Рабочая программа по предмету русский язык для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии нормативными документами:
- Федерального закона от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1897(далее - ФГОС основного общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от № 287 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)
- Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от №08-709 «О списках рекомендуемых произведений».
Региональных:
- Конституции Республики Тыва (принята г.);
- Закона Республики Тыва от 21 июня 2014г. №2562 ВХ-I «Об образовании в Республике Тыва»;
- Постановления Правительства Республики Тыва от 12 февраля 2019 года N 73 «Об утверждении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Республики Тыва до 2025 года»;
- Приказа Министерства образования Республики Тыва от 4 марта 2022г. №159- д «О введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в Республики Тыва»
- Письмо Министерства образования и науки Республики Тыва от 31 августа 2022 г. № 8396 «О формировании календарного учебного графика образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2023-2024 учебном году».
- Устав МБОУ Шеминской СОШ
- Локальные акты школы
- Учебный план школы на 2023-2024 учебный год
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего русский язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего русский язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе, овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности русского языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Место учебного предмета
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю; итого 136 часа за учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета русский язык в 7 классе
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
- использовать грамматические словари и справочники в речевой практике;
- понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»;
- характеризовать особенности публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля нормы его построения, особенности жанров (репортаж, заметка);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов;
- составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы;
- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
- создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением;
- участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации);
- распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); понимать структурные особенности текста-рассуждения;
- анализировать тексты разных стилей и жанров (интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике;
- создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры);
- создавать тексты в жанре научного сообщения, в публицистических жанрах (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (инструкция);
- анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста;
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
- распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
- использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;
- объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного);
- распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту;
- характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
- распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи;
- характеризовать причастия как форму глагола, выделять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; различать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, объяснять роль причастия в предложении; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящий – висячий», «горящий – горячий», причастия с суффиксом – ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);
- определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи; соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения, правописания наречий (слитное, дефисное, раздельное написание; слитное или раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях
- на -о и -е; правописание суффиксов наречий; употребление ь на конце наречий после шипящих; правописание о – е после шипящих в суффиксах наречий, е и и в приставках не- и ни- наречий);
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую роль и роль в речи;
- характеризовать деепричастия как форму глагола, выделять признаки глагола и наречия в деепричастии; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; распознавать деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, объяснять роль деепричастия в предложении; правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий; соблюдать нормы правописания деепричастий (гласные в суффиксах деепричастий, слитное и раздельное написание не с деепричастиями);
- давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;
- характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги; соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, правописания производных предлогов;
- характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союза в тексте, в том числе как средства связи однородных членов предложения и частей сложного предложения; употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях; знаков препинания в предложениях с союзом и;
- характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия; понимать интонационные особенности предложений с частицами; употреблять частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц не и ни, формообразующих частиц;
- характеризовать междометия как часть речи, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи, особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе; соблюдать пунктуационные нормы оформления междометий в предложении;
- распознавать причастия, наречия, слова категории состояния, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить их морфологический анализ; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
- распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложений (на основе изученного); проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
- соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Содержание учебного предмета
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 час) |
Введение. Русский язык как развивающееся явление. |
Повторение изученного в 5-6 классах (12 часов) |
Синтаксис. Синтаксический разбор. |
Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
Лексика и фразеология. |
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. |
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. |
Морфология и орфография. |
Морфологический разбор слова. |
Р.р. Текст. |
Р.р. Диалог как текст. Виды диалога. |
Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. |
Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах». |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
Причастие (24 часа) |
Причастие как часть речи. |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
Причастный оборот. |
Выделение причастного оборота запятыми. |
Р.р. Описание внешности человека. |
Действительные и страдательные причастия. |
Краткие и полные страдательные причастия. |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. |
Действительные причастия прошедшего времени. |
Р.р. Изложение |
Страдательные причастия настоящего времени. |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Одна буква н в отглагольных прилагательных. |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. |
Р.р. Выборочное изложение |
