Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 8 класса
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Юлбердина Эльмира Расуловна

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для обучающихся 8 класса на 2023-2024 учебный год 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                               Утверждаю

                                                               Директор МБОУ СОШ с.Семилетка

                                                                                          ______Гареева Л.Т.

Приказ № ____ от «___»_________2023г.

 

Контрольно – измерительные материалы

(приложение к рабочей программе)

учебного предмета «Русский язык»

для обучающихся 8б класса

Учитель: Юлбердина Эльмира Расуловна

Пояснительная записка

В соответствии с календарно-тематическим планированием в 8 классе запланировано проведение восьми контрольных работ в форме диктантов с дополнительными заданиями, тестирований, зачета-практикума работы по карточкам с заданием по изученному разделу.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 класса- 110-120 слов, для 8 класса – 120-150 слов, для 9 класса – 150-170 слов, для 10-11 класса – 180-200 слов.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля)

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируются правилами;

В случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании ы и и после приставок;

В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающих знаков препинания или в нарушениях их  последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в которым для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода-воды, плоты-плот, грустный-грустить, резкий-резок) первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается с одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или  1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при трех орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Так допускаются 2 грамматические ошибки.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускаются до 4 грамматических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий или текстовых заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» выставляется, если выполнено 86-100% от максимальной суммы баллов

Отметка «4» выставляется, если выполнено 66-85% от максимальной суммы баллов.

Отметка «3» выставляется, если выполнено 51-65% от максимальной суммы баллов.

Отметка «2» выставляется, если выполнено 0-50% от максимальной суммы баллов.

Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при введении отметки за диктант.

Критерии оценивания заданий ОГЭ

(ч.1. сжатое изложение, ч.3 задания 9.1, 9.2, 9.3)

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК 1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но  упустил или добавил одну микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но  упустил или добавил более одной микротемы.

0

ИК 2

Сжатие исходного текста.

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.

2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия  одной микротемы текста.

1

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

0

ИК 3

Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность изложения.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но  допущена одна логическая ошибка,

и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более одной логической ошибки, и/или  имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3.

7

Критерии

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм.

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм.

Пунктуационных ошибок нет,

или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм.

Грамматических ошибок нет,

или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм.

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи.

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

ФК1,

ГК1-ГК4

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

10

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 

 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


№ урока

Дата по календарю

По факту

10

18.09

Контрольный диктант

https://infourok.ru/kontrolniy-diktant-s-grammaticheskim-zadaniem-po-teme-slovoobrazovanie-595606.html?ysclid=lmz8zq9a2c428981834

Ночлег

Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.

Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы. (110 слов)

Грамматические задания

1. Выполнить синтаксический разбор предложения: 1 вариант - Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. 

2 вариант - Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы.

2. Выписать три слова с разными орфограммами, графически обозначить их

3. Выписать слова с чередующейся гласной в корне слова. 1 вариант – из 1 абзаца, 2 вариант – из 2 абзаца

4. Выполнить морфемный разбор слов: 1 вариант – расположились, окруженную, очистившееся, 2 вариант – сбившиеся, нахмурилось, (не) умолкающий

Контрольное списывание

https://vikidalka.ru/1-203483.html

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов)

Грамматические задания

1. Озаглавьте текст

2. Подчеркнуть грамматическую основу предложения:

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой.

3. Выполнить морфемный разбор слов: веточка, лосиный, помешала.

№ урока

Дата по календарю

По факту

24

13.10

Сочинение на тему по картине И.Левитана «Осенний день» (по упр.74)

№ урока

Дата по календарю

По факту

31-32

26.10

27.10

Сжатое изложение (подготовка к ОГЭ)

https://gdzotvet.ru/oge-ege/russkij/225-teksty-izlozhenij-oge-audiozapis-fipi

Контрольное списывание

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/09/10/bogdanova-g-a-diktanty-8-klass

В. Суриков – автор известной картины «Переход Суворова через Альпы», рассказывающей о подвиге русских солдат.

…В течение двух лет работает художник, и многое уже сделано. Главное – обдумано расположение фигур на огромном холсте. Слева – Суворов. Он осадил коня прямо на краю пропасти. В центре – русские солдаты, стремительной лавиной скатывающиеся вниз с круч. Но страстное желание правды, стремление написать непременно все с натуры привели художника на вершине швейцарских Альп.

