Методическое пособие «Профессионально ориентированные задания по русскому языку»
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)
В пособии предлагаются профессионально направленные задания по всем разделам русского языка: орфоэпии, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису, стилистике, орфографии и пунктуации. Эти задания способствуют овладению русским языком на уровне профессионально ориентированных коммуникативных навыков будущими специалистами в технической сфере деятельности и могут быть использованы как на занятиях в колледже, так и в режиме дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие «Профессионально ориентированные задания по русскому языку» | 66.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Новосибирской области ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака»
«Профессионально ориентированные задания по русскому языку»
Методические указания к самостоятельной и дистанционной работе
Учебная дисциплина: «Русский язык».
Специальности:
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы; 09.02.07 Информационные системы и программирование; 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта); 11.02.17 Разработка электронных устройств и систем; 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств; 12.02.09 Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем; 15.02.08 Технология машиностроения; 15.02.09 Аддитивные технологии; 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям); 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов; 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники; 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем;
31.02.04 Медицинская оптика.
Разработала: М.М. Жданова,
преподаватель русского языка
и литературы
2023 г.
Пояснительная записка
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
В системе СПО преподавание русского языка должно быть ориентировано на осваиваемую специальность – это мотивирует обучающихся и вооружает необходимыми речевыми навыками в будущей сфере деятельности. Профессиональная направленность дисциплины обеспечивается методическими приемами, которые позволяют связать изучаемый материал с представлением о будущей профессии на разных уровнях языка.
В пособии предлагаются задания по всем разделам русского языка: орфоэпии, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису, стилистике, орфографии и пунктуации. Важное значение имеют задания по лексике, а именно: работа с терминами, их происхождением и употреблением, что увеличивает словарный запас обучающихся и подготавливает необходимую базу для усвоения научной информации. Большая часть заданий направлена на формирование коммуникативных умений – это работа с техническими и научно-популярными текстами, а также составление связных высказываний, тезисов, конспектов и написание сочинений.
Таким образом, задания пособия способствуют овладению русским языком на уровне профессионально ориентированных коммуникативных навыков будущими специалистами в технической сфере деятельности.
Эти задания могут быть использованы как на занятиях в колледже, так и в режиме дистанционного обучения.
Содержание
1 Орфоэпия стр. 4 | |
2 Словообразование стр. 5 | |
3 Лексика стр. 5 4 Морфология стр. 7 5 Синтаксис стр.8 6 Орфография и пунктуация стр. 10 7 Анализ текста, типы текста, стилистика стр. 12 8 Составление связных высказываний стр. 20 |
1 Орфоэпия
1. Как произносятся подчеркнутые согласные перед буквой Е в соответствии с орфоэпическими нормами? Используя орфоэпический словарь, распределите слова в два столбика.
Реле, децибелы, компьютер, менеджер, дисплей, декомпрессия, конденсатор, сканер, детектор, инерция, потенциал, прогресс, лазер, изотерма, винчестер, кинетический, идентификатор, энергия, дельтаплан, ресивер, интерфейс, геликоптер, модем, адаптер, рефракция, крейсер.
произносятся твердо | произносятся мягко |
2. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарем, отметьте варианты профессионального произношения (проф.).
Обеспечение, договор, документ, каталог, индустрия, ржаветь, металлургия, шасси, маркетинг, километр, эксперт, броня, бюрократия, менеджмент, генезис, трансфер, логин.
3. Образуйте от каждого существительного форму множественного числа и запишите слова в два столбика; проверьте себя по словарю.
Кабель, паспорт, штемпель, якорь, провод, тормоз, прожектор, цех, крейсер, договор, офицер, конструктор, ревизор, снайпер, директор, токарь, инженер, слесарь, бухгалтер, менеджер.
с окончанием –А, –Я | с окончанием –Ы, –И |
2 Словообразование
1. Образуйте по 2-3 сложных слова от предложенных международных словообразовательных элементов, укажите их происхождение и значение, пользуясь словарем иностранных слов. Запомните: международные словообразовательные элементы пишутся слитно!
Образец: авиа (латинское - «птица») – авиабилеты, авиапромышленность
Аэро, авто, ауди, баро, био, гео, гидро. дром, интер, макро, микро, метр, поли, радио, скоп, теле, термо, техно, фото.
2. Образуйте от существительных прилагательные, составьте с ними словосочетания, укажите словообразующие суффиксы.
Образец: радиотехника – радиотехнич-еск-ий колледж
Авиация, оптика, гелий, дистанция, механика, диффузия, турбина, информация, электрон, физика, волокно, станок, позиция, дисперсия, металл, классификация, производство, алюминий, технология, эксплуатация, экран, машина, навигация.
