Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме
Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку
"Принципы русской орфографии"
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
"Принципы русской орфографии"
№ п/п | Темы занятий | Количе-ство часов | Дата проведения |
1. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 2 | |
2. | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. | 2 | |
3. | Правописание о/ё после шипящих в корне слова. | 1 | |
4. | Правописание приставок на -з / -с. | 2 | |
5. | Написание ы в начале корня после приставок на согласный. | 1 | |
6. | Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. | 2 | |
7. | Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. | 1 | |
8. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | |
9. | Разделительный Ъ. | 1 | |
10. | Правописание Ь как разделительного знака как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. | 1 | |
11. | Употребление приставок пре- и при-. | 2 | |
12. | Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | 2 | |
13. | Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | 2 | |
14. | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | |
15. | Правописание суффиксов глаголов. | 2 | |
16. | Правописание суффиксов причастий. | 2 | |
17. | Написание не с именами существительными, именами прилагательными. | 2 | |
18. | Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями. | 1 | |
19. | Написание не с причастиями. | 1 | |
20. | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | |
21. | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. | 1 | |
22. | Употребление прописных букв. | 1 | |
23. | Правила переноса. | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
4. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
5. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
6. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Принципы русской орфографии"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-525449-1416607977.jpg)
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии" Пояснительная записка Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-837028-1480000434.png)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)
Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...
Элективный курс по русскому языку "Стилистика русского языка"
Лингвистический элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 34 часа. В предлагаемом курсе приводятся основные понятия ...