По узкой тропке пробираются художник и проводник-швейцарец. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе. Это спасает его, потому что впереди торчат из снега острые зубья скал. Проводник мечется над обрывом, что-то крича, но Суриков уже приподнимается и, хватаясь за камни, добирается до площадки. Невольно художнику приходит мысль, что так же спускались с гор чудо-богатыри Суворова. (145 слов)

Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2. Подчеркнуть грамматическую основу 2-го предложения 3 абзаца

№ урока

Дата по календарю

По факту

55-56

15.12

18.12

Сжатое изложение (подготовка к ОГЭ)

https://gdzotvet.ru/oge-ege/russkij/225-teksty-izlozhenij-oge-audiozapis-fipi

Контрольное списывание

https://www.euroki.org/diktanti/v-stae-v-tu-zimu-hodila-molodaya-volchitsa?ysclid=ln0ka9r1v938859963

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды упавшие с неба. Волки, завязывая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов)

Грамматические задания

1. Озаглавьте текст

2. В первом предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения; определить, чем они выражены

№ урока

Дата по календарю

По факту

79

07.02

Контрольная работа по темам «Словосочетание», «Двусоставное предложение», «Второстепенные члены предложения»

https://multiurok.ru/files/kontrolnaia-rabota-po-teme-sintaksis-slovosochet-1.html?ysclid=lmz9ej93lq344532383

1 вариант

1. Укажите предложение, в котором выделенные слова не являются словосочетанием?

а) После затяжных дождей небо начало проясняться.

б) У дороги из стороны в сторону метался на ветру колокольчик.

в) Я надвинул кепку, а руки засунул в карманы.

г) И тут мы увидели высоко в небе журавлей.

2. Определите значение словосочетания «поступить правильно»:

а) признак действия;

б) признак предмета;

в) признак признака;

г) действие и предмет, на который переходит действие.

3. Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – управление:

а) потирать руки, прочитать рассказ, светить ярко;

б) культура речи, средство общения, отвели комнату;

в) далёкий свет, верить в себя, присесть на диван.

г) красиво плывут, стало тише, думать о жизни

4. Побудительным   невосклицательным является предложение

а) Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?

б) Ждите меня возле школьных дверей.

в) Прекрасная пора – осень!

г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.

5. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

а) Ветер дышит влагой ночи и полынь колышет.

б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.

в) Скоро белые метели снег подымут от земли.

г) Портфель принес брат. 

6. Установите соответствие:

1. Согласование а) это вид подчинительной связи, когда главное слово задает форму зависимому слову

2. Примыкание б) это подчинительная связь, если одно слово по форме уподобляется другому, то есть совпадает в роде, числе и падеже

3. Управление в) это вид подчинительной связи в словосочетании, когда слова соединяются по смыслу, а не грамматически

г) это вид подчинительной связи, когда слова соединяются по смыслу и уподобляется другому

7. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Ты с басом, Миш..нька, садись против альта… Мы с вами попу..чики, кажется? Уж за чем ты, заря алая, пр..сыпалася? Пусть бежит в полях поз..мка белою змеею. В гранит оделася Нева, мосты п..висли над водами... Как Днепр широк! Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тр..вогу.

8. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите, чем выражены главные члены предложения.

В этом лесу р..стут только хвойные деревья. Завтра мы пойдем в лес и будем соб..рать грибы. Я буду вое..ым. Девушки стали вышивать узор золотыми нитями. После этой (не)приятной истории Максим стал более вежливым. Мама резала хлеб острым ножом. Ребята хотели научит..ся читать (по)английски. Портрет графа был нарисован акварельными красками. От усталости он стал часто спотыкаться. Мы решили немного перед..хнуть.

2 вариант

1. Укажите предложение, в котором выделенные слова не являются словосочетанием?

а) Хорошо пахнет ландышами, ночной фиалкой.

б) У самой канавы, наполненной вешней водою, пышно цветёт деревце.

в) Здесь мы слушали пение соловья и тихое журчание ручейка.

г) Горы тоже были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью.

2. Определить строение словосочетания «угнетённый народ»:

а) прилагательное и сущ.;

б) причастие и сущ.

в) наречие и сущ.

г) причастие и глагол.

3. Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – примыкание:

а) недоверчиво относиться, очень переживать, говорить с другом;

б) новое открытие, разбитая тарелка, умело притворяться;

в) глядеть свысока, сидеть переговариваясь, выражаться кратко;

г) доброе слово, лишние слова, не повышать голос.

4. Это предложение нераспространенное:

а) Милая моя родина, я счастлив.

б) Взрослые тигры – опасные хищники.

в) Я держу в руке светлячка.

г) Вот ворона сидит на заборе.

5. В этом предложении нужно поставить тире:

а) Солнце теплое ходит высоко.

