Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Введение в языкознание»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Введение в языкознание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Охи
Рекомендована УТВЕРЖЕНО ШМО учителей директор МБОУ СОШ
русского языка и литературы _____________Б. Н. Пономарёв протокол № 6 № 1 г. Охи
от « 29 » мая 2015 г. 105 ОД от « 30 » мая 2015г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе
«Введение в языкознание»
Основное общее образование
Срок реализации программы 1 год
Составлена на основе
программы общеобразовательных учреждений по русскому языку
О. Е. Дроздовой «Методические рекомендации к урокам языкознания»
учителем русского языка и литературы
Говор Христиной Александровной.
Оха
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку для 9 класса составлена на основе «Методических рекомендаций к урокам языкознания» О. Е. Дроздовой.
В настоящее время всё более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении, функции языка и организующей роли языка
. Главная цель обучения элективному курсу по русскому языку состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом и повысить интерес к родному языку, что позволит, в свою очередь, обеспечить языковое развитие учащихся и помочь им максимально овладеть речевой деятельностью.
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития памяти, мышления и воспитания учащихся.
Цели и задачи курса
Целью курса является обеспечение максимально успешное подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- работать с тестовыми заданиями;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(34 часа - 1 час в неделю)
№ | Тема занятия |
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы | |
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | |
Часть 1 | |
Сжатое изложение. Микротема.. Абзацное членение текста. | |
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | |
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | |
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ | |
Выбор приемов сжатия. | |
Часть 3 | |
Сочинение. Критерии сочинения на лингвистическую тему. | |
Учимся формулировать тезис. | |
Учимся аргументировать. | |
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | |
Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | |
Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | |
Учимся аргументировать. | |
Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | |
Часть 2 | |
Понимание текста. Целостность текста | |
Извлечение информации. | |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. | |
Лексическое значение слова. | |
Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова. | |
Выразительные средства. | |
Стили речи. | |
Правописание корней.. | |
Правописание приставок. | |
Правописание суффиксов. | |
Словосочетание | |
Грамматическая основа предложения. | |
Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. | |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.. | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.. | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | |
Сложные бессоюзные предложения. | |
Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Форма занятий |
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы | Мини-лекция, практикум |
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини-лекция, практикум |
Часть 1 | |
Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция, практикум |
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум |
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум |
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум |
Выбор приемов сжатия. | Практикум, изложение |
Часть 3 | |
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки сочинения. Структура сочинения на лингвистическую тему. | Практикум |
Учимся формулировать тезис. | Практикум |
Учимся аргументировать. | Мини-лекция, практикум |
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | Практикум |
Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | Мини-лекция, практикум |
Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Практикум |
Учимся аргументировать. | Практикум |
Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Практикум |
Часть 2 | |
Понимание текста. | Практикум |
Целостность текста. | Практикум |
Извлечение информации. | Практикум |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. | Практикум |
Лексическое значение слова. | Практикум |
Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова. | Практикум |
Выразительные средства. | Практикум |
Стили речи. | Практикум |
Правописание корней. | Практикум |
Правописание приставок. | Практикум |
Правописание суффиксов. | Практикум |
Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Практикум |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Практикум |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | Практикум |
Словосочетание. | Практикум |
Грамматическая основа предложения. | Практикум |
Простое осложненное предложение. | Практикум |
Сложные бессоюзные предложения. | Практикум |
Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. | Практикум |
Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса «От звуков к тексту» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Литература
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель, 2014
- Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен», 2014
- Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен», 2014
- Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо», 2014
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".
Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...