3. Образуйте от глаголов существительные, составьте с ними словосочетания, укажите словообразующие суффиксы.
Образец: программировать – программирова-ние станков
Усилить, проверить, осуществить, обработать, назначить, настроить, распространить, транспортировать, закрепить, оснастить, употребить, изготовить, оборудовать, нагружать, сопротивляться, преобразовать.
3 Лексика
1. В чём заключается разница между терминами и профессиональными словами? Дайте определения и приведите по 5 примеров из своей специальности, составьте с каждым предложения.
2. Пользуясь словарем иностранных слов или Интернет-ресурсами, подберите 7 терминов по своей специальности. Запишите их значение и составьте с ними предложения.
3. Найдите в отрывках текстов термины. Сделайте анализ терминов по плану, используя словари и справочники:
- определить значение
- определить происхождение
- определить часть речи
- сделать морфемный и словообразовательный разборы
- подобрать однокоренные слова других частей речи
А) Для домашнего употребления паяльники выбирают чаще всего радиолюбители: инструмент нужен им для пайки радиодеталей и микросхем. Однако это простое устройство также позволит самостоятельно починить несложные электрические приборы, удлинители, всевозможные кабели и провода, запаять металлические емкости, сделать отверстие в пластиковом изделии, отрезать лишнее от полимерной детали, выполнить ремонт ламп, светильников.
Какой вариант паяльника представляет собой лучший выбор? Это зависит от
того, что именно вы планируете паять с его помощью. Для микросхем, мелких радиодеталей и печатных плат подойдут импульсные или спиральные приборы с небольшой мощностью.
Б) Технологическая оснастка – важнейший фактор успешного осуществления технического прогресса в машиностроении. Она представляет собой совокупность рабочего, измерительного инструмента и приспособлений,
используемых для базирования, закрепления и контроля обрабатываемых деталей на различном технологическом оборудовании: металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, прессах, измерительных машинах. В зависимости от назначения технологического оборудования различается и его оснастка. Так на станках с ЧПУ к оснастке относят дополнительные устройства, не входящие в комплект станка, например, устройство для размерной настройки инструмента вне станка.
В) В конструкции беспилотного аппарата есть спутниковый навигатор и программируемый модуль. Если БПЛА используется для получения, сохранения и передачи информации на пульт оператора, в нем дополнительно устанавливаются карта памяти и передатчик.
Конструкция и функциональность меняются в зависимости от назначения аппарата. Есть модели дронов, которые умеют принимать команды человека и реагировать на них. В таких устройствах установлены специальные модули-приемники команд.
Г) Основа любой волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) — оптическое волокно. Само по себе оптическое волокно хрупкое, поэтому для его сохранности используют различные защитные элементы, которые объединены в общую конструкцию — оптический кабель. Помимо оптического кабеля, к пассивным элементам ВОЛС относят: оптические муфты, оптические кроссы (в том числе коннекторы и разъемы) и оптические сплиттеры (делители). Волокно изготовляется из кварца, основу которого составляет двуокись кремния, широко распространенного, а потому недорогого материала, в отличие от меди.
4. Пользуясь словарем иностранных слов, определите происхождение терминов; укажите, в каких областях науки и техники они употребляются, связаны ли они с вашей специальностью.
Регенератор — устройство, осуществляющее восстановление формы оптического импульса, который, распространяясь по волокну, претерпевает искажения. Регенераторы могут быть как чисто оптическими, так и электрическими, которые преобразуют оптический сигнал в электрический, восстанавливают его, а затем снова преобразуют в оптический.
Усилитель — усиливает мощность сигнала до требуемого уровня напряжения тока, может быть оптическим и электрическим, осуществляет оптико-электронное и электронно-оптическое преобразование сигнала.
Светодиоды и Лазеры — источник монохромного когерентного оптического излучения (света для кабеля). Для систем с прямой модуляцией, одновременно выполняет функции модулятора, преобразующего электрический сигнал в оптический.
Фотоприёмник (Фотодиод) — устройство, принимающее сигнал на другом конце оптоволоконного кабеля и осуществляющее оптоэлектронное преобразование сигнала.
Модулятор — устройство, модулирующее оптическую волну, несущую информацию по закону электрического сигнала. В большинстве систем эту функцию выполняет лазер, однако в системах с непрямой модуляцией для этого используются отдельные устройства.
4 Морфология
1. Образуйте от единиц измерения форму Родительного падежа множественного числа, составьте и запишите с ними предложения, выделите окончания в образованных формах. Цифры пишите словами. Проверьте себя по орфографическому или толковому словарю.
Образец: гектары – Остров Пальма увеличился на триста гектар-ов из-за извержения вулкана.