б) Верба пушиста и красива.

в) Ландыш замечательный весенний цветок

г) Клевер весело цветет.

6. Установите соответствие между разновидностями словосочетаний по способу выражения главного слова:

1. Глагольные а) здание библиотеки, краткий очерк

2. Именные б) построив дом, взять за руку

3. Наречные в) очень смело, быстрее света

г) крайне тихо, мой собеседник

7. Спишите, расставляя знаки препинания, выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.

Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось помогать Гришке чтобы не отстать от остальных бригад. Я буду учиться и стану инженером.

8. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.

В одно тихое утро в больницу прин..сли письмо  Уж сильно завечерело. Ц..плят по осени считают. Позвонили, и я пошел открывать дверь. Сколько ты должен пр..честь слов в минуту? Нам хочет..ся поскорее уехать на море. Лягушка на самом деле ок..залась заколдова..ой царевной. С такой сильной головной болью не заснуть. Ш..пот, ро..кое дыханье, трели соловья... 

Ключи:

1 вариант

1. в

2. а

3. б

4. б

5. а

6. 1. б

2. в

3. а

г

7. Ты с басом, Мишенька, садись против альта… (Двусост., простое, побудит., невосклиц.) Мы с вами попутчики, кажется? (Односост., простое, вопросит., невосклиц.) Уж за чем ты, заря алая, просыпалася? (Двусост., простое, вопросит., невосклиц.) Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (Двусост., простое, побудит., невосклиц.) В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... (Двусост., сложное, повествов., невосклиц.) Как Днепр широк! (Двусост., простое, повествоват., восклиц.) Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу. (Двусост., простое, побудит., невосклиц.)

8. В этом лесу растут (глаг.) только хвойные деревья (сущ.). Завтра мы (местоим.) пойдем (глаг.) в лес и будем собирать (глаг.) грибы. Я (местоим.) буду (глаг.) военным (сущ.). Девушки (сущ.) стали вышивать (глаг.) узор золотыми нитями. После этой неприятной истории Максим (сущ.) стал более вежливым. (глаг.+сущ.) Мама (сущ.) резала (глаг.) хлеб острым ножом. Ребята (сущ.) хотели научиться читать (глаг.) по-английски. Портрет (сущ.) графа был нарисован (глаг.) акварельными красками. От усталости он (местоим.) стал (глаг.) часто спотыкаться(глаг.) Мы (местоим.) решили немного передохнуть(глаг.)

2 вариант

1. б

2. б

3. в

4. б

5. в

6. 1. б

2. а

3. в

г

7. Кто бы мог подумать (глаг.), что Григорий (сущ.) и этого задания не выполнит (глаг.). С самого утра он (местоим.) ходил (глаг.) туда-сюда, придумывал (глаг.) разные отговорки, со скучным лицом принимался (глаг.) за дело. «Сейчас бы улететь (глаг.) за тридевять земель подальше отсюда!» – размышлял (глаг.) ленивец. (сущ.) – Пускай вон Сашка (сущ.) трудится! (глаг.) К полудню дело(сущ.) так и не двинулось (глаг.) с места, и нам пришлось помогать (глаг.) Гришке, чтобы не отстать (глаг.) от остальных бригад. Я (местоим.) буду учиться (глаг.) и стану (глаг.) инженером(сущ.)

8. В одно тихое утро в больницу принесли письмо. (Односост., простое, повеств., невосклиц.) Уж сильно завечерело! (Односост., простое, повеств., восклиц.) Цыплят по осени считают. (Двусост., простое, повеств., невосклиц.) Позвонили, и я пошел открывать дверь. (Двусост., сложное, повеств., невосклиц.) Сколько ты должен прочесть слов в минуту? (Двусост., простое, вопросит., невосклиц.) Нам хочется поскорее уехать на море. (Односост., простое, повеств., невосклиц.) Лягушка на самом деле оказалась заколдованной царевной. (Двусост., простое, повеств., невосклиц.) С такой сильной головной болью не заснуть. (Оносост., простое, повеств., невосклиц.) Шепот, робкое дыханье, трели соловья...  (Односост., простое, повеств., невосклиц.)

№ урока

Дата по календарю

По факту

90

28.02

Сочинение-описание по картине М.Копытцевой «Летний день. Цветет сирень»

(по упр.298)

№ урока

Дата по календарю

По факту

108

08.04

Сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека его нравственный выбор?»

https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=36225&ysclid=lmz9t2hzsi294922869

«(1)Мама, смотри!» (2)В углу зоомагазина на дне выстланного соломой ящика шевелились две крошечные черепашки. (3)Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. (4)Черепашки бесстрашно карабкались по стенам ящика, проворно двигая светлыми лапками с твёрдыми коготками. «(5)Мама!» (6)Вася даже не добавил грубого слова «купи». «(7)Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!»

