Открытый урок по теме «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Урок повторения и обобщения знаний обучающихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложений», «Словообразование», «Лексика», «Орфография»; закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_trudnye_voprosy_orfografii_i_punktuatsii_11_klass.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
закрытого типа
Открытый урок по теме:
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Автор:
Кузнецова
Елена Валерьевна,
учитель русского
языка и литературы
с. Костромское
Цели урока:
- повторение и обобщение знаний обучающихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложений», «Словообразование», «Лексика», «Орфография»;
- закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях.
Задача урока:
- активизировать самостоятельную работу обучающихся с тестовыми заданиями.
Методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Тип урока – комбинированный
Оборудование:
- компьютер;
- проектный экран;
- учебные таблицы;
- раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по орфографии.
Слово учителя
К трудным случаям русской орфографии традиционно относят правописание изменяющихся на письме приставок (приставки ПРИ- и ПРЕ-, приставки на З-, С-), чередующихся гласных в корне слова, Н/НН в суффиксах слов разных частей речи, личных окончаний глаголов, правописание НИ и НЕ со словами разных частей речи, дефисное написание слов.
Повторим теорию
- Приставки на З-, С-
Перед гласными и звонкими согласными пишется З | Перед глухими согласными пишется С |
РАЗ-, РОЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, БЕЗ-, ЧРЕЗ- (ЧЕРЕЗ-), НИЗ- Разбег, розвальни, воззвание, вздумал, избежал, безрассудный, чрезвычайный, низвергать | РАС-, РОС-, ВОС-, ВС-, ИС-, БЕС-, ЧРЕС- (ЧЕРЕС-), НИС- Рассказ, россказни, роспись, воскликнуть, вспыхнуть, испугать, бессердечный, чересседельник, ниспровергать |
!В иноязычных приставках ДЕЗ- (ДЕС-), ДИЗ- (ДИС-), ЭКЗ- (ЭКС-) буква З пишется только перед гласными: дезорганизация, но дисгармония, эксгумация.
- Приставки ПРИ- и ПРЕ-
ПРИ- | ПРЕ- |
1.Значение приставки | |
Приближение: приплыть, прибежать Присоединение: прибить, привинтить, приклеить Близость к чему-либо: пришкольный, приморский Неполнота действия: присесть, приокрыть | Очень (высокая степень качества): прехорошенький, премудрый В значении приставки ПЕРЕ-: прервать, преградить |
| |
Придать (добавить) вид Притворить (закрыть) дверь Приступить (начать) Прибывать (приезжать) Приёмник (аппарат, устройство) Призреть (приютить) сироту Приклониться (опереться) к земле Придел (пристройка) Приходящий (тот, кто приходит)
| Предать (совершить предательство) Претворить (осуществить) мечту Преступить (нарушить закон) Пребывать (находиться) Преемник (продолжатель) Презирать (считать недостойным) Преклоняться (относиться с уважением) Предел (граница) Преходящий (изменяемый) |
| |
Прибор, причудливый, присяга, притязание, приключение, природа, привилегия, приоритет и др. | Пренебрежение, прельстить, знаки препинания, камень преткновения, преследование, препятствие, преодолеть, превратность, претендент, президиум, президент, премьера и др. |
3. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
1) Правописание чередующихся гласных в корне в зависимости от ударения
Корни слов | Безударная гласная | Под ударением |
-ГАР-/-ГОР- | О обгореть, пригореть | А загар, нагар |
-ЗАР-/-ЗОР- | А заря, озарять | А, О зарево, зори |
