Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podgotovka_k_oge_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Яхромская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю. |
Директор МОУ Яхромская средняя |
общеобразовательная школа № 1 |
______________/Кашина Т.В./ |
« 01 » сентября 2017г. |
Рабочая программа учебного курса
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку »
9 класс
Составитель: Шемякина Ольга Николаевна,
учитель первой категории
г. Яхрома
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» создана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Г.А. Богдановой, В.В. Львова («Дрофа» 2010 г.). Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089). Также при разработке данного учебного курса были использованы кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по русскому языку и спецификация КИМ для проведения в 2018 г. ОГЭ по русскому языку (ФГБНУ «ФИПИ» по русскому языку от 10.11.2017г.).
Общая характеристика учебного курса
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать изложение и сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Цель: обеспечить подготовку учащихся 9-го класса к прохождению общей государственной аттестации.
Задачи:
- совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- совершенствовать технику работы с экзаменационными бланками;
- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- орфографические правила;
- синтаксические и пунктуационные нормы.
- правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста
Учащиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности, орфографические правила.
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста, подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении
Содержание обучения
Введение 1ч. Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.
Подготовка к написанию изложения 6ч. Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 8ч. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким открытым ответом 19 ч. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.
Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- и С- , иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Сложные предложения с разными видами связи.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы урока | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Введение | 1 | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. |
2 | Подготовка к написанию изложения | 6 | Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 8 | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
4 | Подготовка к выполнению заданий с кратким открытым ответом | 19 | Работа с тестом, заполнение бланков |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата | Коррекция даты |
Введение | 1 | |||
1 | Содержание и структура ГИА по русскому языку. | 1 | 01.09.17 | |
Подготовка к написанию изложения | 6 | |||
2 | Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа №1 | 1 | 08.09.17 | |
3 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 | 15.09.17 | |
4 | Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка | 1 | 22.09.17 | |
5 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста. Практическая работа № 2 | 1 | 29.09.17 | |
6-7 | Написание изложения. Анализ и оценка | 2 | 06.10.17 13.10.17 | |
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 8 | |||
8 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3 | 1 | 20.10.17 | |
9-10 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4 | 2 | 27.10.17 10.11.17 | |
11-12 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5 | 2 | 17.11.17 24.11.17 | |
13-14 | Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. | 2 | 01.12.17 08.12.17 | |
15 | Контрольная работа №2. | 1 | 15.12.17 | |
Подготовка к выполнению тестовых заданий | 19 | |||
16 | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа № 6 | 1 | 22.12.17 | |
17 | Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 7 | 1 | 12.01.18 | |
18 | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. Практическая работа №8 | 1 | 19.01.18 | |
19 |
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. Практическая работа № 9 | 1 | 26.01.18 | |
20 | Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа № 10 | 1 | 02.02.18 | |
21 | Контрольная работа № 3 Тестирование | 1 | 09.02.18 | |
22 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 11. | 1 | 16.02.18 | |
23 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 12 | 1 | 02.03.18 | |
24 | Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Практическая работа № 13 | 1 | 16.03.18 | |
25 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 14 . | 1 | 23.03.18 | |
26 | Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Практическая работа №15. | 1 | 06.04.18 | |
27 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа № 16 | 1 | 13.04.18 | |
28 | Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа № 17. | 1 | 20.04.18 | |
29 | Сложные предложения с разными видами связи. Практическая работа №18 | 1 | 27.04.18 | |
30 | Контрольная работа № 4. Тестирование | 1 | 04.05.18 | |
31-34 | Репетиционный экзамен ГИА. Анализ работ | 4 | 11.05.18 18.05.18 25.05.18 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. Программа по русскому языку 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2010
- М.М. Разумовская. Русский язык 9 класс.-М.: «Дрофа» 2014г.
- Н.А. Сенина Русский язык. Сочинения на ОГЭ Ростов-на Дону: «Легион», 2015
- И.П. Цыбулько. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты М.:» Национальное образование», 2016
Интернет-ресурсы:
- http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
- http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
- Я иду на урок русского (методические разработки) www.festival.1september.ru, уроки, конспекты
- www.pedsovet.ru
- http://mon.gov.ru Министерство образования и науки.
- www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
- http://obrnadzor.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...