(8)Вася никогда ни в чём не знал отказа, ему всё давалось по щучьему велению. (9)Это хорошо в сказке, но для Васи слишком затянулось. (10)Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? (11)Мать отрицательно покачала головой.

– (12)Хватит нам возни с Машкой. (13)Три черепахи в доме – это слишком!

– (14)Хорошо! – сказал Вася, – давай отдадим Машку, она всё равно очень старая.

«(15)Надо объяснить ему, что он не прав», – подумала мама, но не нашла нужных мудрых слов и сказала резко:

– Довольно! (16)Идём отсюда!

(17)Но у Васи уже не было других желаний и мыслей, кроме одной. (18)На пляже каждый камень представлялся ему золотистой черепашкой. (19)Когда они пришли домой, Вася твёрдо знал, что ему делать. (20)Он обнаружил Машку под кроватью. (21)Вася положил на пол кусочек абрикоса. (22)Машка вытянула вперёд морщинистую кожу и по-птичьи клюнула лакомство.

(23)Ничего не говоря маме, Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу. (24)Скоро он продал её рослому плечистому человеку за ту цену, какую в магазине просили за двух черепашек. (25)Человек жил в белом одноэтажном домике, окружённом акациями, и хотел подарить черепаху своему сынишке.

(26)Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек, мама почему-то огорчилась. (27)Вася угощал черепашек яблоками, абрикосами, огурцами. (28)Они всё поглощали с охотой. (29)Они были на редкость забавные, смелые и любознательные. (30)Ложась спать, Вася сказал усталым голосом:

– Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!

– (31)Выходит, старый друг не лучше новых двух! – заметила мать.

(32)Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти. (33)И он думал не об этих двух весёлых малышах, с которыми так интересно будет играть, а всё о той же старой Машке. (34)Думалось тревожно, нехорошо. (35)Вася сбросил одеяло и сел на кровати. (36)Впервые Васе перестало казаться, что он самый лучший мальчик на свете, достойный иметь самую лучшую маму, самые лучшие игрушки, самые лучшие удовольствия.

«(37)Что я такого сделал? – спрашивал он себя с тоской. – (38)Продал старую ненужную черепаху?» «(39)Да, она тебе не нужна, – отвечал голос внутри него, – но ты ей нужен. (40)Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» (41)Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.

(42)Вася достал черепашек из ящика и сунул под рубашку. (43)Но этого может оказаться мало, а он решил действовать наверняка. (44)Он отправил под рубашку ещё и коробку с новыми оловянными солдатиками.

(45)Мальчик вышел на улицу спокойным и уверенным шагом сильного и доброго человека.

(46)Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла. (47)Она вышла из дома и быстро зашагала туда, где, по рассказу сына, находился белый домик человека, купившего Машку. (48)Вскоре она увидела впереди фигурку сына. (49)Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому подвигу своего сына.

(По Ю.М. Нагибину*)

* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому подвигу своего сына».

9.3 Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека его нравственный выбор?»

№ урока

Дата по календарю

По факту

132

22.05

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

https://infourok.ru/itogoviy-kontrolniy-diktant-po-russkomu-yaziku-klass-2059227.html?ysclid=lmz9z75piq719583587

Рыбалка – удивительная вещь

Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. 2. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плетется у самых ног. 3. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. 4. Ни шума, ни шорохов.

5. На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. 6. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда – то ветром, сидит рыбак. 7. Снасть его незатейлива и надежна. 8. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежали возле немо в сумке) и закидывает наживу на середину реки. 9. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. 10. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. 11. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

12. Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. 13. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь – красавец, красноперая плотва, серебряный язь. 14. Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

Грамматические задания

Укажите номер предложения, осложненного вводным словом(вводной конструкцией)

1в – 1-6 предложения

2в – 12-14 предложения

Укажите номера предложений, осложненных обособленными определениями

1в – 8-14 предложения

2в – 1-7 предложения

Выпишите грамматическую основу

1в – 7 предложение

2в – 14 предложение

Выполните синтаксический разбор

1в – 12 предложение

2в – 2 предложение

Контрольное списывание

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/07/06/kontrolnyy-godovoy-diktant-8-klass

Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.

Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался».

Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.

Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу – любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По – видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталось невредимой и была отпущена на волю (162 слова)

Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2. Подчеркнуть члены предложения, определить, чем они выражены: Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для ...