Презентация к уроку по фразеологизмам "Казанская сирота"
картотека по русскому языку (5 класс)

Дзагаштова Сюзанна Мухамедовна
Крылатые фразы не умеют летать буквально, зато своим образным полетом они делают речь интереснее и динамичнее. Чтобы не сидеть сложа руки и разгрызть гранит науки, разберемся, что же такое фразеологизм в русском языке. В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:
 
реветь белугой — громко и долго плакать;
задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.
На примерах видно, что значение фразеологизма не связано со смыслом каждого отдельного слова в его составе. Все они меняют свои свойства: лексическое значение, форму изменения, синтаксическую функцию. И все же связь между словами в составе фразеологизма неразделимая.
 
Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazanskaya_sirota.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

Готовые карточки «Казанская сирота»

КАЗАНСКАЯ СИРОТА.

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?

 

Однажды я увидела название фильма режиссёра Владимира Машкова «Сирота казанская». Данное название меня заинтересовало. Кого называют сиротой, я знаю. Но почему казанская? Посмотрев фильм, я убедился, что лексическое значение слова «сирота» я понимаю правильно - это человек, не имеющий родителей, то есть самых близких и родных людей. Но вопрос о том,почему сирота казанская, остался открытым. Раскроем тайну происхождения фразеологизма, определим его лексическое значение, сферу его употребления.

1. Анализ текста «Казанская сирота». В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Казанск.. царства – город Казань. Огромная те..итория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорност.. ее население, пр..ходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались пр..влеч.. на свою сторону (не)простых людей, а в первую очередь знать, кн..зей-мурз. Княз..я в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремились сохранить свое положение и бога..ство. Многие из них принимали христианск.. веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты. Таких людей народ стал называть казанскими сиротами. При дворе они приб..днялись, старались получить как можно больше награ.. и «жалованья». – Что же означает фразеологическое сочетание казанская сирота(Человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие у жалостливых людей.) – Какие части речи вы встретили в этом тексте? – Назовите (найдите) самостоятельные и служебные части речи. – Какие грамматические признаки имени существительного можно отметить, анализируя этот текст? (Существительные бывают __________________) 

2. Разбор слов по составу: казанская, прибеднялись, довольно. 3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание. 4. Фонетический разбор слова князья. 5. Морфологический разбор числительного 1552 (года). (См. «Морфологический разбор числительных», учебник, с. 212.)

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Презентация Медико-социальное сопровождение детей сирот на примере ЛСИТ.

Медико-социальное сопровождение детей сирот на примере ЛСИТ....

Презентация "Социальная работа с детьми- сиротами, выпускниками интернатных учреждений"

Презентация подготовлена на ЗМП с целью информирования специалистов социозащитных учреждений о технологиях работы с выпускниками интернатов с целью обмена опытом....

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...