Ватты, вольты, амперы, граммы, микроны, джоули, ньютоны, герцы.
2. Определите части речи выделенных слов, укажите их грамматические категории.
А) Каковы дальнейшие перспективы развития мировой авиационной промышленности? Летательные аппараты гражданского назначения должны стать тише, экологичнее и экономичнее. Что касается военной техники, то одним из главных характеристик в самолёте, как ни странно, становится его электронная начинка. Также ведутся разработки аппаратов легче воздуха и гибридов. Всё труднее становится отделить авиацию от космонавтики, поскольку будут созданы аппараты, способные летать как в воздухе, так и в космосе. Есть также самолёты, разработанные для запуска космического корабля.
Б) С начала развития компьютерной техники мы получили такие скорости вычислений и передачи данных, о которых шестьдесят лет тому назад нельзя было и мечтать. Это стало возможным благодаря использованию новых видов связи, таких как оптическое волокно, пришедших на замену банальным алюминиевым и медным проводам. Тема оптоволоконной линии связи является актуальной на данный момент, так как число людей на планете растет, и потребности в улучшении жизни тоже увеличиваются. Ещё с древних времён человек совершенствуется: увеличивает свои знания, стремится улучшить жизнь, создавая и моделируя предметы быта.
5 Синтаксис
1. Подчеркните главные члены в каждом предложении, определите и запишите в скобках, простое или сложное предложение. Если простое, укажите, чем оно осложнено; если сложное, укажите его тип; укажите средства связи.
А) Заимствование известных технических решений при создании оснастки – основной принцип при оснащении приспособлениями в технологии изготовления изделия. Это обусловлено высоким удельным весом затрат в себестоимости продукции, связанных с технологическим оснащением, поскольку проектирование и производство оснастки носит индивидуальный характер и зависит от конкретных конструктивно-технологических параметров каждого обрабатываемого изделия.
Б) Беспилотные летательные аппараты трудно классифицировать, так как они имеют очень разные характеристики. Это разнообразие происходит от обилия конфигураций и компонентов БПЛА. Производители пока не ограничены никакими стандартами. В результате сегодня отсутствуют требования со стороны авиационных регуляторов о том, как БПЛА должен быть оснащен.
Беспилотники напоминают вертолет с четырьмя лопастями. Они отличаются габаритами, функциональностью, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками.
В) Инженеры-электронщики — волшебники современных технологий. Они используют свои знания в области электричества и электроники для проектирования, разработки и тестирования электронных устройств и систем, которые мы используем каждый день. Это профессия для тех, кто любит проектировать и создавать новое своими руками, разбираться в микросхемах и платах, в сложных электронных устройствах и наблюдать за тем, как творение «оживает». Сегодня такие специалисты создают объекты, которые когда-то упоминались лишь в научной фантастике.
2. Замените причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и запишите, расставив нужные знаки. Укажите подчинительные союзы и союзные слова, тип придаточного предложения.
- В последние годы разработаны опытные образцы электроимпульсных магнитных плит, позволяющих закреплять заготовки различных размеров без применения переходных накладных плит.
- После чего рынок стал стремительно развиваться, открывая новые сферы коммерческого и частного применения дронов.
- Фотоприёмник (фотодиод) — устройство, принимающее сигнал на другом конце оптоволоконного кабеля и осуществляющее оптоэлектронное преобразование сигнала.
- Инженеры-электронщики способны изменить мир к лучшему, проектируя и разрабатывая компьютерные чипы, компьютеры и другие электронные устройства.
- Сегодня разработка нового летательного аппарата - это очень сложный, дорогой и наукоёмкий процесс, занимающий нередко десятки лет.
3. Перестройте простые предложения в сложные и запишите, используя сочинительные и подчинительные союзы. Определите тип сложного предложения, расставьте нужные знаки.
- Одной из перспективных областей является создание беспилотных автомобилей – транспортных средств, способных самостоятельно управлять своим движением. В этой области необходимы знания и навыки инженеров-электронщиков.
- Информация передается по оптическим диэлектрическим волноводам, известным под названием "оптическое волокно". Такой вид связи называется волоконно-оптическим.
- Война США с Вьетнамом продемонстрировала практическую пользу применения вертолётов. В последующие годы эта техника стала бурно развиваться.
6 Орфография и пунктуация
1. Диктанты
А) Радиоэлектроника
Радиоэлектроника – важная составляющая нашей жизни. В настоящее время электроника дает возможность решать задачи, которые раньше казались неразрешимыми. Она помогает человеку изучать поверхность и окружающее пространство разных планет. С помощью электроники человек может наблюдать за развитием живой клетки; за доли секунды выполнять вычисления, на которые расходовались годы; видеть в полной темноте, как днем.
