Урок в 5 классе." Согласные твердые и мягкие"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Согласные твёрдые и мягкие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klvsse._soglasnye_tverdye_i_myagkie.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе «Согласные твёрдые и мягкие»
Тема | Согласные твёрдые и мягкие |
Педагогические цели | Создать условия для систематизации и обобщения теоретических знаний по теме, систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков; дать понятие твёрдости-мягкости, содействовать развитию правильной речи; способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры речи |
Тип | Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные: знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова. Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу. | |
Метапредметные (УУД) | познавательные: (общеучебные) формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; (логические): совершенствуют мыслительные операции; регулятивные: принимают и сохраняют учебную нагрузку; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке. коммуникативные: умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Фонетика, позиционные чередования (сильная и слабая позиции), звуки речи, буквы-сигналы мягкости, парные и непарные согласные |
Образовательные ресурсы | 1.Игра «Да- Нет». 2.Карточки для индивидуальной работы. 3.Самостоятельная работа 4.Работа с учебником |
Оборудование | Компьютер, проектор, карточки |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Целевая установка | Форма-фронтальная, метод-беседа | Постановка вопросов по изучаемой теме. Вопросы: -Над какой темой работали? -Что нового узнали, чему научились? -С какими трудностями встретились при изменениии звуков в речи? -С какой целью изучаются звуки речи? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте учебные задачи урока, определите круг заданий и упражнений, которые будем выполнять. -Какие качества необходимы для выполнения практических заданий и упражнений? | Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы. Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для практических упражнений и заданий | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлекторно-оценочные умения. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока | Индивидуальная: формируют внутреннюю целевую установку на урок |
II. Обобщение и систематизация знаний. 1.Игра «Да-Нет» | Форма- фронтальная, метод-беседа | Постановка вопросов при работе со схемой, направленных на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме. Вопросы:
| Внимательно слушают, отвечают на вопросы | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения | Фронтальная. |
Форма-индивидуальная, метод-практический | Формулирует задания: списать слова, выделить слабую позицию | Выделяют корень слова, подчеркивают одной чертой слабую позицию гласных, комментируют выполнение учебных задач | Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения | Индивидуальная: выполняют морфемный анализ слова | |
Форма-работа в паре(метод-практический) | Формулирует задания: к словам с безударными гласными в корне слова подобрать проверочные | Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы | Осуществляют рефлекторно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и взаимоконтроль | ||
2.Конкурс «Умники и умницы» | Форма-индивидуальная, ,метод-иллюстративно-объяснительный | Формулирует задания: разгадать кроссворд. Предлагает вспомнить основные понятия, определяет ход выполнения задания: разгадать кроссворд «Фонетика», записать отгаданные слова, обозначить орфограммы. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат | Разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы. Определяют разряд указанных числительных. Самопроверка. Исправляют ошибки в написании слов. | Формулируют вывод. Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности | Индивидуальная: разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы. |
Форма-работа в паре (метод-практический) | Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат | Взаимопроверка | |||
Форма- фронтальная, метод-беседа | Вопросы: -Какая самая распространенная ошибка возникает при определении понятий? | Отвечают на вопросы | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, делают выводы и умозаключения | ||
3.Игра «Превращения». Знакомство с сигналами мягкости | Форма-работа в паре (метод практический) | Определяет ход выполнения задания: Мол-Моль Стал-сталь Спор-спорь. и.т.д. Составить с данными словами предложения Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, дает рекомендации | Выполняют задание | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем | Индивидуальная. Читают текст, образуют нужную форму |
Форма-индивидуальная, метод-практический | Физкультминутка (зарядка для глаз) 1.медленно сомкнуть (в течение 2-3 с) и разомкнуть сомкнуть (в течение 2-3 с) веки. 2. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево и вправо. 3.Поочередное смыкание и размыкание век. 4.Посмотреть вдаль (в течение 2-3 с), не сводя глаз в одной точки. 5.Медленно закрыть глаза(в течение 2-3 с) | Выполняют упражнения для глаз, следуя инструкции учителя | Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкции учителя | Индивидуальная: выполняют упражнения | |
4. Самостоятельная работа | Форма-индивидуальная, метод-практический. Форма-работа в паре (метод практический) | Формулирует задание: выразительно прочитать текст, списать, вставить пропущенные буквы. Выписать существительные, в котором все согласные твёрдые Выпишите слова, в которых все согласные мягкие. Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат | Выполняют задание Осуществляют взаимопроверку, комментируют оценку выполненной работы | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности. | Индивидуальная. Читают текст, правильно подбирая проверочные слова |
5. Контрольно-проверочная работа | Форма-индивидуальная, метод-практический | Определяет ход выполнения тестовых заданий. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале результат | Выполняют тестовые задания | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности | Индивидуальная: выполняют тестовые задания |
IV Итог урока. Рефлексия деятельности | Форма- фронтальная, метод-беседа | Вопросы: -Над какой темой работали? Что повторили? -Что удалось? Что ещё хотели узнать по теме? -Оцените свою деятельность на уроке («Пирамида успеха»). Домашнее задание. Упражнение 186. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке | Осуществляют рефлекторно-оценочные действия | Индивидуальная: проводят самоанализ учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.
Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре....
Презентация в уроку "Согласные твердые и мягкие"
В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...
Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"
В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...
Конспект урока в 1 классе "Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ"
Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ...
конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"
Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют ...
Открытый урок русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"
Открытый урок русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"...
Конспект урока 1 класса" Согласные звуки [ф],[ф], буквы Фф"
Конспект урока разработан для обучающихся 1 класса с ЗПР....