Морфологический разбор причастия. |
Слитное и раздельное написание не с причастиями. |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение по теме «Причастие» |
Контрольный диктант по разделу «Причастие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание. |
Деепричастие (11 часов) |
Деепричастие как часть речи. |
Деепричастный оборот. |
Запятые при деепричастном обороте. |
Раздельное написание не с деепричастиями. |
Деепричастия несовершенного вида. |
Деепричастия совершенного вида. |
Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». |
Морфологический разбор деепричастия. |
Повторение темы «Деепричастие». Тест. |
Контрольный диктант по разделу «Деепричастие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Наречие (29 часов) |
Наречие как часть речи. |
Употребление наречий в речи. |
Разряды наречий. |
Степени сравнения наречий. |
Морфологический разбор наречия. |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. |
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. |
Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. |
Р.р. Описание действий по наблюдениям. |
Р.р. Подготовка к изложению с описанием действия. |
Р.р. Изложение с описанием действия. |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
Контрольный диктант по разделу " Наречие" |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Буквы о и а на конце наречий. |
Дефис между частями слова в наречиях. |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е.Широкова «Друзья». |
Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья». |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. |
Р.р. Учебно-научная речь. |
Р.р. Учебный доклад. |
Повторение темы «Наречие». Тест. |
Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Наречие". |
Контрольный диктант по разделу «Наречие». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Категория состояния (7 часов) |
Категория состояния как часть речи. |
Морфологический разбор категории состояния. |
Р.р. Сжатое изложение. |
Р.р. Анализ сжатого изложения |
Повторение темы «Категория состояния».Тест. |
Самостоятельные и служебные части речи. |
Предлог (10 часов) |
Предлог как часть речи. |
Употребление предлогов. |
Непроизводные и производные предлоги. |
Простые и составные предлоги. |
Р.р. Подготовка к подробному изложению "Сердце матери". |
Р.р. Подробное изложение "Сердце матери". |
Морфологический разбор предлога. |
Р.р. Репортаж. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест. |
Союз (19 часов) |
Союз как часть речи. |
Простые и составные союзы. |
Союзы сочинительные и подчинительные. |
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. |
Контрольный тест по теме " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении". |
Анализ теста. Работа над ошибками. |
Сочинительные союзы. |
Подчинительные союзы. |
Морфологический разбор союза. |
Р.р. Сочинение «Книга – наш друг и советчик». |
Слитное написание союзов тоже,также, чтобы. |
Повторение темы «Союз». Тест. |
Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Предлоги и союзы". |
Контрольный диктант по разделу «Предлоги и союзы». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Частица (12 часов) |
Частица как часть речи. |
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
Смыслоразличительные частицы. |
Раздельное и дефисное написание частиц. |
Морфологический разбор частицы. |
Отрицательные частицы не и ни. |
Различение частицы не и приставки не-. |
Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. |
Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. |
Повторение темы «Частица». Тест. |
Контрольный диктант по разделу «Частица». |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Междометие (3 часа) |
Междометие как часть речи. |
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.. |
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Морфологический разбор междометия. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 часов) |
Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. |
Фонетика. Графика. |
Лексика и фразеология. |
Морфемика. Словообразование. |
Морфология. Орфография. |
Синтаксис. Пунктуация. |
Итоговый годовой контрольный диктант. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Подведение итогов за год. |
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 7 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
текст:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
1 | Введение. Русский язык как развивающееся явление. | 1 | ||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | ||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | ||
4 | Лексика и фразеология. | 1 | ||
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | ||
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | ||
7 | Морфология и орфография. | 1 | ||
8 | Морфологический разбор слова. | 1 | ||
9 | Р.р. Текст. | 1 | ||
10 | Р.р. Диалог как текст. Виды диалога. | 1 | ||
11 | Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. | 1 | ||
12 | Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах». | 1 | ||
13 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||
14 | Причастие как часть речи. | 1 | ||
15 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | ||
16 | Причастный оборот. | 1 | ||
17 | Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | ||
18 | Р.р. Описание внешности человека. | 1 | ||
19 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | ||
20 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | ||
21 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | ||
22 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | ||
23 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | ||
24 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | ||
25 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | ||
26 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | ||
27 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | ||
28 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | ||
29 | Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | ||
30 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | ||
31 | Морфологический разбор причастия. | 1 | ||
32 | Морфологический разбор причастия. | 1 | ||
33 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | ||
34 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение по теме «Причастие». | 1 | ||
35 | Контрольный диктант по разделу «Причастие». | 1 | ||
36 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||
37 | Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание. | 1 | ||
38 | Деепричастие как часть речи. | 1 | ||
39 | Деепричастный оборот. | 1 | ||
40 | Запятые при деепричастном обороте. | 1 | ||
41 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 | ||
42 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | ||
43 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | ||
44 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | ||
45 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | ||
46 | Повторение темы «Деепричастие». Тест. | 1 | ||
47 | Контрольный диктант по разделу «Деепричастие». | 1 | ||
48 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||
49 | Наречие как часть речи. | 1 | ||
50 | Употребление наречий в речи. | 1 | ||
51 | Разряды наречий. | 1 | ||
52 | Степени сравнения наречий. | 1 | ||
53 | Морфологический разбор наречия. | 1 | ||
54 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 1 | ||