Порой электроника заменяет человека в его работе: сегодня можно встретить
электронного диспетчера, секретаря, экскурсовода, закройщика, переводчика.
Электронику даже научили играть в шахматы! И не просто играть, а
выигрывать у гроссмейстеров!
На промышленных предприятиях электроника автоматически поддерживает
заданную температуру и влажность в помещениях, руководит станками и
поточными линиями, выполняет сложнейшие операции. В космонавтике без
электроники невозможно точно рассчитать траекторию полета корабля,
поддерживать видео и телефонную связь с космонавтами, руководить полетом искусственных спутников с Земли. Электроника пришла даже школу. Детей учат программированию, основам веб-дизайна — всему тому, что ранее казалось фантастикой.(141 сл.)
Б) Чугун и Сталь
Пролилась огневой струей из жаркой печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звездами, остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серым Чугуном так стала себя выхвалять, что тот чуть не изоржавел от стыда.
— Я, — говорит Сталь, — нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная! Как алмаз крепка, как змея гибка. Закалюсь — не отколюсь! Пилить, сверлить, резать — все могу; на все пригодна! Хочешь — булатом стану, хочешь — иглой! Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совьюсь. А ты что, Чугун? На сковородки, на утюги только и годен. Ну да разве еще на станины второсортные да на шестерни молотильные! Не ковок, не ловок, хрупок, как лед. Не модный металл.
Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолетом-то она полетит и кораблем-то поплывет, и чем только она не станет… Даже перо писчее не забыла. Часовую стрелку и ту не пропустила. Все перебрала. Столько наговорила про себя, что в семи коробах не свезти. Но ничего лишнего не прибавила. Была в ее стальном звоне правда.
Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надо бы: о том, что Чугуну она родной дочерью доводится, что она ему своей жизнью обязана…
Ну, а в остальном все правильно, если, конечно, совесть во внимание не принимать. (194 сл.)
(Евгений Пермяк)
2. Перепишите, вставляя и подчёркивая нужные буквы.
Инж…нер, к…рбюратор, п…тенциал, р…зистор, бе…пилотник, г…ризонтальный, г…нератор, м…дуляция, к…нденсатор, электр…фикация, п…раметр, …даптер, персп…ктива, кат…строфа, эксп…римент, про…кт, ф…рсаж, в…нт…лятор, мех…низация, д…станционный, р…г…страция.
3. Перепишите, выбирая и подчёркивая одну или две согласных.
Ди(ф-фф)узор, осци(л-лл)огра(м-мма), пре(с-сс), а(л-лл)юминий, ша(с-сс)и, коэ(ф-фф)ициент, компре(с-сс)ор, перфо(р-рр)ация, а(к-кк)умулятор, трансми(с-сс)ия, дро(с-сс)ель, криста(л-лл) изация, а(п-пп)арат, э(л-лл)ерон, проце(с-сс), про(ф-фф)е(с-сс)ия, те(р-рр)ито(р-рр)ия, ко(м-мм)утатор, три(м-мм)ер, мета(л-лл)ургия, ди(ф-фф)еренциал, ре(с-сс)урсы, ре(с-сс)оры.
4. Перепишите, раскрывая скобки и подчёркивая: слитно или дефис?
Блок (реле), (радио) фицированные, (энерго) затратные, (электронно) лучевая, (магнитно) плазменная, (полу) автоматический, (опто) волоконная, (микро) схема, (много) станочный, (аналого) цифровой, (аэро) динамика, (электро) двигатель, (сверх) звуковой, (турбо) реактивный, (бизнес) модель, (свето) вод, (видео) поток, (моно) хромный, (волоконно) оптическое, (высоко) технологические, (вольт) амперная, (аэро) (фото) съемка, (самолет) амфибия.
5. Образуйте от глаголов полные и краткие (если возможно) причастия, составьте с ними словосочетания; запишите их, подчеркивая и объясняя правописание Н-НН.
Образец: обработать – обработанная поверхность (полное причастие совершенного вида), поверхность обработана (краткое причастие).
Рассмотреть, образовать, квалифицировать, оснастить, использовать, запланировать, создать, обработать, увеличить, изготовить, решить, исказить, ограничить, направить, распространить, зарегистрировать, приспособить, установить, зафиксировать.
6. Перепишите, расставьте нужные знаки, подчеркните основы предложений.
- Мировая авиационная промышленность включает в себя такие сферы как разработка производство испытание ремонт утилизация летательной техники а также расследование катастроф.
Зародившись в начале прошлого века авиация бурно развивалась. Пожалуй один из главных стимулов к её развитию военная промышленность так было и остаётся по сей день.
