Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «Б» классе по теме:«Простые и сложные предложения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок - исследование нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 24.64 КБ |
prilozheniya_k_uroku_.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «Б» классе учителя высшей категории ГБОУ СОШ№1995
Моняковой Елены Вениаминовны.
Тема урока: «Простые и сложные предложения».
Тип урока: урок – исследование нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока: в результате урока ученик должен
- знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;
- уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, от сложносочиненных предложений;
- решать жизненно-практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без с
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: - Сегодня я предлагаю вам, ребята, провести не обычный урок, а урок-исследование. Работать вы будете в группах. Я желаю вам успехов и творческих удач! (слайд 1) Девизом нашего урока будут слова русского философа Александра Пятигорского: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам» Число, Классная работа, девиз урока
А что значит исследовать? - А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению! - Какие качества необходимы исследователю? (умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы). |
Приветствие учащихся. Запись в тетрадь. Ответы детей. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Актуализация знаний
Постановка учебной цели.
| I. Фронтальный опрос. - Ребята, какие разделы науки о языке мы изучаем? (Синтаксис и пунктуацию) - Мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответьте на вопросы: - Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные). - По интонации? (Восклицательные, невосклицательные). -- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные). - Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое). II. Синтаксическая зарядка. Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор: В морозном воздухе кружились снежинки. (Ученик разбирает предложение за доской) III. Создание проблемной ситуации. Постановка цели исследования. Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу Пришла долгожданная зима. Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, покрыл белый снег, и со…нце переливает(…)ся в нем сл…пящим блеском. Вопросы: 1.Рассмотрите схемы. А) [ = -]. Б) [- =]. Что они означают? 2.Соотнесите их с записанными предложениями. 3. - С какими трудностями вы столкнулись? В чем особенность второго предложения? 4. Какова тема нашего исследования? (Слайд 4) 5. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, выведенные на экран: 1) Узнать, какие предложения называются ... ; 2) учиться различать ... и ...; 3) учиться ставить ... (Слайд 5) Сегодня на уроке-исследовании по теме « Простое и сложное предложение» мы с вами проведём ряд экспериментов, благодаря которым сможем сформулировать определение сложного предложения, научимся определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении; решать жизненно-практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без них. | Отвечают на вопросы
Записывают предложение и производят полный синтаксический разбор Анализируют предложения. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися темы урока
Формулируют цель урока |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
1 этап исследования.
Физминутка для глаз
2 этап исследования.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка Творческое задание по группам.
Домашнее задание.
Подведение итогов. Рефлексия.
|
Читаем правила на С.107-108 Записываем в тетрадь для конспектов схему (Слайд ) V.Физминутка для глаз Анализ предложений: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания. Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо. На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился. Проверка выполнения задания (Слайды ) I.Определите виды сложных предложений (Слайд ) II. Какие это предложения? Составьте их схемы. Прилетели в лес метели, замостил мороз мосты. Выпал снег, и деревья оделись белым покрывалом. Измените (устно) последнее предложение так, чтобы получилось БСП. III. Тест. (Раздаточный материал) Проверка (Слайд ) Обучающиеся выполняют творческие дифференцированные задания.
Написать мини-сочинение на тему: «Приход зимы» (Слайд )
- Ребята, вы молодцы сегодня, очень хорошо работали. Давайте подведем итог! - Какие открытия вы сегодня сделали? Что нового узнали? А теперь оцените свою работу на уроке. (Слайд ) |
Анализируют предложения, делают выводы о видах сложных предложений..
Работают с учебником. Выполняют физкультминутку для глаз Анализируют, сравнивают, делают выводы Отвечают на вопросы, составляют схемы предложений
Конструируют предложения
Выполняют тестовые задания Выполняют задания творческого характера
Записывают Д/з. Отвечают на вопросы, оценивают полученные на уроке знания.
| Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания обучающихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями, умение выражать свою точку зрения).
УУД: личностные, коммуникативные.
|
Предварительный просмотр:
Приложения к уроку по русскому языку
5 класс
по теме: «Простые и сложные предложения».
Карточка-информатор
1 группа
Эксперимент 1.
Шаг 1: Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу, сделайте вывод, опираясь на план:
Причудливый узор мороза лег на окна домов, иней укутал ветви тополей. Земля покрылась белоснежным ковром, не осталось ни одного темного пятнышка.
