Читательская грамотность
методическая разработка по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс)

Нафикова Резида Зуфаровна

Я хочу рассказать о технологии продуктивного чтения. Сравнить технологии продуктивного чтения с традиционным уроком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_.docx87.36 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе и читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче Итогового собеседования в 9 классе. В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции. Часто можно услышать претензии в адрес учителей русского языка и литературы, что они не на должном уровне готовят ребят к данным экзаменам. В действительности эта проблема выходит далеко за рамки названных предметов, и только общие усилия всех учителей-предметников являются необходимым условием для решения этой проблемы.
Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейся метапредметной. Поэтому не только на уроках русского языка и литературы возможно организовать подобную работу, так как содержание предлагаемого обучающимся материала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность
носила не случайный, а системный характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат, к которому они стремятся на пути овладения читательской компетентностью. Работа с уровневыми заданиями в рамках преподавания любого предмета включает работу с заданиями трех уровней сложности.
Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это
чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Учитель должен в каждом своём ученике раскрыть умения и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

Как же учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

Смысловое чтение текста, которое лежит в основе всех эффективных реформобразований, поможет выстроить систему работы на уроках каждому учителю. Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Значит, цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

  • Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
  • Интерпретация текста.
  • Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

Стратегии работы с текстом – «это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным».

Стратегий работы с текстом достаточно много, о них можно прочитать в статье Натальи Николаевны Сметанниковой «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования». Существуют предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии.

В современной российской педагогике можно выделить несколько технологий, методик, направленных на формирование читательской грамотности.

Я же сегодня хочу рассказать о технологии продуктивного чтения.

Сравнение технологии продуктивного чтения с традиционным уроком.

Технология продуктивного чтения

Цель: учим самостоятельно понимать текст;

Средства: приемы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения.

Традиционный урок

Продуктивное чтение

До чтения.

Учитель готовит к восприятию текста, например, «Сейчас я расскажу вам о писателе….» или «Сегодня узнаем о…».

Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по названию…. А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к учению.

Во время чтения.

Учитель сам читает текст, дети слушают.

Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

После чтения

Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

Беседуем и уточняем позицию автора

Все современные технологии формирования читательской грамотности выделяют 3 этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения.(стадия ВЫЗОВА)
  2. Работа с текстом во время чтения. (ОСМЫСЛЕНИЕ)
  3. Работа с текстом после чтения. (РЕФЛЕКСИЯ)

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
  2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципации то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача учителя: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать.

Приёмы:

1. «Прогноз по названию»

2. «Прогноз по ключевым словам»

3. «Мозговой штурм»

4. «Ориентация предвосхищения»

5. «Предваряющие вопросы»

6. «Глоссарий»

7. «Батарея вопросов»

8. «Рассечение вопросов» и др.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
  2. Перечитывание текста.
  3. Анализ текста
  4. Беседа по содержанию текста.
  5. Выразительное чтение.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Приёмы:

1. «Чтение вслух»

2. «Чтение про себя с вопросами»

3. «Чтение с остановками»

4. «Чтение про себя с пометкой»

5. «Шесть шляп»

6. «Маркировка» и др.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  2. Знакомство с писателем.
  3. Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).
  4. Творческие задания.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача учителя: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приёмы:

1. «Отношения между вопросом и ответом»

2. «Тайм-аут»

3. «Проверочный лист»

4. «Вопросы после текста»

5. «Синквейн»

6. Различные виды таблиц, графических организаторов и др.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.

Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»

И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.

Какие приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы можно использовать? Назовём некоторые из них.

Приемы, с помощью которых можно выстроить работу на 1 этапе:

«Мозговой штурм»

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

1) Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2) Ассоциации записываются на доске.

3) Педагог может добавить различную информацию.

4) Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Алгоритм реализации приема:

1) Учитель говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

2) Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

1) Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.

2) После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

«Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации приема:

Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Предваряющие вопросы»

Цель – актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Подробный алгоритм реализации приема:

1. Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

На втором этапе работы с текстом можно использовать следующие приемы:

Приём «Маркировка».

Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному.

«Чтение вслух»

Цель - проверка понимания читаемого вслух текста.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Отношения между вопросом и ответом»

Цели - обучение пониманию текста.

Один из самых эффективных послетекстовых приемов . От остальных он отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Рассмотрите схему «Где ответ?»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

Этот прием может помочь при подготовке к сочинению – рассуждению ОГЭ и ЕГЭ.

«Тайм-аут»

Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В нее заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии.

Алгоритм реализации приема:

Проверочный лист «Краткий пересказ»

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

Таким образом, использование разнообразных современных педагогических технологий даёт учителю возможность продуктивно использовать учебное время, формировать читательскую грамотность, мотивировать учащихся к изучению русского языка и литературы и добиваться хороших результатов работы.

В заключении хочется отметить, что эффективность данной работы по формированию читательской грамотности прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...