Сегодня разработка нового летательного аппарата это очень сложный дорогой и наукоёмкий процесс который занимает нередко десятки лет и лишь немногие страны могут позволить себе строить целиком большие самолёты для дальних перелётов. Чтобы такой процесс всё же был возможен нередко компании объединяются или сливаются. Таким образом авиационная промышленность мира сегодня идёт по пути интеграции.
- Механизация и автоматизация процесса закрепления заготовок наряду с ростом производительности обработки обеспечивает повышение точности благодаря стабильности силы нажима снижающей погрешность закрепления сокращение доли ручного труда снижение физической нагрузки рабочих возможность многостаночного обслуживания поскольку рабочий освобождается от необходимости длительного присутствия у одного станка
регламентацию цикла обработки являющуюся предпосылкой для автоматизации процесса в целом.
- Фарадей известный физик-экспериментатор обнаружил обращение механического движения проводника при перемене на обратное направление магнитного поля. Направление механического движения не изменяется если одновременно переменить направления и тока и магнитного поля на обратное. Это последнее обстоятельство следует запомнить так как оно объясняет почему мотор рассчитанный на постоянный ток будет работать и на переменном токе. Далее было установлено что как и в генераторе направление механического движения магнитного поля и тока в данном случае образуют друг с другом прямые углы.
7 Анализ текста, типы текста, стилистика
1. Прочитайте текст и озаглавьте его. Составьте план текста. К каждому пункту плана запишите тезис. Дайте развернутые ответы на вопросы, используя выражения из текста:
- Объясните, в чём состоят преимущества нового вида транспорта – аэротакси?
- Назовите модели и производителей аэротакси, отметив их перспективность.
Совершенно новым видом транспорта в недалеком будущем должны стать аэротакси. Существует множество разработок, большинство из которых представляют собой вариации на тему электрического мультикоптера, только больших размеров.
Например, близок к сертификации (прототипу уже разрешили летать над Пекином) китайский двухместный беспилотник Ehang EH216 AVV. Он совершил более 10 000 полетов, в том числе с пассажирами, в 42 городах восьми стран мира – и в мороз, и в туман, и во время тайфуна. Летательный аппарат размером с автомобиль оснащен восемью винтами; максимальная его скорость составляет 130 км/ч, а дальность полета – 35 км. Ему не нужны никакие площадки – и, главное, пилот. Плюс эксплуатация такой техники в 2 раза дешевле: себестоимость кресло-километра составляет $1,5, т. е. тарифы на перевозки будут сопоставимы с такси бизнес-класса.
В России проходят испытания похожего двухместного дрона, разрабатываемого стартапом «Ховер». Он тоже имеет размеры автомобиля и помещается на стандартное парковочное место, разгоняется до 200 км/ч и имеет дальность полета 100 км. При помощи четырех поворачивающихся колес этот аппарат может передвигаться и по земле – например, чтобы вырулить с парковки или заехать в гараж.
А вот немецкие разработчики делают ставку на самолеты с вертикальными взлетом и посадкой. Так, VoloConnect от компании Volocopter взлетает как дрон-гексакоптер, но дальше летит как самолет благодаря подъемной силе крыла и двум воздушным винтам. Максимальная скорость достигает 250 км/ч, а дальность полета – 100 км.
Или Lilium Jet: это конвертоплан, оснащенный сразу 36 электродвигателями с изменяемым вектором тяги, которые сначала обеспечивают вертикальный взлет, а затем – горизонтальный полет, для которого требуется в 10 раз меньше энергии. Скорость – до 300 км/ч, расстояние – до 300 км, салон вмещает пять пассажиров и багаж. Но управляет этим летательным аппаратом пилот. Начало коммерческой эксплуатации конвертоплана запланировано на 2024 г., уже разработана маршрутная сеть между городами США и имеются договоренности с рядом вертодромов. Американский рынок считается наиболее готовым к таким перевозкам, которые будут примерно в 3 раза дешевле вертолетных. Например, трансфер из центра Нью-Йорка в аэропорт Кеннеди на вертолете сегодня стоит порядка $200, Lilium же обещает возить за $70.
Пока бизнес-модель с использованием существующих вертолетных площадок и пилотов выглядит реалистичнее, чем «летающие автомобили»: непонятно, кто и как будет управлять воздушным движением в условиях плотной городской застройки и что делать в случае их поломки.
2. Прочитайте текст и озаглавьте его. Напишите заключение для этого текста. Дайте развернутые ответы на вопросы, используя выражения из текста:
- Почему инженеров-электронщиков можно назвать волшебниками современных технологий?
- Каковы две основные задачи специалистов в электронной инженерии?
- Почему будет расти спрос на специалистов в этой области?