-КЛАН-/-КЛОН- | О поклоняться, склонять | А, О поклон, кланяться |
-ТВАР-/ТВОР- | О творить Искл.: утварь | А, О творчество, тварь |
-ПЛАВ-/-ПЛОВ- | А плавучий, плавник Искл.:пловец, пловчиха, пловцы | А, О плавать |
2) Правописание чередующихся гласных в корне в зависимости от последующей буквы
Корни слов | Пишется А | Пишется О |
-РАСТ- (-РАЩ-)/ -РОС- | Перед согласными СТ, Щ растение, выращивать Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль | Перед С, СЛ росли, водоросли |
-СКАК-/-СКОЧ- | Перед К скакать, выскакивать Искл.: скачок, скачу, скачите | Перед Ч вскочить, выскочить |
3) Правописание чередующихся гласных в корне в зависимости от суффикса –А-
Корни слов | Если есть суффикс -А-, то пишется А | Если нет суффикса -А-, то пишется О |
-ЛАГ-/-ЛОЖ- | предлагать Искл.: полог | предложить |
-КАС-/-КОС- | касаться | прикосновение |
Корни слов | Если есть суффикс -А-, то пишется И | Если нет суффикса -А-, то пишется Е |
-БИР-/-БЕР- | собирать | соберу |
-ДИР-/-ДЕР- | раздирать | раздеру |
-ТИР-/-ТЕР- | растирать | вытереть |
-ПИР-/-ПЕР- | запирать | запереть |
-МИР-/-МЕР- | замирать | замереть |
-СТИЛ-/СТЕЛ- | расстилать | расстелить |
-БЛИСТ-/-БЛЕСТ- | блистать | блестеть |
-ЖИГ-/-ЖЕГ- | поджигать | поджечь |
-ЧИТ-/-ЧЕТ- | вычитать Искл.:сочетать, сочетание | вычет |
4) Правописание чередующихся гласных в корне в зависимости от значения слова
Корни слов | Пишется А | Пишется О |
-МАК-/-МОК- | В глаголах со значением «погружать в жидкость» обмакнуть (кисть в краску), макать (ручку в чернила) | В словах со значением «пропускать жидкость» промочить (ноги), непромокаемый (плащ) |
-РАВН-/-РОВН- | В словах со значением «равный, одинаковый» сравнить, равновесие, равнение Искл.: равнина | В словах со значением «ровный, гладкий» ровнять (дорогу), подровнять (чёлку) |
5) Малопродуктивные чередования А(Я)-ИМ(ИН)
Внять-внимаю, занять-занимаю, поднять-поднимаю, нажать-нажимать, начать-начинать, зажать-зажимаю, сжать-сжимаю.
4. Н/НН в суффиксах слов различных частей речи
- Н и НН в суффиксах имен прилагательных
Н | НН |
-АН-, -ЯН- (материал) песок – песчаный серебро – серебряный Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный -ИН- (животные, насекомые, птицы) оса – осиный соловей – соловьиный осел – ослиный | -ОНН- изоляция – изоляционный традиция – традиционный -ЕНН- клюква – клюквенный почва – почвенный Искл.:ветреный, но безветренный |
В исконных прилагательных: синий, зеленый, юный, румяный и т.п.
| На стыке морфем: Н+Н картина – картинный камень – каменный |
- Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
Н | НН |
В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида Жарить – жареный Вязать – вязаный | Есть приставка (кроме НЕ-) Жареный – прожаренный Вязаный – связанный ! но нежареный |
В словах-исключениях Смышленый, посажёный (отец), названый (брат), но названный по имени, посаженный в почву | Есть зависимое слово (в причастном обороте) Жаренный в масле, вязанный мамой |
В кратких страдательных причастиях Решена, сделано, сданы и т.п. | Образуются от глаголов совершенного вида Решить – решенный Купить - купленный |
Если в слове есть суффиксы –ОВА-, -ЁВА-, -ИРОВА- Асфальтированный, маринованный, балованный | |
В словах – исключениях: желанный, священный, нечаянный, нежданный, негаданный, деланный, нечитанный и др. |
В именах существительных и наречиях на -О, -Е пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы.
Говорить искренне (искренний), собственник (собственный).
5. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
I спряжение | II спряжение |
Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -УТЬ и др. брить, стелить, зиждиться на -ЯТЬ сеять, веять, лелеять, таять, лаять, каяться, хаять, чаять, кланяться, выровнять, маяться, реять, блеять, затеять, чуять, надеяться, выменять, кашлять и др. | Глаголы на -ИТЬ (кроме брить, стелить, зиждиться) 11 глаголов гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть. |
ед. ч. | ед.ч. |
1-е л. я дремлЮ 2-е л. ты дремлЕШЬ 3-е л. он дремлЕТ | 1-е л. я брошУ 2-е л. ты бросИШЬ 3-е л. он бросИТ |
мн. ч. | мн. ч. |
1-е л. мы дремлЕМ 2-е л. вы дремлЕТЕ 3-е л. они дремлЮТ | 1-е л. мы бросИМ 2-е л. вы бросИТЕ 3-е л. они бросЯТ |
Суффиксы причастий настоящего времени | |
действительных | |
-УЩ-, -ЮЩ- | -АЩ-/ЯЩ- |
страдательных | |
-ЕМ-, -ОМ- | -ИМ- |
Важно помнить!
Очень часто встречаются слова, которые стоит запомнить. Например:
на -ЕТЬ: выздороветь, плесневеть;
на -ИТЬ: клеить, мерещиться;
на -ЯТЬ: веять и др.
Приведённое правило не относится к глаголам с ударными окончаниями, спряжение которых определяется именно по окончаниям. Например: гореть, молчать – II спр., так как горИТ – горЯТ, молИТ – молчАТ (сравните также спряжение и написание глаголов, образованных приставочным способом: горит – выгорит, летит – вылетит).
Напомним, что в словах с приставкой ВЫ- необходимо убрать приставку (высп…шься – спишь), для того чтобы определить, является ли окончание ударным.
6. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи
Части речи | Слитно | Раздельно |
Существительные, прилагательные, наречия на -о/-е |
нелепость, нелепый, нелепо
неправда (ложь), недобрый (злой), невысок (низок), нехорошо (плохо) |
|
Отрицательные местоимения и наречия | Некого, никого, нечем, ничем, негде, нигде | с предлогом: не от кого, ни с чем |
Наречия не на -о/-е и не отрицательные | 1) не употребляются без НЕ-: невзначай, нельзя 2) недаром (= не зря); 3) немедля (= немедленно, в отличие от деепричастия немедля: пришёл немедля – не медля ни минуты) | 1) употребляются без НЕ: не зря, не очень, не по-русски, не прочь, не совсем, не так; 2) не даром (=за плату); 3) образованы от деепричастий: не глядя, не дыша, не шутя |
Глаголы и деепричастия |
ненавидеть, негодуя;
| не ответить, не сказав |
Причастия |
|
|
3. Закрепление материала по орфографии.
Тренировочные упражнения.
Выборочный диктант (обозначают орфограммы).
Последний луч зари на башнях умирает. Еще не высохшие глаза заблестели радостной надеждой. Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет. Ликуя, прибирается ручей сквозь заросли и запах медуницы. Она аккуратно сложила обгоревшие листы. Беленые стены были увешены пучками лекарственных растений. За открытыми окнами горели неяркие лампы.
Диктант – кроссворд
Площадь около вокзала (привокзальная), совсем закончить занятия (прекратить), участок при усадьбе (приусадебный), полоса при береге (прибрежная), слегка затворить дверь (прикрыть), чуть открыть окно (приоткрыть), очень странный случай (престранный), сделать ручным дикое животное (приручить).
Распределительный диктант с графическим выделением орфограмм
На с На з
Сделать, расстелить, растереть разжать, излюбленный, взлететь
Расставить, иссушенный, восславить беззаветно, известие, воздержаться,
Исторгнуть, вспотел, низвергнуть, взращивает, безвестный
Воспрепятствовать
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- Бе…срочный, ра…порядок, и…ключить
- Пр…зыв, пр…дорожный, пр…встать
- Без…дейный, раз…скать, без…мянный
- О…зыв, по…головник, на…писать
Ответ 123
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Театр был огромный, с кaме(1)ыми коло(2)aми: на крыше его взвивались на дыбы чугу(3)ые лошади, и их беше(4)ый порыв мужестве(5)о сдерживал человек с венком на голове, должно быть сильный и храбрый.
