ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Сочинение-рассуждение как жанр
элективный курс по русскому языку (11 класс)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Сочинение-рассуждение как жанр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_11_klass_2.docx | 24.42 КБ |
elektiv_po_russkomu_yazyku_11_kl._sochinenie-rassuzhdenie_kak_zhanr1.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр»
11 класс
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть 27 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели элективного курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи факультативного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по факультативному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания 27 ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.
Содержание программы
Теоретический аппарат курса.
- Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
- Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
- Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
- Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
- Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
- Заключительная часть сочинения.
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
4. Экспертная оценка творческих работ.
Прогнозируемый результат
Программа факультативного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению ФК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2017
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2016
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 - М.: «Экзамен», 2017.
- Единый государственный экзамен. 2018: Русский язык. – М.: Просвещение, 2018.
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение: ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2017
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2017
1. Календарно- тематическое планирование элективного курса
п/п | Тема | Вид урока |
1-2 | Композиция сочинения - рассуждения | Лекция |
3-4 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
5-7 | Тема и проблема текста. Как определить проблему? | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
8-9 | Как прокомментировать проблему. Виды комментария | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
10-11 | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
12-14 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | Практикум |
15-17 | Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как
вид задания повышенной сложности»
11 класс
п/п | Тема | Вид урока | ||
1-3 | Финал сочинения –рассуждения. Как закончить? | Практикум | ||
4-6 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | Комплексное применение знаний | ||
7-9 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | Комплексное применение знаний | ||
10-12 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | Комплексное применение знаний | ||
13-17 | Итоговые занятия. Защита творческих работ | Презентация, рецензирование, экспертная оценка. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2017г. | Утверждаю Директор школы____________ Г.Н. Иванова Приказ № 216 от 31.08.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного учебного предмета
«Сочинение-рассуждение как жанр» 1 полугодие
«Сочинение-рассуждение как вид задания повышенной сложности» 2 полугодие
11 класс
Учитель:
Пенькова Елена Николаевна
Первая квалификационная категория
Ельня,2017 г.
Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр»
11 класс
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть 25 - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели элективного курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи факультативного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по факультативному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания 25 ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.
Содержание программы
Теоретический аппарат курса.
- Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
- Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
- Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
- Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
- Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
- Заключительная часть сочинения.
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
4. Экспертная оценка творческих работ.
Прогнозируемый результат
Программа факультативного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению ФК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2017
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2016
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 - М.: «Экзамен», 2017.
- Единый государственный экзамен. 2018: Русский язык. – М.: Просвещение, 2018.
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение: ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2017
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2017
1. Календарно- тематическое планирование элективного курса
п/п | Тема | Вид урока |
1-2 | Композиция сочинения - рассуждения | Лекция |
3-4 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
5-7 | Тема и проблема текста. Как определить проблему? | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
8-9 | Как прокомментировать проблему. Виды комментария | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
10-11 | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
12-14 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | Практикум |
15-17 | Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как
вид задания повышенной сложности»
11 класс
п/п | Тема | Вид урока |
1-3 | Финал сочинения –рассуждения. Как закончить? | Практикум |
4-6 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | Комплексное применение знаний |
7-9 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | Комплексное применение знаний |
10-12 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | Комплексное применение знаний |
13-17 | Итоговые занятия. Защита творческих работ | Презентация, рецензирование, экспертная оценка. |
2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ 2017-2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса по русскому языку...
Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...
Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"
Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочит...
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельн...
Программа элективного курса "Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
Написание сочинения-рассуждения (часть «С») в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме...
Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...