Инженер-электронщик – это профессия для тех, кто любит проектировать и создавать новое своими руками, разбираться в микросхемах и платах, в сложных электронных устройствах и наблюдать за тем, как творение «оживает».
Сегодня такие специалисты создают объекты, которые когда-то упоминались лишь в научной фантастике. 3D-принтеры, беспилотные автомобили, дроны и многие другие высокотехнологические гаджеты – все это работа инженеров-электронщиков.
Как правило, над решением задачи работает целая группа инженеров, каждый из которых занят разработкой отдельного элемента или решением отдельной проблемы в рамках одного проекта. Инженеры могут работать как над разработкой принципиально нового продукта, так и над совершенствованием или модернизацией существующего оборудования под нужды заказчика.
Одной из перспективных областей, где необходимы знания и навыки инженеров-электронщиков, является создание беспилотных автомобилей – транспортных средств, способных самостоятельно управлять своим движением.
Разработкой, проектированием и испытаниями беспилотных автомобилей в России занимается, например, компания НАМИ. Её специалисты объединили уже существующие современные системы автоматического управления и создали автомобиль, который способен самостоятельно анализировать дорожную ситуацию, принимать решения по управлению, осуществлять управляемое движение без участия человека - только за счет электроники.
Ожидается, что в ближайшие годы спрос на инженеров-электронщиков будет расти. По мере того как мир становится все более взаимосвязанным, возникает потребность в большем количестве электронных устройств и систем. Это означает, что инженеры-электронщики будут востребованы для проектирования, разработки и тестирования этих новых технологий.
Вот несколько примеров того, как инженеры-электронщики используют свои навыки, чтобы изменить мир к лучшему:
- проектируют и разрабатывают медицинские устройства, которые могут помочь людям с ограниченными возможностями,
- проектируют и разрабатывают беспилотные автомобили, которые могут сделать наши дороги более безопасными,
- проектируют и разрабатывают солнечные панели, которые могут помочь нам уменьшить нашу зависимость от ископаемого топлива,
- проектируют и разрабатывают компьютерные чипы, на которых работают наши смартфоны, компьютеры и другие электронные устройства.
3. Прочитайте текст и озаглавьте его. Определите стиль текста, приведите доказательства. Дайте развернутые ответы на вопросы, используя выражения из текста:
- Что является основой волоконно-оптической линии связи?
- Какое устройство осуществляет восстановление формы оптического импульса, который, распространяясь по волокну, претерпевает искажения?
- Где используются волоконно-оптические линии связи?
С начала развития компьютерной техники прошло уже шестьдесят лет. За это время мы получили такие скорости вычислений и передачи данных, о которых шестьдесят лет тому назад нельзя было и мечтать. Это стало возможным благодаря использованию новых видов связи, таких как оптическое волокно, пришедших на замену банальным алюминиевым и медным проводам. Тема оптоволоконной линии связи является актуальной на данный момент времени, так как число людей на планете растет, и потребности в улучшение жизни тоже увеличиваются. Ещё с древних времён человек совершенствуется: увеличивает свои знания, стремится улучшить жизнь, создавая и моделируя предметы быта.
Волоконно-оптические линии связи - это вид связи, при котором информация передается по оптическим диэлектрическим волноводам, известным под названием "оптическое волокно". Оптическое волокно в настоящее время считается самой совершенной физической средой для передачи информации, а также самой перспективной средой для передачи больших потоков информации на значительные расстояния. К примеру, в настоящее время волоконно-оптические кабели проложены по дну Тихого и Атлантического океанов и практически весь мир "опутан" сетью волоконных систем связи. Основа любой волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) — оптическое волокно. Само по себе оптическое волокно хрупкое, поэтому для его сохранности используют различные защитные элементы, которые объединены в общую конструкцию — оптический кабель. Помимо оптического кабеля, к пассивным элементам ВОЛС относят: оптические муфты, оптические кроссы (в том числе коннекторы и разъемы) и оптические сплиттеры (делители). Волокно изготовляется из кварца, основу которого составляет двуокись кремния, широко распространенного, а потому недорогого материала, в отличие от меди, отсюда и сравнительно небольшая цена и практически отсутствие случаев кражи с целью сдачи на металлолом. Оптические волокна имеют диаметр около 1 – 0,2 мм, то есть очень компактны и легки, что делает их перспективными для использования в авиации, приборостроении, в кабельной технике. Системы связи на основе оптических волокон устойчивы к электромагнитным помехам, а передаваемая по световодам информация защищена от несанкционированного доступа. Волоконно-оптические линии связи нельзя подслушать неразрушающим способом. Всякие воздействия на волокно могут быть зарегистрированы методом мониторинга (непрерывного контроля) целостности линии.
