открытый урок по русскому языку в 5 классе "Функциональные разновидности языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок дан в рамках обучающего семинара для студентов 2 курса Самарского государственного социально-педагогического университета.Для достижения планируемых результатов на уроке использовались технологии деятельностного обучения: технологии проблемного диалога, продуктивного чтения и реконструкции текста; информационные и коммуникационные технологии; технология развития критического мышления; исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 45.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе
Тема урока: Функциональные разновидности языка
Учитель: Акимушкина М.В.
Дата проведения урока 21.09.2022
Класс: 5 «Б» класс
Предмет: русский язык
Используемые технологии: технологии проблемного диалога, продуктивного чтения и реконструкции текста; информационные и коммуникационные технологии; технология развития критического мышления; исследовательская деятельность.
Тема: Функциональные разновидности языка | Тип: урок открытия нового знания | ||||||
Задачи:
| |||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные: -иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике; - уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный | |||||||
Метапредметные: - способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров. | |||||||
Личностные: - воспитание интереса к предмету через разные виды работы; - умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией; - стремление к речевому самосовершенствованию. | |||||||
Межпредметные связи: литература, история | |||||||
Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций.Часть 1 – М.: Просвещение, 2023; карточки с заданиями; лист достижений; ЭОР и ЦОР: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска. электронные ресурсы: s://resh.edu/subject/lesson/7622/conspect/311654/ | |||||||
Ход урока | |||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||
1. Актуализация необходимых знаний | |||||||
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в творческую лабораторию. А вы согласны быть исследователями? -Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | ||||||
2. Мотивация познавательной деятельности | |||||||
-Мы будем работать в парах и коллективно. В течение урока вы будете заполнять лист своих личных достижений.
-Вспомним, что мы еще знаем. А знаем мы о приемах изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста. Каков алгоритм изучающего чтения? Вспомните памятку «Приемы изучающего чтения» на с.8 учебника. -Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока. На доске запись: 19 20 10 13 10 18 6 25 10 -Определите, что общего? -Что спрятано за цифрами? - Посмотрите на доску. Используя шифр, найди слова. | Учащиеся кладут перед собой лист достижений и заполняют на протяжении всего урока Учащиеся прочитывают памятку «Приемы изучающего чтения» Наличие цифры 10 в трех ячейках). - - - Наличие цифры 10 -Буквы. | ||||||
3. Организация познавательной деятельности | |||||||
Учитель: Молодцы! Запишите в тетрадях число и тему урока: «Фукциональные разновидности языка». - Ребята, что вы хотели бы узнать? А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова: Вспомнить… Познакомиться … Научиться определить… | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | ||||||
Учитель: Что значит понятие «стиль»? Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. | Учащиеся слушают объяснение учителя | ||||||
-Что можете рассказать о лексическом значении слова? Посмотрите в толковом словаре. | Учащиеся работают с толковыми словарями (работа в парах) | ||||||
Учитель: Спасибо. Какое определение подходит для нашего урока? Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания. А что такое цель высказывания? Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи. Выделяют следующие функциональные разновидности: 1)научный стиль 2)официально деловой 3)публицистический 4)разговорная речь 5)язык художественной литературы. Научный и официально-деловой относится к разряду строгих. Они имеют немало общего, это прежде всего использование терминов, точность, логичность, отказ от смысла в неявном выражении. Не строгими разновидностями признаются разговорная речь и язык художественной литературы. | Ответы учащихся на поставленные вопросы | ||||||
Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат. 1. Текст состоит из предложений. 2. К тексту нельзя придумать заглавие. 3. Все предложения в тексте имеют границы. 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. 6. Текст можно разделить на части. 7. Каждая часть текста записывается с красной строки. 1 2 3 4 5 6 7 | Учащиеся работают в парах | ||||||
Организация работы с текстами различных стилей: 1.Стихотворение С.Есенина «Береза» 2. Береза - деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры. Учитель: Ребята открываем учебник. Внимательно изучите материал учебника о стилях речи. Выполните следующие задания по группам. Составьте вопросы к учебной статье. Учитель: Прочитайте тексты на с.10-11 про ветер и определите стиль речи каждого из них. (1- разговорный, 2- научный, художественный) - Сейчас выполняем тренировочные задания на сайте s://resh.edu/subject/lesson/7622/train/311663/ | Учащиеся работают с текстами различных стилей речи (групповая работа) Учащиеся читают статью в учебнике стр.10-11 Работа с текстами Работа с интерактивной доской | ||||||
Этап рефлексии Учитель: Составьте синквейн со словом «СТИЛЬ». Правила написания синквейна: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему 2 строка –2 прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | Учащимся дается образец: Стиль Научный, художественный Объясняет, изображает, говорит. Мысль можно выразить по-разному. Функциональная разновидность языка. Ответы учащихся | ||||||
Подведение итогов | |||||||
Учитель: Давайте подведем итог нашему уроку: - Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? - Что нового для себя сегодня открыли? - Чему научились на уроке? - Вы достигли цели? - Каких успехов достигли на уроке? - Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации? - Кого бы вы хотели поблагодарить после урока? - Какое настроение у вас сейчас? - Не захотелось ли кому-то продолжить исследовательскую работу по данной теме? Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Оцените свою работу. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние. Оценивают свою работу. Заполняют листок достижений | ||||||
Домашнее задание: составить диалог, употребив выражения упр.19.Написать письмо другу о стилях речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...