Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме
Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_printsipy_russkoy_orfografii_8.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку
"Принципы русской орфографии"
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
"Принципы русской орфографии"
№ п/п | Темы занятий | Количе-ство часов | Дата проведения |
1. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 2 | |
2. | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. | 2 | |
3. | Правописание о/ё после шипящих в корне слова. | 1 | |
4. | Правописание приставок на -з / -с. | 2 | |
5. | Написание ы в начале корня после приставок на согласный. | 1 | |
6. | Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. | 2 | |
7. | Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. | 1 | |
8. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | |
9. | Разделительный Ъ. | 1 | |
10. | Правописание Ь как разделительного знака как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. | 1 | |
11. | Употребление приставок пре- и при-. | 2 | |
12. | Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | 2 | |
13. | Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | 2 | |
14. | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | |
15. | Правописание суффиксов глаголов. | 2 | |
16. | Правописание суффиксов причастий. | 2 | |
17. | Написание не с именами существительными, именами прилагательными. | 2 | |
18. | Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями. | 1 | |
19. | Написание не с причастиями. | 1 | |
20. | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | |
21. | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. | 1 | |
22. | Употребление прописных букв. | 1 | |
23. | Правила переноса. | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
4. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
5. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
6. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Принципы русской орфографии"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии" Пояснительная записка Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)
Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...
Элективный курс по русскому языку "Стилистика русского языка"
Лингвистический элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 34 часа. В предлагаемом курсе приводятся основные понятия ...