РП (элективный курс в 9-м классе) "Введение в языкознание"
элективный курс по русскому языку (9 класс)
РП (элективный курс в 9-м классе) "Введение в языкознание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП (элективный курс в 9-м классе) "Введение в языкознание" | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе
«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку для 9 класса составлена на основе «Методических рекомендаций к урокам языкознания» О. Е. Дроздовой.
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
В настоящее время всё более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей роли его. Главная цель обучения элективному курсу по русскому языку состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом и повысить интерес к родному языку, что позволит, в свою очередь, обеспечить языковое развитие учащихся и помочь им максимально овладеть речевой деятельностью.
.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- знакомство с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
Задачи обучения элективному курсу:
- Ознакомление с базовой терминологией языкознания. С важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации,
- Формирование целостного представления о языке на основе начальных лингвистических знаний.
- Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции.
Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(33 часа - 1 час в неделю)
№ | Наименование раздела, темы |
1 | Введение. (1 ч.) Лингвистика как наука. Язык и речь. |
2 | Язык и речь. (14 ч.) Происхождение языка. Природа и сущность языка. Язык- система знаков. Функции языка. Язык и речь. Социально-функциональная структура языка. Классификация языков. Происхождение и развитие письма. |
3 | Фонетика. (5 ч.) Артикуляционная база. Слог. Ударение и интонация. Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем. |
4 | Лексикология. (5 ч.). Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение и его типы. Фразеологические единицы. |
5 | Морфемика и словообразование. (4 ч.) Понятие о морфеме. Основные способы словообразования. |
6 | Грамматика. (4 ч.) Грамматический строй языка. Морфология. Классификация частей речи. Парадигма. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция. |
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
I | Введение Лингвистика как наука | 1 | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками» |
II | Язык и речь | Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Составление «посланий». Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии. | |
1 | Происхождение языка | 2 | |
2 | Природа и сущность языка | 2 | |
3 | Язык – система знаков | 2 | |
4 | Функции языка | 1 | |
5 | Язык и речь | 2 | |
6 | Социально-функциональная структура языка | 1 | |
7 | Классификация языков | 2 | |
8 | Происхождение и развитие письма | 2 | |
III | Фонетика | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения | |
1 | Артикуляционная база | 2 | |
2 | Слог. Ударение и интонация | 2 | |
3 | Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем | 1 | |
IV | Лексикология | Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно». Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма» | |
1 | Слово как предмет лексикологии | 1 | |
2 | Лексическое значение и его типы | 2 | |
3 | Фразеологические единицы | 2 | |
V | Морфемика и словообразование | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнёзд | |
1 | Понятие о морфеме | 2 | |
2 | Основные способы словообразования | 2 | |
VI | Грамматика | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разбора. | |
1 | Грамматический строй языка | 1 | |
2 | Морфология. Классификация частей речи. Парадигма | 1 | |
3 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема |
1 | Введение Лингвистика как наука | |
2 | Происхождение языка | |
3 | Происхождение языка | |
4 | Природа и сущность языка | |
5 | Природа и сущность языка | |
6 | Язык – система знаков | |
7 | Язык – система знаков | |
8 | Функции языка | |
9 | Язык и речь | |
10 | Язык и речь | |
11 | Социально-функциональная структура языка | |
12 | Классификация языков | |
13 | Классификация языков | |
14 | Происхождение и развитие письма | |
15 | Происхождение и развитие письма | |
16 | Артикуляционная база | |
17 | Артикуляционная база | |
18 | Слог. Ударение и интонация | |
19 | Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. | |
20 | Система фонем | |
21 | Слово как предмет лексикологии | |
22 | Лексическое значение и его типы | |
23 | Лексическое значение и его типы | |
24 | Фразеологические единицы | |
25 | Фразеологические единицы | |
26 | Понятие о морфеме | |
27 | Морфема | |
28 | Основные способы словообразования | |
29 | Основные способы словообразования | |
30 | Грамматический строй языка | |
31 | Морфология. Классификация частей речи. Парадигма | |
32 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция | |
33 | Зачётная работа |
Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знать основы науки о языке
- Знать основные лингвистические термины
- Уметь работать со словарями и справочной литературой
- Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания
Литература
- Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2019
- Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2019
- Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 2019
- Реформатский А. А. Введение в языкознание. А., 2019
- Фолсом У. Книга о языке. М.,2019
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 2014
- Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М.,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательное языкознание (элективный курс для 8-9 классов)
Курс «Учение с увлечением» (Общее языкознание) предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из сам...
Элективный курс по математике 9 класс. "Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей"
«Приходилось слышать, что теория сочетаний и бином Ньютона предлагаются иногда как отделы, которые можно сократить. Соглашаясь на другие сокращения, выскажусь решительно против сокращения теории сочет...
Элективный курс в 10-11 классе "Введение в научно- исследовательскую деятельность"
Программа элективного курса для 10-11 классов....
Элективные курсы по русскому языку "Введение в языкознание"
Элективные курсы по русскому языку "Введение в языкознание" для 9 класса....
Программа элективного курса «Трудные вопросы языкознания» (подготовка к экзамену) для обучающихся 11 классов
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, разв...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Введение в языкознание»
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Введение в языкознание»...
Техкарта урока №1 в 5 классе "Введение. Язык и языкознание"
Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.Урок пост...