55 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 1 | ||
56 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 1 | ||
57 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 1 | ||
58 | Одна и две буквы н в наречиях на о и –е. | 1 | ||
59 | Р.р. Подготовка к изложению с описанием действия. | 1 | ||
60 | Р.р. Изложение с описанием действия. | 1 | ||
61 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | ||
62 | Контрольный тест по разделу " Наречие" | 1 | ||
63 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | ||
64 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | ||
65 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | ||
66 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | ||
67 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | ||
68 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е. Широкова «Друзья». | 1 | ||
69 | Р.р. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья». | 1 | ||
70 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | ||
71 | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. | 1 | ||
72 | Р.р. Учебный доклад | 1 | ||
73 | Р.р. Учебный доклад. | 1 | ||
74 | Повторение и обобщение темы «Наречие». | 1 | ||
75 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Наречие». | 1 | ||
76 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||
77 | Категория состояния как часть речи. | 1 | ||
78 | Категория состояния как часть речи. | 1 | ||
79 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | ||
80 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 | ||
81 | Р.р. Анализ сжатого изложения | 1 | ||
82 | Повторение и обобщение темы «Категория состояния». | 1 | ||
83 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | ||
84 | Предлог как часть речи. | 1 | ||
85 | Употребление предлогов. | 1 | ||
86 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | ||
87 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | ||
88 | Простые и составные предлоги. | 1 | ||
89 | Простые и составные предлоги. | 1 | ||
90 | Морфологический разбор предлога. | 1 | ||
91 | Морфологический разбор предлога. | 1 | ||
92 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | ||
93 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | ||
94 | Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест. | 1 | ||
95 | Союз как часть речи. | 1 | ||
96 | Простые и составные союзы. | 1 | ||
97 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | ||
98 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | ||
99 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | ||
100 | Контрольный тест по теме " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении". | 1 | ||
101 | Анализ теста. Работа над ошибками. | 1 | ||
102 | Сочинительные союзы. | 1 | ||
103 | Сочинительные союзы. | 1 | ||
104 | Подчинительные союзы. | 1 | ||
105 | Подчинительные союзы. | 1 | ||
106 | Морфологический разбор союза. | 1 | ||
107 | Слитное написание союзов тоже,также, чтобы. | 1 | ||
108 | Слитное написание союзов тоже,также, чтобы. | 1 | ||
109 | Повторение и обобщение темы «Союз». | 1 | ||
110 | Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Предлоги и союзы". | 1 | ||
111 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Предлоги и союзы». | 1 | ||
112 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||
113 | Частица как часть речи. | 1 | ||
114 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | ||
115 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | ||
116 | Смыслоразличительные частицы. | 1 | ||
117 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | ||
118 | Морфологический разбор частицы. | 1 | ||
119 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | ||
120 | Различение частицы не и приставки не-. | 1 | ||
121 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | 1 | ||
122 | Частица ни, приставка ни-, союз ни..ни. | 1 | ||
123 | Повторение и обобщение темы «Частица». | 1 | ||
124 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Частица». | 1 | ||
125 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||
126 | Междометие как часть речи. | 1 | ||
127 | Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. | 1 | ||
128 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Морфологический разбор междометия. | 1 | ||
129 | Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | 1 | ||
130 | Фонетика. Графика. | 1 | ||
131 | Лексика и фразеология. | 1 | ||
132 | Морфемика. Словообразование. | 1 | ||
133 | Морфология. Орфография. | 1 | ||
134 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | ||
135 | Итоговый годовой контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||
136 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Подведение итогов за год. | 1 |
Учебно-методический комплекс:
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016.
- С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников - М.:Просвещение, 2011.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2016.
- Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
- М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2013.
- П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 2011.
- Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2013.
- Печатные пособия
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
- Мультимедийные пособия.
Образовательные электронные ресурсы:
- - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
- - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
- - сетевое объединение методистов
- -«Учительская газета»
- -Российский образовательный портал
- - образовательный сервер «Школы в Интернет»
- - газета «Первое сентября»
- - Все образование Интернета
- - теория и практика русской орфографии и пунктуации
- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
- Навигатор. Грамота. ру
- Новый словарь русского язык
- Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
- Русский филологический портал
- Русский язык и культура речи #4
- Самый полный словарь сокращений русского языка
- Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий)
- Словарь русских фамилий
- Уроки русского языка в школе Бабы-Яги
- Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")
- Основные правила грамматики русского языка ~
- Урок. Русский язык для школьников и преподавателей
- Толковый словарь В.И. Даля
- Русские словари. Служба русского языка
- Словарь-справочник русского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шеминская средняя общеобразовательная школа
Дзун-Хемчикского района Республики Тыва
«Рассмотрено» Заместитель директора по ВР _________/А.С.Монгуш/
от __________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/В.Х. Ондар/
от ___________________ | «Утверждаю» Директор МБОУ Шеминской СОШ ______________/С.С. Куулар/ от ______________________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мой выбор»
для 6 класса
учителя русского языка и литературы
Куулар Кынгыраа Шолбановны
на 2023-2024 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс
Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), При...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерно...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерно...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5— 11 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Фед...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/19/picture-338838-1552993918.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...