Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «Б» классе по теме:«Простые и сложные предложения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Монякова Елена Вениаминовна

Урок - исследование нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx24.64 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku_.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «Б» классе учителя высшей категории ГБОУ СОШ№1995

Моняковой Елены Вениаминовны.

Тема урока: «Простые и сложные предложения».

Тип урока: урок – исследование нового материала

 Вид урока: урок развивающего обучения

 Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: в результате урока ученик должен

  • знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;
  • уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, от сложносочиненных предложений;
  • решать жизненно-практические задачи   конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без с

                                                                                               Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного  подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент,

мотивация к учебной деятельности

 

 

Приветственное слово учителя:

- Сегодня я предлагаю вам, ребята, провести не обычный   урок, а урок-исследование. Работать вы будете в группах. Я желаю вам успехов и творческих удач!

(слайд 1)

Девизом нашего урока будут слова русского философа Александра Пятигорского:

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам» 
Запись в тетрадях:

Число, Классная работа, девиз урока

 

А что значит исследовать?

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

- Какие качества необходимы исследователю?  (умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы).

 

Приветствие учащихся.

Запись в тетрадь.

Ответы детей.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

      Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Постановка учебной цели.

 

I. Фронтальный опрос.

- Ребята, какие разделы науки о языке мы изучаем?  (Синтаксис и пунктуацию)

-  Мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответьте на вопросы:

 - Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

 - По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

 -- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные).

-  Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое).

II. Синтаксическая зарядка.

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор:

В морозном воздухе кружились снежинки. 

(Ученик разбирает предложение за доской)

III. Создание   проблемной ситуации. Постановка цели исследования. Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу

Пришла долгожданная зима. Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, покрыл белый снег, и со…нце переливает(…)ся в нем сл…пящим блеском.

Вопросы:

 1.Рассмотрите схемы.

А) [ = -].

Б) [- =].       Что они означают?

 2.Соотнесите их с записанными предложениями.

3. - С какими трудностями вы столкнулись?  В чем особенность второго предложения?

4. Какова тема нашего исследования?

 (Слайд 4)

 5. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.  Используйте также опорные слова, выведенные на экран:

1) Узнать, какие предложения называются ...  ;                                                       2) учиться различать ... и ...;                                                                                   3) учиться ставить ...      (Слайд 5)

  Сегодня на уроке-исследовании по теме                « Простое и сложное предложение» мы с вами проведём ряд экспериментов, благодаря которым сможем сформулировать определение сложного предложения, научимся определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении; решать жизненно-практические задачи   конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без них.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Записывают   предложение и производят  полный синтаксический разбор

Анализируют предложения.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися   темы урока

 

 Формулируют цель урока

     

Принцип     деятельности.

  УУД: регулятивные     (проблемная подача учебного материала).

 

  

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

1 этап исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Физминутка для глаз

 

2 этап исследования.

 

 

 

 

 Первичное закрепление знаний.

 

 

 

 

 

 Физ. минутка

 Творческое задание по группам.

 

Домашнее задание.

  

Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сформулируйте   определение: сложное предложение- это…
  2. Работа в группах.                                                                                        Учащиеся работают  в группах, используя карточку-информатор.
  3.  Выводы по результатам исследовательской работы.            Выступают организаторы групп.                                                                                           1гр. – сложные бессоюзные предложения (БСП )                                                                2 гр. – сложные союзные предложения (ССП)                                                                          3 гр. - сложные союзные предложения (СПП)
  4. Работа с учебником:

 Читаем правила на С.107-108                Записываем в тетрадь для конспектов схему (Слайд   )

V.Физминутка для глаз

Анализ предложений: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо.

На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился.

Проверка выполнения задания (Слайды  )

                                                                                                                                I.Определите виды сложных предложений

 (Слайд   )

II.   Какие   это предложения? Составьте их схемы.

Прилетели в лес метели, замостил   мороз мосты.

Выпал снег, и деревья оделись белым покрывалом.

Измените (устно) последнее предложение так, чтобы получилось БСП.

  III. Тест. (Раздаточный материал)

Проверка (Слайд        )

Обучающиеся выполняют творческие дифференцированные задания.

                                                                                             

                                                                                             Написать мини-сочинение на тему: «Приход зимы» (Слайд )

 

- Ребята, вы молодцы сегодня, очень хорошо работали.  Давайте подведем итог!

 - Какие открытия вы сегодня сделали? Что нового узнали?

А теперь оцените свою работу на уроке.

(Слайд )

 

 Анализируют предложения, делают выводы о видах сложных предложений..

 

Работают с учебником.

Выполняют физкультминутку для глаз

Анализируют, сравнивают, делают выводы

Отвечают на вопросы, составляют схемы предложений

 

 Конструируют предложения

 

 Выполняют тестовые задания

 Выполняют задания творческого характера

 

 Записывают Д/з.

