Элективный курс по математике 9 класс. "Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
«Приходилось слышать, что теория сочетаний и бином Ньютона предлагаются иногда как отделы, которые можно сократить. Соглашаясь на другие сокращения, выскажусь решительно против сокращения теории сочетаний. Теория эта по особенному значению своему принадлежит к таким отделам, преподавание которых в гимназии следует непременно сохранить и поставить в лучшие условия. Теория сочетаний представляет средство для одной из важнейших способностей ума- способности представлять явления в разных комбинациях. Эта способность нужна в жизни всякому…» - П.А. Некрасов, профессор Московского учебного округа в 1899 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_matematike.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей
Пояснительная записка.
Появление стохастической линии изучения в школе вызвано велением времени, поскольку является следствием многих социально- экономических причин.
О необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и комбинаторики речь идет очень давно.
Приведем, например, цитату более, чем столетней давности: «Приходилось слышать, что теория сочетаний и бином Ньютона предлагаются иногда как отделы, которые можно сократить. Соглашаясь на другие сокращения, выскажусь решительно против сокращения теории сочетаний. Теория эта по особенному значению своему принадлежит к таким отделам, преподавание которых в гимназии следует непременно сохранить и поставить в лучшие условия. Теория сочетаний представляет средство для одной из важнейших способностей ума- способности представлять явления в разных комбинациях. Эта способность нужна в жизни всякому…» - П.А. Некрасов, профессор Московского учебного округа в 1899 г.
Целесообразность развития комбинаторных возможностей интеллекта учащихся очевидна и с общих позиций теорий развитие личности, и с точки зрения различного рода практических приложений: развитие представлений о статистических закономерностях, формирование информационной культуры, оценка возможностей наступления событий и так далее. В общем, «эта способность нужна в жизни всякому».
Представленный элективный курс как раз и посвящен изложению тех понятий, фактов, задач и обстоятельств, с которых, собственно, берет свое начало стохастическая линия. Рассчитан курс на 35 часов. Если в высшей школе основной акцент делается на изучение математического аппарата для исследования вероятных моделей, то в школе, прежде всего, необходимо ознакомить учащихся с процессом построения модели, учить их анализировать, проверять адекватность построенной модели реальным ситуациям, развивать вероятностную интуицию.
Программа элективного курса предназначена учащимся 9 классов.
Цели курса:
- Углубление знаний учащихся с учетом их интересов и склонностей, развитие математического мышления, воспитание у учащихся глубокого интереса к математике и ее приложению, воспитание и развитие учащихся инициативы и творчества;
- Овладение конкретным математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи курса:
Расширение и развитие математики в общеобразовательной школе, сближение элективного курса с современной математикой как наукой дополнение отдельных разделов из курса математики.
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся должны знать и уметь:
- Правильно употреблять термины и формулы;
- Решать задачи подсчетов вариантов, использовать правило произведения;
- Применять формулы перестановок, размещений и сочетаний;
- Правильно различать достоверные, невозможные и случайные события, равновозможные события;
- Понимать классическую, геометрическую и статистическую модели вероятности.
Развитие мышления учащихся, то есть формирование у них умений и навыков применения различных приемов мыслительной деятельности, осуществляется следующим этапами:
- Ознакомление учащихся с отдельными мыслительными приемами;
- Совместное формулирование вывода по результатам изучения новой темы или решения задачи;
- Выбор того или иного мыслительными приема.
Формирование у учащихся навыка работы с литературой осуществляется через формирование у них умений применения мыслительных приемов. Читая учебник или дополнительную литературу, учащиеся должны выделить главное из прочитанного, хорошо усвоить его и прочно запомнить. Этого они могут добиться только в том случае, если, изучая материал, выполняют активную мыслительную деятельность.
План проведения уроков:
- Организационный момент;
- Проверка выполнения домашнего задания;
- Изложение нового материала;
- Закрепление изученного;
- Домашнее задание;
- Итоги урока.
Формы проведения: поурочная, тестовая, зачетная, лекционная.
Предполагаемые результаты.