На сегодняшний день волоконно-оптические линии связи широко используются не только для передачи информации на дальние расстояния между городами, континентами, но и в рамках предприятий, заводов, зданий и сооружений. Оптическое волокно заменяет традиционную медь в судостроении, авиастроении, автомобильной промышленности и других отраслях.
4. Прочитайте текст. Сделайте лингвостилистический анализ текста по плану, аргументируйте свои ответы:
1) Тема
2) Структура текста (композиция), микротемы
3) Средства связи (лексические и грамматические)
4) Тип речи, его признаки
5) Стиль, его признаки
Все гражданские самолеты похожи друг на друга: это условная труба с крылом. Заменить классическую аэродинамическую схему предлагается «летающим крылом» – когда широкий и плоский фюзеляж сам становится аэродинамической поверхностью и создает подъемную силу. Это, по данным Airbus, позволит расходовать на 20% меньше топлива, а пассажиры получат просторный салон с принципиально новой схемой зонирования, в которой найдется место и спальным отсекам, и переговорным комнатам, и объемным бакам для водорода. Внутреннее обустройство будет похоже скорее на круизный теплоход или дирижабль. Идея не нова, но по схеме «летающее крыло» удалось создать лишь несколько относительно небольших военных самолетов типа американского бомбардировщика B-2 или российского беспилотника «Охотник». Для пассажирских самолетов она не применялась из-за сложной системы управления, однако современные вычислительные технологии позволяют прототипу Airbus MAVERIC (Model Aircraft for Validation and Experimentation of Robust Innovative Controls) летать стабильно.
Принцип «летающего крыла» заложен и в основу концепта Flying V, разработанного в Делфтском университете в Нидерландах, только «летающее крыло» здесь имеет V-образную форму. Он, как и MAVERIC, существует в виде летающей масштабной модели. Разработку этого самолета спонсирует авиакомпания KLM. Правда, к таким компоновкам еще много вопросов. Например, входы и выходы могут располагаться только по периметру, а это потенциально увеличивает время посадки пассажиров – и особенно их аварийной эвакуации. Кроме того, сидящие ближе к внешней стороне крыла во время маневров будут перемещаться в вертикальной плоскости с большой амплитудой и испытывать дискомфорт. Чтобы его избежать, придется ограничивать углы крена и, как следствие, маневренность самолета.
Концепт Boeing SUGAR Volt более консервативен: американцы предлагают увеличить размах крыла и сделать его тоньше, а для жесткости установить специально спрофилированный подкос, создающий дополнительную подъемную силу. Такой самолет должен расходовать на 9% меньше топлива, а чтобы не пришлось перестраивать аэропорты, основное крыло будет складываться, как на проходящем испытания Boeing 777X. Еще одна идея этого концепта – взлет на обычном топливе, а крейсерский полет на электричестве.
Складное крыло тестирует и Airbus – точнее, это полуэластичные законцовки, которые могут либо быть жестко зафиксированы, либо свободно качаться, как у альбатросов. Это позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление, а также значительно облегчить само крыло и увеличить его размах примерно в 1,5 раза, так как нагрузки, действующие на центроплан, при такой схеме ниже. Чем больше размах, тем выше подъемная сила крыла, а значит, требуется меньше топлива, для того чтобы поднять самолет в воздух и лететь.
5. Прочитайте текст, озаглавьте его, составьте краткий конспект.
Согласно определению, одобренному Ассамблеей ИКАО, «беспилотный летательный аппарат (дрон) представляет собой воздушное судно без пилота, которое выполняет полет без командира воздушного судна на борту и либо полностью дистанционно управляется из другого места с земли, с борта другого воздушного судна, из космоса, либо запрограммировано и полностью автономно».
Авиационные эксперты выделяют три основных типов воздушных судов, кроме военных ракет, которые летают без бортовых пилотов:
- Управляемые дистанционно;
- Запрограммированные и работающие под управлением навигационных систем;
- Разработанные с наложенными ограничениями полета и летающие повторяющимся образом.
Впервые гражданское применение дронов анонсировал Amazon для доставки потребительских товаров в 2013 году. После чего рынок стал стремительно развиваться, открывая новые сферы коммерческого и частного применения. Помимо самих изготовителей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) интерес к теме проявляют компании-дистрибутеры таких устройств, производители компонентов, оптики и систем компьютерного зрения, программного обеспечения, компании картографических сервисов и аэрофотосъемки, аграрный сектор, широкий круг государственных служб (полиция, скорая помощь, пожарные, аварийные службы), страховые и инвестиционные компании и другие.
Классификация дронов
Беспилотные летательные аппараты трудно классифицировать, так как они имеют очень разные характеристики. Это разнообразие происходит от обилия конфигураций и компонентов БПЛА. Производители пока не ограничены никакими стандартами. В результате сегодня отсутствуют требования со стороны авиационных регуляторов о том, как БПЛА должен быть оснащен.