Отвечают на вопросы, оценивают полученные на уроке знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания обучающихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

УУД: регулятивные (работа с предложениями, умение выражать свою точку зрения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД: личностные, коммуникативные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Приложения к уроку по русскому языку

5 класс

по теме: «Простые и сложные предложения».

Карточка-информатор

1 группа

Эксперимент 1.

Шаг 1: Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу, сделайте вывод, опираясь на план:

Причудливый узор мороза лег на окна домов, иней укутал ветви тополей. Земля покрылась белоснежным ковром, не осталось ни одного темного пятнышка.

Шаг 2:  Сделайте выводы, пользуясь планом:

1.Это сложное предложение, так как состоит из ____________________________________________________________.  

  Грамматическая основа первого предложения - __________________________ , второго - ________________________.

2. Какие знаки препинания разделяют простые предложения, входящие в состав сложного? ________________________.

3.   Простые предложения в составе сложного связаны интонацией.

 4. Части сложного предложения не связаны союзами, поэтому мы назовем такие предложения_______________________________________.

                                                   Эксперимент 2.

Шаг 1:    Проанализируйте   предложения:  спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо.

На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился.

Шаг 2:  Выполните пунктуационный разбор предложений, сделайте вывод.

                                         

                                            Задание 3.

Подберите к слову зима синонимы, которые одушевляют образ Зимы. Продолжите цепочку слов:

Зима- кружевница, …, …, …

Карточка-информатор

2 группа

Эксперимент 1.

Шаг 1:  Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу, сделайте вывод, опираясь на план:

В темном высоком небе рассыпалось много ярких зимних звезд, а под ногами мягко хрустел снег. Изредка поднимался ветерок,  и нежные, мягкие снежинки плавно кружились в воздухе. 

Шаг 2:  Сделайте выводы, пользуясь планом:

1.Это сложное предложение, так как состоит из _________________________________________________.  

  Грамматическая основа первого предложения - __________________________ , второго - ________________________.

2. Какие знаки препинания разделяют простые предложения, входящие в состав сложного? ________________________.

3.   Простые предложения в составе сложного связаны интонацией и _____________________.

 4. Части сложного предложения   связаны союзами, поэтому мы назовем такие предложения_______________________________________.

5. Простые предложения в составе сложного (не)  зависят ? друг от друга, связаны сочинительными союзами, поэтому они называются______________________________________________.

Эксперимент 2.

Шаг 1:  Проанализируйте   предложения:

спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо.  На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился.

Шаг 2: Выполните пунктуационный разбор предложений, сделайте вывод.

                                            Задание 3.

Подберите эпитеты к слову Зима.

Карточка-информатор

3 группа

Эксперимент 1.

Шаг 1: Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу, сделайте вывод, опираясь на план:

Твердой поступью идет по земле волшебница зима, потому что пришел на смену серому ноябрю красавец декабрь. Голые березы и рябины покрылись искристым снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.

Шаг 2: Сделайте выводы, пользуясь планом:

1.Это сложное предложение, так как состоит из _________________________________________________.  

  Грамматическая основа первого предложения - __________________________ , второго - ________________________.

2. Какие знаки препинания разделяют простые предложения, входящие в состав сложного? ________________________.

3. Простые предложения в составе сложного связаны интонацией и _____________________.

 4. Части сложного предложения   связаны союзами, поэтому мы назовем такие предложения_______________________________________.

5. Простые предложения в составе сложного (не)  ? зависят  друг от друга, связаны подчинительными союзами, поэтому они называются______________________________________________.

Эксперимент 2.

Шаг 1:   Проанализируйте   предложения: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо.   На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился.

Шаг 2:  Выполните пунктуационный разбор предложений, сделайте вывод.

Задание 3

Подберите глаголы, которые олицетворяют зиму, например, околдовала….

Тест.

1. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2. Сложные предложения – это предложения, в которых одна грамматическая основа.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

      2. Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =],[–  =].

2.[–  =].                                                                                                            

3.[–  =,  =,].

3. Найти сложные предложения.

      1. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней.                                                                                  

      2. Идет по земле волшебница зима и несет с собой метели и морозы.

      3. Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лег на крыши снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока русского языка. 5класс (ФГОС)

1.Презентация урока русского языка (5 класс) по УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. Тема: "Правописание чередующихся гласных е-и корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет)2.Конспект у...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

План-конспект урока английского языка по ФГОС в 4 классе по теме "Время"

План-конспект урока  с использованием здоровьесберегающих технологий и игровых приемов. ...

План – конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» (5 КЛАСС)

План – конспект УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА ПО ФГОС«ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»(5 КЛАСС)...

Конспект урока английского языка по ФГОС. Старлайт 6 класс. Тема "Места"

Конспект урока английского языка по ФГОС. Старлайт 6 класс. Тема "Места"...