В результате посещения курса у учащихся целенаправленно формируется постоянный интерес и изменение отношения к предмету, непосредственно ориентированного на подготовку продолжения образования по избранному предмету.
Учебно- тематический план.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Кор-ка |
Исторический обзор | 6 | |||
1 | Основные понятия комбинаторики. Термины и символы | 1 | ||
2 | Развитие комбинаторики | 1 | ||
3 | Магические квадраты | 1 | ||
4 | Понятие вероятности и зарождение науки о закономерностях случайных вещей | 1 | ||
5 | Исторические задачи.1 часть | 1 | ||
6 | Исторические задачи.2 часть | 1 | ||
Введение в комбинаторику | 20 | |||
7 | Комбинаторные задачи. Правило умножения | 1 | ||
8 | Решение задач на правило умножения | 1 | ||
9 | Дерево вариантов | 1 | ||
10 | Решение задач с помощью дерева вариантов | 1 | ||
11 | Факториалы | 1 | ||
12 | Решение задач с факториалами | 1 | ||
13 | Обобщающий урок. Самостоятельная работа | 1 | ||
14 | Перестановки без повторений | 1 | ||
15 | Перестановки с повторениями | 1 | ||
16 | Решение задач на перестановки | 1 | ||
17 | Размещения с повторениями | 1 | ||
18 | Размещения без повторений | 1 | ||
19 | Решение задач на размещения | 1 | ||
20 | Сочетания с повторениями | 1 | ||
21 | Сочетания без повторений | 1 | ||
22 | Решение задач на сочетания | 1 | ||
23 | Бином Ньютона | 1 | ||
24 | Решение задач | 1 | ||
25 | Решение задач. | 1 | ||
26 | Проверочная работа | 1 | ||
Случайные события и их вероятности | 9 | |||
27 | События достоверные, невозможные, случайные | 1 | ||
28 | Классические понятия вероятных событий | 1 | ||
29 | Статистическое понятие вероятности события | 1 | ||
30 | Статистическое понятие вероятности события. | 1 | ||
31 | Геометрическое понятие вероятности | 1 | ||
32 | Формула Бернулли | 1 | ||
33 | Решение задач | 1 | ||
34 | Решение задач | 1 | ||
35 | Проверочная работа | 1 |
Содержание программы.
Тема №1. Исторический обзор.
Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики. Магические квадраты. Понятие вероятности и зарождение науки о закономерностях случайных вещей. Решение исторических задач.
Тема №2. Введение в комбинаторику.
Комбинаторные задачи. Правило умножения. Дерево вариантов. Факториалы. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещения с повторениями. Размещения без повторений. Сочетания с повторениями. Сочетания без повторений. Бином Ньютона.
Тема №3. Случайные события и их вероятности.
События достоверные, невозможные, случайные. Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Геометрическое понятие вероятности. Формула Бернулли.
Литература:
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. События, вероятности, статистическая обработка данных: Доп. Параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.:Мнемозина, 2003.
- Крестова А.П., Шпаргалка по теории вероятностей и математической статистике/ - М.: Издательство «Экзамен»,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"
В материале предлагается 10 вариантов тестов по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей". Тесты можно использовать с использованием любого учебника, рекомендованного или допущенного Ф...
Методическая разработка "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"
Методическая разработка раздела программы по математике...
Работа по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"
Особенности преподавания темы "Элементы комбинаторики и теории вероятностей" в 9 классе...
Программа элективного курса по алгебре «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
Элективный курс «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер. При решении многих практических задач приходится вы...
Методические рекомендации для обучающихся по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"
Методические рекомендации содержат теоретический материал,примеры решения,задания для самостоятельной работы....
Методическая разработка. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Для студентов 1 курса колледжа.
Данная разработка содержит основные теоретические сведения по комбинаторике и теории вероятностей, необходимые для усвоения этих тем студентам СПО. А также здесь есть набор упражнений - задач и две ко...
Программа курса "Элементы комбинаторики и теории вероятности"
Данная программа составлена для учащихся 9 класса. Курс основан на программе повышенного изучения данного предмета и помогает учащимся при подготовке к Единому Государственному Экзамену, где предъявля...