд4

Строитель КИр украл кИрпич.

Поскользнуться – полететь, побежать, а не уйти под лед, НЕ поДскользнуться.

Невежа – невежливый, грубый / невежДа – не веДает (не знает), малограмотный.

2. Если ученики путают вид глагола, можно написать на доске запоминалку, выделив буквы «С».

3. Раздельное и слитное написание союзов и указательных местоимений помогает объяснить универсальный указательный жест (быстрее запоминается, потому что невежливо указывать пальцем).

4. При изучении категории одушевленности/неодушевленности имен существительных очень помогает формула:

Одушевленные существительные – мн.ч. Вин.п. = мн.ч. Род.п.

Неодушевленные существительные – мн.ч. Вин.п. = мн.ч. Им.п.

Но мои ученики все время забывают, какие падежи надо сравнивать, в каких формах. Пришлось изобрести логическую запоминалку, чтобы, когда забудется формула, ее можно было бы воссоздать самостоятельно.

Формула од-неод

5. Достаточно сложным для учеников является различение прилагательных и причастий. Можно предложить такой алгоритм рассуждения.

6. По этой же схеме рассуждаем при написании -Н-/-НН-. Такое проговаривание алгоритма помогает убрать путаницу и отработать правило.

        Например, серебряный. Не более или менее серебряный, но состоит из серебра; «тот, который серебряный» не содержит глагола. Значит, прилагательное. Не исключение. Суффикс -ян-. Пишем одну букву Н.

        Покрашенный забор – забор, который покрасили. Причастие. Есть приставка – пишем две буквы Н.

7. Объясняя постановку знаков на стыке сочинительного и подчинительного союза в сложном предложении, можно снова обратиться к графическому правилу 3-х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ 8 ВИДА

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ   СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ VIII ВИДА....

"Сказка - верный помощник учителя на уроке английского языка"

В данной статье рассказывается о роли сказки в учебном процессе и безграничных возможностях учителя в введении нового материла....

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Алгоритм деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися

В последнее время психологи, педагоги и медики отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведение и обучения. Негативные изменения экологической и ...

Школьный прибор для нанесения на доске параллельных и перпендикулярных линий "Помощник учителя"

Прибор состоит из каретки, перемещающейся на четырёх роликах по прямой направляющей, установленной над доской. К каретке перпендикулярно прикреплена линейка. Для получения горизонтальных линий необход...

Программа курса «Интернет – помощник учителя»

Актуальность обученияНаша жизнь стремительно меняется, и учителю необходимо совершенствоваться постоянно. Особенно сегодня, когда вокруг нас информационный бум из средств массовой информации, когда с ...