Беспилотники напоминают вертолет с 4 лопастями. Они отличаются габаритами, функциональностью, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками.
Условно все дроны можно поделить на 4 группы:
- Микро. Такие БПЛА весят меньше 10 кг, максимальное время нахождения в воздухе – 60 минут. Высота полета – 1 километр.
- Мини. Вес этих аппаратов достигает 50 кг, время пребывания в воздухе достигает 5 часов. Высота полета варьируется от 3 до 5 километров.
- Миди. Беспилотные летательные аппараты весом до 1 тонны, рассчитаны на 15 часов полета. Такие БПЛА поднимаются на высоту до 10 километров.
- Тяжелые беспилотники. Их вес превышает тонну, разработаны аппараты для дальних полетов продолжительностью более суток. Могут перемещаться на высоте 20 километров.
В конструкции беспилотного аппарата есть спутниковый навигатор и программируемый модуль. Если БПЛА используется для получения, сохранения и передачи информации на пульт оператора, в нем дополнительно устанавливаются карта памяти и передатчик.
Конструкция и функциональность меняются в зависимости от назначения аппарата. Есть модели дронов, которые умеют принимать команды человека и реагировать на них. В таких устройствах установлены специальные модули-приемники команд.
J’son & Partners Consulting классифицирует дроны (БПЛА) по следующим основным характеристикам:
- по дизайну / конфигурации;
- по типу взлета;
- по целевому назначению:
- по техническим характеристикам;
- по типу питания силовой установки;
- по полезной нагрузке;
- по типу системы автоматизации;
- по системе предотвращения столкновений;
- по типу навигации;
- по типам защиты от глушения сигналов;
- по пропускной способности радиочастотного спектра;
- по бортовой обработке данных;
- по специализации программного обеспечения.
6. Прочитайте текст. Определите, к какой области науки и техники он относится. Составьте краткую характеристику станочного приспособления, используя выражения из текста. Выпишите термины и специальные технические обороты.
Станочные приспособления являются переменной частью технологического оснащения металлорежущего станка. Назначение станочных приспособлений — обеспечивать, менять и расширять технологические возможности оборудования, поэтому срок их службы на один порядок и более ниже срока службы оборудования. В действующем производстве требуется постоянная модернизация станочных приспособлений при смене номенклатуры обрабатываемых изделий или изменении требований к их изготовлению для заданного состава оборудования.
Станочные приспособления — это орудия производства для установки и закрепления заготовок и инструментов при обработке на металлорежущем станке. Они должны быть удобными в эксплуатации и экономичными в изготовлении, безопасными в работе, быстродействующими, точными, жесткими, виброустойчивыми, износостойкими, ремонтопригодными. По своим конструктивно- технологическим параметрам станочные приспособления должны быть совместимы с другими компонентами технологической системы.
Сокращению сроков изготовления и модернизации оборудования, снижению затрат на технологическую подготовку производства и выполнению оснащаемых операций с достижением заданных показателей производительности и точности способствуют унификация и стандартизация приспособлений, их деталей и сборочных единиц.
Затраты на изготовление приспособлений составляют по трудоемкости до 80 %, а по длительности — до 90 % общей трудоемкости и длительности подготовки производства. На оснастку расходуются многие тысячи тонн металла.
Затраты на специальные приспособления составляют до 20 % себестоимости изделия, изготовленного на станке. Срок же службы таких приспособлений, определяемый периодом нахождения обрабатываемого изделия в производстве, составляет два-три года.
8 Составление связных высказываний
1. Раскройте смысл пословиц, приведите аргументы, опираясь на представление о своей будущей профессии.
- Птицу узнают в полете, а человека в работе.
- Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
2. Как вы понимаете высказывания великих людей? Напишите небольшое рассуждение, приведя аргументы.
- Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)
- Деятельность — единственный путь к знанию. (Бернард Шоу)
- Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве. (Я.А. Коменский)
3. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: «Я и моя специальность» или «Моя будущая профессия», используя термины и профессионализмы по своей специальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку
Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам....
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования.
В данной статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода, структура компетентностно-ориенторованных заданий и их роль в формировании трех ключевых компетентностей учащихся....
Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку
Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 9 класса....
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
Материал представлен для мотивации учащихся к выполнению заданий по темам: "Типы речи", "Изобразительно-выразительные средства", "Буквы Е-И в корнях с чередованием" с учетом его дальнейшег...
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе для 5-9 классов.
В презентации представлены компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе, нацеленные на достижение метапредметных результатов.Представлены задания , целями которых является фо...