Создание на уроке и внеурочной деятельности творческой исследовательской поисковой среды
методическая разработка по русскому языку

Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно -  исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №5»

Методическая разработка

Тема:

Проектная и исследовательская деятельность

на уроках русского языка и литературы ,

 во внеурочной деятельности.

                                       

                                                     Разработал(а): Нуртдинова Э.Г.

         

                                                                                                                                   

Нижневартовск - 2021


Каждый преподаватель, работающий в среднем профессиональном учреждении, ставит перед собой задачу воспитания личности студента. Думаю, что учебные предметы Русский язык и Литература, как никакие другие, располагают мощным арсеналом возможностей для реализации основной задачи современного российского образования .Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Профессионального образования диктует свои условия, при которых студент в процессе обучения должен овладеть общими и профессиональными компетенциями.

Общие компетенции - это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент для продуктивной образовательной деятельности.

Профессиональные компетенции - это знания, умения и навыки, которые позволяют студенту успешно решать профессиональные задачи.

Центральное место в развитии профессиональной компетенции завтрашнего специалиста занимает метод проектов. Этот метод относится к числу современных образовательных технологий, хотя известен довольно давно. Проект обязательно предполагает исследование. Это очень важно, ведь метод проектов ориентирован на создание какого-либо продукта, а без определенного набора знаний этот продукт будет невозможно создать.

На сегодняшний день уже не нужно никого убеждать в важности и необходимости проектно-исследовательской деятельности. Главной ее идеей является направленность на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, человек, сведущий в вопросах образования, говорил много лет назад: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». И сегодня мы вновь обращаемся к толстовской мысли, говоря уже о современном образовании. По моему глубокому убеждению, за такой формой работы с обучающимися – будущее: проектно-исследовательская деятельность способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт собственного труда.

Над методической темой «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» я работаю не так давно. Есть определённые наработки, но еще много есть того, над чем надо поразмыслить и поработать.

Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Что же такое учебный проект? Учебный проект, с точки зрения обучающихся, - это возможность сделать самому что-то интересное, индивидуально или в группе; это деятельность, которая позволяет проявить себя, заявить о себе, попробовать свои силы и показать публично достигнутые результаты. Учебный проект, с точки зрения учителя, - это средство развития, обучения и воспитания одновременно. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить обучающихся самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации (урок, групповую, индивидуальную работу, работу в парах) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

Какие учебные проекты, существующие в образовательной практике, я использую в своей работе?

Исследовательский проект .Ярким примером проекта такого рода были работы студентов, защищавших свои проекты по теме «Профессиональное древо моей семьи», «Мое генеалогическое древо». Студенты с интересом подбирали и исследовали найденный материал, соревновались между собой.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления на суд широкой аудитории. К этой группе относятся проекты обучающихся, когда собранная ими информация о жизни писателя, или о языковом явлении, или о словаре русского языка была представлена на электронном носителе (или на бумажном и электронном) в виде слайдовой презентации. Так были представлены презентации: « В мире фразеологизмов», «Страна Лингвиния», «Женские образы в творчестве М.Шолохова»

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, видеофильмы. Например творческое задание: представить театрализовано творчество великого драматурга- А.Н.Островского. («Гроза»- монолог Катерины) Проект? Пусть мини, но всё-таки проект.

В зависимости от объекта исследования студенческие работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.
  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений.
  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, лингвистики, приучающие обучающихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные подходы к анализу явлений искусства и жизни;
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Обучающиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода применяю уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки- исследования, урок - творческий отчёт, урок-конференция.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым обучающимся самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими.

Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма внеклассной работы: предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы обучающихся, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Так, в рамках последней декады русского языка и литературы проводились следующие формы внеклассной работы: викторина « Знаток мифологии», конкурс «Умники и умницы», дистанционные олимпиады по русскому языку и литературе, конкурс проектов «Кошки в литературе» и « Термины моей профессии». Такие формы работы способствуют появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяют обучающимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

Использованные сайты: 
1.
www.issl.dnttm.ru
2.
www.konkurs.dnttm.ru

Литература:

  • Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  • Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
  • Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
  • Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1928.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  • Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность

В статье рассказывается как  учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только  развитию мышлени...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Основные направления и формы научно- исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

Программа внеурочной деятельности "Творческие задания в среде программирования СКРЕТЧ"

Содержание программы курса «Творческие задания в среде программирования СКРЕТЧ» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие познавательной сферы школьников, наблюдательности,  умения а...