Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку
статья по теме
Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар по стандартам | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Захаровская средняя общеобразовательная школа
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
« ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»
ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ.
1. Типы заданий по русскому языку.
2. Структурные компоненты.
3. Разновидности заданий.
4. Коммуникативная компетентность.
Учитель МАКСИМОВА АННА ИВАНОВНА.
18.10. 2011.
Внедрение компетентностно-ориентированных заданий в предметное обучение- одно из направлений, связанных с реализацией школьных стандартов второго поколения. Компетентность при выполнении таких заданий «не противопоставляется знаниям или умениям, она включает их в себя, но не путём простого суммирования, а при свободном использовании наиболее эффективного
для конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале ученика знаний и умений».
К отличительным признакам компетентностно-ориентированных заданий относит-
ся деятельностная составляющая ( виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное задание), которая включает: предметные умения, умения работать с информацией, исследовательские (или метологические) умения.
1.ТИПЫ ЗАДАНИЙ,
В дидактической и методической литературе последних лет достаточно подробно
Описаны варианты межпредметной проектной деятельности учащихся, предложены темы ученических исследований. Однако недостаточно разработанными и систематизированными остаются УЧЕБНЫЕ компетентностно-ориентированные задания, которые можно использовать на уроке, независимо от этапа обучения.
Такие задания включают:
__ материал, связанный с событиями, явлениями, объектами, доступными
непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
___материал, допускающий выход за пределы школы,требующий изучения на базе предприятий, вузов, учреждений культуры и т. п.;
___материал, изучение которого базируется на части программы, имеющей прикладной характер;
___материал, важный для местного сообщества, связанный с широко обсуждаемыми в сообществе вопросами( экогогические, межэтнические, нравствен-
ные и др. проблемы;
___материал, содержащий противоречивые сведения, противоположные позиции, следовательно, допускающий разные толкования.
2.СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗАДАНИЙ
Методистами описаны типовые структурные компоненты учебных компетентност-
но-ориентированных заданий:
___стимул (погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение);
___задачная формулировка ( точно указывает деятельность учащегося,
необходимую для выполнения задания);
___источник информации, который содержит информацию, необходимую для успешной познавательной деятельности);
___инструмент проверки(содержит сведения о процедуре проверки и критериях оценивания заданий.
Учебные компетентностно-ориетированные задания можно использовать:
___при изучении нового материала без предварительного объяснения учителя на основе актуализации ранее полученных заданий и самостоятельного микроисследования учащихся;
___при изучении темы через укрупнённые дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счёт дополнительных сведений, полученных самостоятельно из учебника и других источников или представленных учителем.
В том и другом случае старшеклассники анализируют, систематизируют,фиксируют теоретические сведения в схемы, таблицы, опорные конспекты.
Отдельные подобные задания включены в учебники русского языка для старших классов: Бунеев и др. 2006.; Дейкина, Пахнова 2007.
К-О задания можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников.
Приступая к выполнению К-О задания, можно выполнить его на разном уровне, от знаниевого до творческого, что будет свидетельствовать о степени
сформированности той или иной компетенции. Важно также, что при выполнении
задания на любом из уровней учащийся демонстрирует свою функциональную грамотность.
Приведём примеры компетентностно- ориентированных заданий по теме
«Употребление устаревшей лексики» (раздел «Лексика» в учебниках для 10-11 классов.)
*Задание для актуализации и углубления знаний:
Дайте определение понятиям- устаревшие слова, историзмы архаизмы, используя материал учебника и дополнительные источники информации (укажите их). Исследуйте соотношение этих понятий и по результатам исследования составьте таблицу с примерами(устно сообщите о принципах составления таблицы).
*Задание для закрепления знаний и отработки способов деятельности.
Учащимся предлагается фрагмент повести Н.В.Гоголя « Шинель», в котором встречаются не только устаревшие слова, но и устаревшие словоформы. Требуется найти в тексте языковые единицы, объединить их в группы, обосновав принципы группировки.
3. РАЗНОВИДНОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ
- Проблемно-лингвистическая задача;
- Моделирование (лингвистическое и речевое);
- Исследовательская работа;
- Проект;
- Творческая работа.
Проблемно-лингвистическая задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми и т п. Приведём пример:
1) Определите, к какой части речи относится слово ГРУСТНО. В чём причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами.
2)Нарушение лексических норм русского литературного языка обычно рассматривается как ошибка. Но всегда ли это так? Проанализируйте предложенный фрагмент текста, выясните функции встречающихся нарушений, представьте результаты своего анализа и прокомментируйте их.
