Программа элективного курса "Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

Написание сочинения-рассуждения (часть «С») в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, их практическую грамотность, уровень сформированности речевых умений и навыков: понимание содержания предложенного текста и его проблемы; формулирование собственной точки зрения; выстраивание композиции письменного высказывания, соблюдая нормы русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_11_klass._sochinenie_-_rassuzhdenie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская средняя  школа»

       ПРИНЯТО                                                                       УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                 Директор школы:_______Н.Л.Минченкова

Протокол № 1___                                               Приказ №____            

от «_31_»_августа_2015г.                                 от «___»___________2015г.                                                  

Программа элективного курса в 11  классе

«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»

11 класс

34 часа (1 час в неделю)

Учитель: Гриненкова Елена Михайловна,

высшая категория

д. Городище

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Написание сочинения-рассуждения (часть «С») в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, их практическую грамотность, уровень сформированности речевых умений и навыков: понимание содержания предложенного текста и его проблемы; формулирование собственной точки зрения; выстраивание композиции письменного высказывания, соблюдая нормы русского языка.

Многолетний опыт подготовки выпускников к Единому государственному экзамену показывает, что основные трудности в выполнении третьей части работы связаны с ограничением времени на экзамене, за которое им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию, выраженную, как правило, не прямо, а опосредованно, при помощи средств языка. Также не все выпускники хорошо знакомы с критериями оценивания части «С», которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе экзаменационной работы, анализируя не работу в целом, а отдельно каждую составляющую.

Именно поэтому возникла необходимость введения данного курса при  подготовке к сочинению-рассуждению, благодаря которому обучающиеся могли бы добиться максимально предельных результатов на итоговой аттестации.

Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Новизна программы элективного курса «Русский язык ЕГЭ: успешное выполнение задания «С» заключается в том, что она создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2013 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней.

Ценность данной программы заключается в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку, что поможет старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Курс нацелен на достижение обучающимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Программа предназначена для обучения обучающихся 11 класса как базового, так и гуманитарного профилей, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах: «Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» , «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии» и анализе результатов части «С» ЕГЭ предыдущих лет.

Цели элективного курса: подготовить обучающихся к успешному выполнению задания «С» ЕГЭ по русскому языку, сформировать речевые умения и навыки.

Задачи элективного курса:

  1. Познакомить обучающихся с критериями оценивания части «С» ЕГЭ.
  2. Совершенствовать умение понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
  3. Совершенствовать умение конструировать письменное высказывание.
  4. Развивать навыки грамотного владения письменной речью.
  5. Совершенствовать умение передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений.
  6. Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
  7. Совершенствовать умение стройно и логично излагать свои мысли.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

       

Наименование темы

Всего

Лекции

Практические занятия

Формы работы

1.

Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ.

1

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

2.

Формулировка проблем исходного текста

3

1

2

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

3.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

3

1

2

лекция, 

исследовательская и практическая деятельностьлекция,

4.

Отражение позиции автора исходного текста

3

1

2

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

5.

Аргументация собственного мнения по проблеме

3

1

2

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

6.

Речевое оформление сочинения

2

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

7.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

8.

Точность и выразительность речи

2

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

9.

Орфографические нормы

2

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

10.

Пунктуационные нормы

2

1

1

исследовательская и практическая деятельность

11.

Языковые нормы

2

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

12.

Речевые нормы

2

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

13.

Этические нормы

2

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

14.

Фактологические точности в фоновом материале

2

1

1

лекция, 

исследовательская и практическая деятельность

15.

Итоговый практикум

2

-

2

сочинение-рассуждение

Всего:

34

14

20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ

Теоретическая часть

Критерии оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ.

Практическая часть

Вводное сочинение-рассуждение (часть «С» ЕГЭ)

Тема 2. Формулировка проблем исходного текста

Теоретическая часть

Что такое проблема текста? Виды проблем.

Практическая часть

Как сформулировать проблему? Приемы формулировки проблемы.

Тема 3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Теоретическая часть

Что такое комментарий? Отличие комментария от пересказа. Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. Объяснение текста с опорой на вопросы: 1. Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2. На чём заостряет внимание? 3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? 4. Как выражено авторское отношение к изображаемому? 5. Какие эмоции автора выражены в тексте?

Практическая часть

Как оформить комментарий? Два способа изложения материала. От формулировки проблемы к комментарию. От комментария к формулировке проблемы.

Тема  4. Отражение позиции автора исходного текста

Теоретическая часть

Что такое позиция автора? Языковые средства, выражающие авторскую позицию.

Практическая часть

Как выявить позицию автора? Как сформулировать позицию автора?

Тема 5. Аргументация собственного мнения по проблеме

Теоретическая часть 

Что такое аргументация? Типы аргументов.

Практическая часть

Способы ввода аргументов. «Банк аргументов».

Тема 6. Речевое оформление текста

Теоретическая часть

Речевые ошибки.

Практическая часть

Речевое оформление текста.

Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Теоретическая часть

Композиция. Абзацное членение. Логические ошибки.

Практическая часть

Оформление развернутого ответа в соответствии с композиционной стройностью, связностью, логичностью.

Тема 8. Точность и выразительность речи

Теоретическая часть

Выразительные средства языка. Стилистические фигуры.

Практическая часть

Речевое оформление текста.

Тема 9. Орфографические нормы

Теоретическая часть

Орфографические нормы. Типичные орфографические ошибки в экзаменационных сочинениях.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом орфографических норм.

Тема 10. Пунктуационные нормы.

Теоретическая часть

Пунктуационные нормы. Типичные пунктуационные ошибки в экзаменационных сочинениях.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом пунктуационных норм.

Тема 11. Языковые нормы

Теоретическая часть

Языковые нормы. Их классификация.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом языковых норм.

Тема 12. Речевые нормы

Теоретическая часть

Речевые  нормы. Классификация речевых ошибок.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом речевых норм.

Тема 13. Этические нормы.

Теоретическая часть

Этические нормы.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом этических норм.

Тема 14. Фактологические точности в фоновом материале

Теоретическая часть

Фактологические точности. Фоновый материал. Классификация фактических ошибок.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом фактологических точностей.

Тема 15. Итоговый практикум.

Практическая часть

Сочинение-рассуждение (часть «С» ЕГЭ)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  1. критерии оценивания части «С» ЕГЭ по русскому языку;
  2. особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, агрументы, абзацное членение, композиционная стройность;
  3. классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и этических ошибок.

УМЕТЬ:

  1. читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  2. передавать в письменной форме индивидуальное восприятие

поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений;

3.        подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

4.        стройно и последовательно излагать свои мысли.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме развернутого ответа на задание «С» ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа элективного курса  «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...

Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"

Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"...

Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

 В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельн...

Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...

Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"

Программа включает:пояснительную записку;содержание программытехнологию организации учебного процессаформы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценкитребования к результатам ...