Принципы русской орфографии ЭЛЕКТИВЫ
элективный курс по русскому языку
Принципы русской орфографии ЭЛЕКТИВЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_russkoy_orfografii_elektivy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку в 9 классе
«Принципы русской орфографии и пунктуации»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Принципы русской орфографии и пунктуации» составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 17 часов. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Принципы русской орфографии и пунктуации» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
- подготовить учащихся к ОГЭ;
- обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
- развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
- Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
- Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
- Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
- Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
- Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- Знать трудные случаи правописания
- Понимать их роль в общекультурном развитии человека
- Объяснять языковое явление
- Уметь применять знания при тестировании
- Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
- Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
- определять синтаксические конструкции.
Содержание программы
I. Введение.
Содержание экзаменационной работы.
Элементы содержания экзаменационного теста:
1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.
2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Структура экзаменационной работы.
Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).
Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.
Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.
Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).
II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.
- Фонетика и графика.
- Лексика и фразеология.
- Морфемика и словообразование.
- Грамматика. Морфология.
- Грамматика. Синтаксис.
- Орфография.
- Пунктуация.
- Речь.
- Языковые нормы.
- Выразительность русской речи.
III. Создание сочинения-рассуждения.
Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.
IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.
Итоговый контроль.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Принципы русской орфографии и пунктуации» 9 класс
(17 часов)
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятель-ности | Дата |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | Мини-лекция с презентацией «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме», практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | ||
Часть 1 | ||||
Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция с презентацией «Современные подходы к написанию сжатого изложения на ОГЭ в 9-м классе», практикум | Работа с текстом, создание текста. | ||
Выбор приемов сжатия. | Практикум, изложение | Создание текста, оценивание | ||
Часть 3 | ||||
Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | Мини-лекция с презентацией «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | ||
Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоя-тельная работа | ||
Учимся аргументировать. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | ||
Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоя-тельная работа | ||
Часть 2 | ||||
Понимание смысла текста. Лексическое значение слова или его лексический анализ. Выразительно-изобразительные языковые средства. | Презентация «Выразительно-изобразительные языковые средства» Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | ||
Основные орфографические правила правописания корней. Задание Основные орфографические правила правописания приставок. Задание Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. |
| Работа с тестом, заполнение бланков | ||
Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. | Презентация «Лексика и фразеология». Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | ||
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. | Презентация «Словосочетание» Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | ||
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | Презентация «Грамматическая основа предложения». Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | ||
13 | Простое осложненное предложение. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. | Презентация «Простое осложненное предложение» Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
14 | Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. | Презентация «Типы сложных предложений» Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
15 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |
16-17 | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ. | Практикум Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ | Работа с тестом, заполнение бланков |
Литература для учителя:
- Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
- Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2016 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
- Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2016: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
- Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Иванова С.Ю. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ 2016: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. Издательство «Экзамен»
- Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ОГЭ 2016.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2016.
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
- Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ОГЭ в 9-м классе»
- Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
- Презентации по всем основным разделам русского языка
Литература для учащихся:
- Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2014 год.
- Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2014 г.
- Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2015 г.
- Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2016 г.
- Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2017. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
- Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2017 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
- Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ОГЭ 2017.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс
Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы....
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с д...
конспект урока по русскому языку "Принципы русской орфографии"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии" Пояснительная записка Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"...
Методическая разработка по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Принципы русской орфографии"
Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Принципы русской орфографии" для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик"....
Орфография_Принципы русской орфографии
В тетрадь для правил учащихся...
Русский язык.Тема 3. Принципы русской орфографии. Задания
Русский язык.Тема 3. Принципы русской орфографии. Задания...