Проблемные лингвистические задачи чаще всего используются на этапе систематизации и углубления знаний, а также при отработке способов применения теоретических сведений в языковой и речевой практике. (См.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов:упр.61, 221).
Лингвистическое речевое моделирование предполагает создание языковых единиц и конструкций определённого типа, а также схем, таблиц с опорой на ранее освоенные способы деятельности. Приведём примеры заданий для моделирования:
*1)Образуйте от названий поселений вашего региона слова, обозначающие их жителей. Проверьте себя по словарю. Выявите типовые словообразовательные модели.
2)Создайте модель алгоритма выбора Н и ННв различных частях речи.
3)
3)Преобразуйте монологическое высказывание автора публицистического текста в диалог. Запишите его, соблюдая пунктуационные правила.
Обращение к лингвистическому и речевому моделированию наиболее эффективно при формировании способов деятельности с языковым материалом.
( См: БунеевР.Н и др. Русский язык .10 кл.стр.141,187,286)
Исследовательская работа требует самостоятельного анализа. Чаще всего учащийся проходит путь от формулировки проблемы и уточнения темы до получения результатов при консультативной помощи учителя. Приведём примеры заданий для лингвистического исследования за рамками учебного процесса.:
*1) Проведите исследование на тему «Синтаксические особенности разговорной речи старшеклассников».
2.*Создайте речевой портрет своих одноклассников в ЧАТЕ.
3.*Исследуйте особенности лексического значения глаголов движения водном из говоров вашего региона.
Примеры микроисследований можно найти в учебнике Бунеева Р.Н 10 класса.
ПРОЕКТ предполагает групповую деятельность учащихся, направленную на достижение результата, имеющего практическую ценность. По ходу выполнения проекта уточняются цели, распределяются обязанности между участниками, определяется круг необходимой информации, решается вопрос об оформлении и способах презентации результата, устанавливаются параметры его оценки. В про-
ектную деятельность включаются несколько типов К/О заданий.
Приведём примеры проектных заданий:
*1) Вы познакомились с региональным словарём фамилий. Создайте по его образцу
Словарь фамилий учеников вашего класса. Защитите свой проект.
2*)Справочник по русскому языку необходим большинству старшеклассников. Разработайте тетрадь-справочник для себя, учитывая особенности оформления, структуру передачи информации. Защитите свой проект.
Творческая работа создаёт условия для индивидуального проявления компетентностей старшеклассников. Главный компонент в ней – нестандартная ситуация, в которой порождается собственное высказывание, совершенно самостоятельное или опирающееся на предложенный авторский текст. В твор-
ческой работе наряду с коммуникативной проявляется языковая компетентность,
поскольку учащийся демонстрирует реальный уровень правописной грамотности и культуры речи.
Приведём примеры творческих заданий:
- Опишите своё отношение к местному климату в одной из форм:
А) развёрнутого прогноза погоды;
Б) письма к другу, живущему на юге (севере);
В )жалобы дачника.
2)Создайте рекламу самой интересной из книг, журналов, прочитанных вами за последний год.
3)Продолжите текст, оттолкнувшись от последней сцены. Представьте спор, который мог возникнуть между действующими лицами, в форме полилога
Компетентностно- ориентированные задания проверяются на основе критериев,
аналогичных ЕГЭ.
Как уже отмечалось, использование К.О. заданий возможно при изучении любого раздела курса русского языка в старшей школе. В учебниках русского языка для 10-11 классов большинство из них встречается в разделе «Речь» и его подразделах: «Ре-
чевая деятельность», «Текст», «Стили речи».
Применение К.О. заданий позволяет включить старшеклассников в самостоятельную познавательную деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой, создавать устные и письменные высказывания, отвечающие целям и условиям коммуникации.
Литература
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю. и др. Русский язык.10 класс.-М., 2006
2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов.-М.,2007.
3.РябухинаЕ.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе.- РЯШ.-2009-№7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования.
В данной статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода, структура компетентностно-ориенторованных заданий и их роль в формировании трех ключевых компетентностей учащихся....
Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку
Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 9 класса....
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
Материал представлен для мотивации учащихся к выполнению заданий по темам: "Типы речи", "Изобразительно-выразительные средства", "Буквы Е-И в корнях с чередованием" с учетом его дальнейшег...
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе для 5-9 классов.
В презентации представлены компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе, нацеленные на достижение метапредметных результатов.Представлены задания , целями которых является фо...
Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку.
Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет включить учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой, формировать такие качества высоко...
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...
Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса
Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса по следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...