Ответ 1235
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
- К полуночи все гости разъехались, Мария осталась одна, но теперь ей было уже НЕ ТАК грустно.
- Новый знакомый Натальи Петровны оказался человеком далеко НЕ ПРОСТЫМ.
- Ещё НЕ ОБСТАВЛЕННАЯ мебелью комната казалась пугающе огромной, чужой и холодной.
- НЕВДАЛЕКЕ от нашего дома находилась берёзовая роща, и я мог дни напролёт гулять там.
- Максимка, НЕ ДУМАЯ об опасности, бросился на помощь другу.
Ответ невдалеке
4. Актуализация знаний по пунктуации.
Слово учителя
⎯ Зачем нужны запятые в русском языке?
(Без запятых на письме никак не обойтись, ведь они выделяют в предложениях конструкции, которые не входят в общую структуру предложения.
Эти знаки препинания необходимы и при перечислениях, и для отграничения простых предложений в составе сложного. Если говорить о смысловом значении запятых, то эти пунктуационные знаки способствуют созданию в предложениях интонации. В том месте, где стоит запятая, мы обязательно сделаем паузу, выделяя, таким образом, значимые части как семантически, так и эмоционально.
Запятая также берет на себя функцию разделения предложения на смысловые блоки, но при этом объединяя их. Другими словами, запятая – это связующий элемент, который наполняет смыслом все части по отдельности и все предложение в целом.
Вспомним всем известный пример, в котором запятая несет огромную смысловую нагрузку: «Казнить нельзя помиловать». В зависимости от места постановки запятой значение фраз может быть истолковано совершенно по-разному. Лишь правильно поставленный знак препинания способен придать конкретный смысл. Бывает, что и лишние запятые также могут не только усложнить восприятие текста, но и искажать смысл написанного.
Функции запятой довольно многообразны. Без этого знака препинания значение письменной речи донести до адресата будет просто невозможно.)
К сложным случаям русской пунктуации относится постановка знаков препинания в простом осложненном предложении, знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в БСП, знаки препинания в предложении с разными видами связи.
5. Совершенствование пунктуационных умений на основе знания правил о постановке запятой.
- Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В пушкинских стихах Петербургского периода любовная лирика представлена слабо но зато примечательно использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях с гражданской тематикой.
2) Конфликт мечты и реальности является основой романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова и многих других поэтов-романтиков.
3) Мир Раскольникова и Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского изображается с помощью целого ряда сходных или очень близких мотивов.
4) Платёж можно совершить не только в отделении банка но и через телефон и Интернет.
5) Погода была сухая и не слишком холодная и я пошёл бродить вокруг маленького но очень уютного селения.
Ответ ______14
2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-е).
Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
Ответ ____13____
3. Укажите цифру(-ы), на месте которой в предложении должна(-ы) стоять запятая(-е).
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
Ответ __1234
4. Укажите цифру(-ы), на месте которой в предложении должна(-ы) стоять запятая(-е).
Дерсу сказал (1) что это не тучи (2) а туман (3) и (4) что завтра день будет солнечный (5) и даже жаркий.
Ответ _______12
5. Укажите цифру(-ы), на месте которой в предложении должна(-ы) стоять запятая(-е).
Люди (1) которые только что высадились (2) на эту неустроенную землю(3) и после далекого (4) морского пути еще не знали (5) где проведут предстоящую ночь (6) слушали концерт (7) затаив дыхание.
Ответ _____156
Подведение итогов урока (рефлексия)
Домашнее задание: выполнить тест
Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, СГКСУВОУ закрытого типа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации". Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать в...
Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Программа предназначена для учащихся 10 классов. Базируется на программно - методических материалов по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет....
Трудные вопросы орфографии и пунктуации в русском языке
Программа предназначена для учащихся 10 классов. Базируется на программно - методических материалов по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет....
Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфограф...
ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА " ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ " (34 ЧАСА)
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач лингвистического образования в школе - формированию навыков грамотного письма....