Трудные вопросы орфографии и пунктуации
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки. Курс необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в выпускных классах. Курс составляет 34 чаcа в год, 1 час в неделю, состоит из трех частей: 1 часть «Трудные вопросы русской орфографии», 2 часть «Трудные вопросы русской пунктуации», 3 часть «Итоговые занятия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_v_9_klasse_trudnye_voprosy_orfografii_i_punktuatsii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мамыковская средняя общеобразовательная школа Нурлатского
муниципального района Республики Татарстан»
Элективный курс по русскому языку
в 9 классе
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Павлова Людмила Витальевна
с.Мамыково
2015 г.
Значение курса и его место в учебном плане.
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки. Курс необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в выпускных классах. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку. Курс составляет 34 чаcа в год, 1 час в неделю, состоит из трех частей: 1 часть «Трудные вопросы русской орфографии», 2 часть «Трудные вопросы русской пунктуации», 3 часть «Итоговые занятия».
Образовательные цели курса:
- развитие интереса к русскому языку;
- углубление и закрепление орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации; формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи данного курса:
- углубление и закрепление знаний учащихся по наиболее трудным вопросам русской орфографии и пунктуации (использование комплексного метода изучения отдельных тем);
- закрепление умения обучающихся на практике применять и использовать орфографические и пунктуационные правила; - повышение грамотности обучающихся;
- подготовка к экзамену по русскому языку.
Принципы организации обучения:
- открытость (для всех независимо от качества обученности);
- индивидуализация (индивидуальная практическая работа для каждого, основанная на технологии самообразования). На нескольких лекционных занятиях учащимся даются схемы, таблицы обобщающего характера, которые помогут им вспомнить ранее изученный теоретический материал. Затем на практических занятиях обучающиеся выполняют упражнения и задания, направленные на углубление и закрепление умений и навыков. Практические упражнения носят дифференцированный характер: от простых к сложным, от тренировочных заданий («вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание») до контрольных работ («написать диктант», тест). Упражнения ведут обучающегося за собой: от подробных комментариев к все более самостоятельным решениям и выбору, в чем проявляется развивающий характер заданий. Упражнения выполняются каждым обучающимся индивидуально, затем выполненное упражнение проверяется учителем. Обучающиеся анализируют допущенные ошибки, выполняют работу над ошибками. Если обучающиеся выполняют работу правильно, то им дается более сложное задание. Элективный курс русского языка «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» предназначен для обучающихся 9 класса.
Прогнозируемые результаты в ходе изучения курса:
1. Умение на практике применять орфографические и пунктуационные знания;
2. Повышение грамотности письменной речи обучающихся.Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Базовые понятия курса: орфография, орфограмма, орфографическое правило, морфема, самостоятельные части речи, пунктуация,
пунктуационное правило, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения,
вводные слова и вводные предложения, прямая и косвенная речь.
Критерии оценки результативности изучения курса: текущий контроль – проверка выполнения учащимися упражнений и заданий,
проверочные работы; итоговый контроль – тестирование.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную
систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
2.Содержание программы элективного курса.
1). Трудные вопросы русской орфографии (15 ч.)
Тема 1. Чередование гласных в корне слова. 2 ч.
Тема 2. Правописание приставок. 2 ч.
Тема 3. Правописание гласных после шипящих и Ц. 1 ч.
Тема 4. Правописание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий. 2 ч.
Тема 5. Ь после шипящих на конце слова. 1 ч.
Тема 6. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. 3 ч.
Тема 7. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. 2 ч.
Тема 8. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов. 2 ч.
2). Трудные вопросы русской пунктуации (15 ч.)
Тема 9. Однородные члены предложения. Запятые между однородными членами. 2 ч.
Тема 10.Тире в простом предложении. 1 ч.
Тема 11. Обособление второстепенных членов предложения.
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. 3 ч.
Тема 12. Выделение запятыми обособленных обстоятельств. 2 ч.