Шаг 2: Сделайте выводы, пользуясь планом:
1.Это сложное предложение, так как состоит из ____________________________________________________________.
Грамматическая основа первого предложения - __________________________ , второго - ________________________.
2. Какие знаки препинания разделяют простые предложения, входящие в состав сложного? ________________________.
3. Простые предложения в составе сложного связаны интонацией.
4. Части сложного предложения не связаны союзами, поэтому мы назовем такие предложения_______________________________________.
Эксперимент 2.
Шаг 1: Проанализируйте предложения: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.
Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо.
На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился.
Шаг 2: Выполните пунктуационный разбор предложений, сделайте вывод.
Задание 3.
Подберите к слову зима синонимы, которые одушевляют образ Зимы. Продолжите цепочку слов:
Зима- кружевница, …, …, …
Карточка-информатор
2 группа
Эксперимент 1.
Шаг 1: Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу, сделайте вывод, опираясь на план:
В темном высоком небе рассыпалось много ярких зимних звезд, а под ногами мягко хрустел снег. Изредка поднимался ветерок, и нежные, мягкие снежинки плавно кружились в воздухе.
Шаг 2: Сделайте выводы, пользуясь планом:
1.Это сложное предложение, так как состоит из _________________________________________________.
Грамматическая основа первого предложения - __________________________ , второго - ________________________.
2. Какие знаки препинания разделяют простые предложения, входящие в состав сложного? ________________________.
3. Простые предложения в составе сложного связаны интонацией и _____________________.
4. Части сложного предложения связаны союзами, поэтому мы назовем такие предложения_______________________________________.
5. Простые предложения в составе сложного (не) зависят ? друг от друга, связаны сочинительными союзами, поэтому они называются______________________________________________.
Эксперимент 2.
Шаг 1: Проанализируйте предложения:
спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.
Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо. На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился.
Шаг 2: Выполните пунктуационный разбор предложений, сделайте вывод.
Задание 3.
Подберите эпитеты к слову Зима.
Карточка-информатор
3 группа
Эксперимент 1.
Шаг 1: Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу, сделайте вывод, опираясь на план:
Твердой поступью идет по земле волшебница зима, потому что пришел на смену серому ноябрю красавец декабрь. Голые березы и рябины покрылись искристым снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.
Шаг 2: Сделайте выводы, пользуясь планом:
1.Это сложное предложение, так как состоит из _________________________________________________.
Грамматическая основа первого предложения - __________________________ , второго - ________________________.
2. Какие знаки препинания разделяют простые предложения, входящие в состав сложного? ________________________.
3. Простые предложения в составе сложного связаны интонацией и _____________________.
4. Части сложного предложения связаны союзами, поэтому мы назовем такие предложения_______________________________________.
5. Простые предложения в составе сложного (не) ? зависят друг от друга, связаны подчинительными союзами, поэтому они называются______________________________________________.
Эксперимент 2.
Шаг 1: Проанализируйте предложения: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.
Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо. На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился.
Шаг 2: Выполните пунктуационный разбор предложений, сделайте вывод.
Задание 3
Подберите глаголы, которые олицетворяют зиму, например, околдовала….
Тест.
1. Выбрать определение сложного предложения.
1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
2. Сложные предложения – это предложения, в которых одна грамматическая основа.
3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
2. Выбрать схему сложного предложения.
1.[– =],[– =].
2.[– =].
3.[– =, =,].
3. Найти сложные предложения.
1. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней.
2. Идет по земле волшебница зима и несет с собой метели и морозы.
3. Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лег на крыши снег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока русского языка. 5класс (ФГОС)
1.Презентация урока русского языка (5 класс) по УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. Тема: "Правописание чередующихся гласных е-и корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет)2.Конспект у...
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»; учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ...
План-конспект урока английского языка по ФГОС в 4 классе по теме "Время"
План-конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий и игровых приемов. ...
План – конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» (5 КЛАСС)
План – конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС«ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»(5 КЛАСС)...
Конспект урока английского языка по ФГОС. Старлайт 6 класс. Тема "Места"
Конспект урока английского языка по ФГОС. Старлайт 6 класс. Тема "Места"...