Тема 13. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах(словосочетаниях, предложениях) 1 ч.
Тема 14. Знаки препинания между простыми предложениями в сложном предложении. 3 ч.
Тема 15. Знаки препинания между частями предложения с прямой речью. 1 ч.
Тема 16. Выделение чужой речи. 1 ч.
Итоговые занятия (4 ч.)
3.Календарно-тематическое планирование.
№
урока Наименование разделов, тем Количество часов Дата проведения
по плану По факту
1.Трудные вопросы русской орфографии (15 ч.)
1 Чередование гласных в корне слова. 1
2 Чередование гласных в корне слова. 1
3 Правописание приставок. 1
4 Гласные и согласные в приставках. 1
5 Правописание гласных после шипящих и Ц. 1
6 Правописание гласных в суффиксах
существительных, прилагательных. 1
7 Правописание гласных в суффиксах глаголов и
причастий. 1
8 Ь после шипящих на конце слова. 1
9 Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. 1
10 Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. 1
11 Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. 1
12 Слитное и раздельное написание НЕ с разными
частями речи. 1
13 Слитное и раздельное написание НЕ с разными
частями речи. 1
14 Слитное и раздельное написание омонимичных
самостоятельных и служебных слов. 1
15 Слитное и раздельное написание омонимичных
самостоятельных и служебных слов. 1
2.Трудные вопросы русской пунктуации. (15 ч.)
16 Однородные члены предложения. Запятые между
однородными членами. 1
17 Однородные члены предложения. Запятые между
однородными членами. 1
18 Тире в простом предложении.
119 Обособление второстепенных членов предложения.
Знаки препинания при обособленных второстепенных
членах предложения. 1
20 Обособление второстепенных членов предложения.
Знаки препинания при обособленных второстепенных
членах предложения. 1
21 Обособление второстепенных членов предложения.
Знаки препинания при обособленных второстепенных
членах предложения. 1
22 Выделение запятыми обособленных обстоятельств. 1
23 Выделение запятыми обособленных обстоятельств. 1
24 Вводные слова и предложения. Знаки
препинания при вводных словах
(словосочетаниях, предложениях) 1
25 Знаки препинания между простыми
предложениями в сложном предложении. 1
26 Знаки препинания между простыми
предложениями в сложном предложении. 1
27 Знаки препинания между простыми
предложениями в сложном предложении. 1
28 Знаки препинания между частями предложения с
прямой речью. 1
29 Знаки препинания между частями предложения с
прямой речью. 1
30 Выделение чужой речи. 1
Итоговые занятия (4 ч.)
31 Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ). 1
32 Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ). 1
33 Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ). 1
34 Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ). 1
4.Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М.
Александрова; научн. редакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2013.
2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс.-М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
3. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
4. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 9 класс. М.: Экзамен, 2010 г.
5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. М.: Просвещение , 2010 г.
6. Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. М.: Айрис-пресс, 2008 г.
7. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах, 5-11 кл.: справочное пособие.- М.: Дрофа, 2007.
Мультимедийные пособия.
Презентации к занятиям.
Использованные материалы Интернет-ресурсы:
1. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
2. Материалы edu.tatar (сообщества, факультативы, ЦОРы и др.)
3. http://www.uchportal.ru/dir Учительский портал
4. http://www.uroki.net/docrus.htm Уроки. Нет
5. http://nsportal.ru/blog/ Социальная сеть работников образования
6. http://www.gramota.ru/ Грамота. ру
7. http://www.openclass.ru Открытый класс
8. http://www.zavuch.ru/ Завуч. Инфо
9. http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации". Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать в...
Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Программа предназначена для учащихся 10 классов. Базируется на программно - методических материалов по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет....
Трудные вопросы орфографии и пунктуации в русском языке
Программа предназначена для учащихся 10 классов. Базируется на программно - методических материалов по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет....
ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА " ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ " (34 ЧАСА)
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач лингвистического образования в школе - формированию навыков грамотного письма....
Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы по русскому языку Н.Гольцовой...