открытый урок по русскому языку в 5 классе "Функциональные разновидности языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Акимушкина Марина Владимировна

Открытый урок дан в рамках  обучающего семинара  для студентов 2 курса  Самарского государственного социально-педагогического университета.Для достижения планируемых результатов   на уроке использовались  технологии деятельностного обучения: технологии проблемного диалога, продуктивного чтения и реконструкции текста; информационные и коммуникационные технологии; технология развития критического мышления; исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе

Тема урока: Функциональные разновидности языка

Учитель: Акимушкина М.В.

Дата проведения урока 21.09.2022

Класс: 5 «Б» класс

Предмет: русский язык

Используемые технологии: технологии проблемного диалога, продуктивного чтения и реконструкции текста; информационные и коммуникационные технологии; технология развития критического мышления; исследовательская деятельность.

Тема: Функциональные разновидности языка

Тип: урок открытия нового знания

Задачи:

  • создать условия для развития у обучающихся 5 класса культуры читательского восприятия текстов разных стилей;
  • развивать коммуникативные компетенции, освоить разные формы учебной кооперации;
  • воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные:

-иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике;

- уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный

Метапредметные:

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Межпредметные связи: литература, история

Ресурсы урока:

учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций.Часть 1 – М.: Просвещение, 2023; карточки с заданиями; лист достижений;

ЭОР и ЦОР: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска. электронные ресурсы: s://resh.edu/subject/lesson/7622/conspect/311654/

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Актуализация необходимых знаний

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в творческую лабораторию. А вы согласны быть исследователями?

-Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

2. Мотивация познавательной деятельности

-Мы будем работать в парах и коллективно. В течение урока вы будете заполнять лист своих личных достижений.

знаю

Хочу узнать

узнал

-Вспомним, что мы еще знаем. А знаем мы о приемах изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста. Каков алгоритм изучающего чтения? Вспомните памятку «Приемы изучающего чтения» на с.8 учебника.

-Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока.

На доске запись:

19 20 10 13 10 18 6 25 10

-Определите, что общего?

-Что спрятано за цифрами?

- Посмотрите на доску. Используя шифр, найди слова.

Учащиеся кладут перед собой лист достижений и заполняют на протяжении всего урока

Учащиеся прочитывают памятку «Приемы изучающего чтения»

Наличие цифры 10 в трех ячейках). - - - Наличие цифры 10

-Буквы.

3. Организация познавательной деятельности

Учитель: Молодцы! Запишите в тетрадях число и тему урока: «Фукциональные разновидности языка».

- Ребята, что вы хотели бы узнать? А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова:

Вспомнить…

Познакомиться …

Научиться определить…

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Что значит понятие «стиль»? Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Учащиеся слушают объяснение учителя

-Что можете рассказать о лексическом значении слова? Посмотрите в толковом словаре.

Учащиеся работают с толковыми словарями (работа в парах)

Учитель: Спасибо. Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

Выделяют следующие функциональные разновидности:

1)научный стиль

2)официально деловой

3)публицистический

4)разговорная речь

5)язык художественной литературы.

Научный и официально-деловой относится к разряду строгих. Они имеют немало общего, это прежде всего использование терминов, точность, логичность, отказ от смысла в неявном выражении. Не строгими разновидностями признаются разговорная речь и язык художественной литературы.

Ответы учащихся на поставленные вопросы

Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат.

1. Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

6. Текст можно разделить на части.

7. Каждая часть текста записывается с красной строки.

1 2 3 4 5 6 7

Учащиеся работают в парах

Организация работы с текстами различных стилей:

1.Стихотворение С.Есенина «Береза»

2. Береза - деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.

Учитель: Ребята открываем учебник. Внимательно изучите материал учебника о стилях речи. Выполните следующие задания по группам.

Составьте вопросы к учебной статье.

Учитель: Прочитайте тексты на с.10-11 про ветер и определите стиль речи каждого из них. (1- разговорный, 2- научный, художественный)

- Сейчас выполняем тренировочные задания на сайте s://resh.edu/subject/lesson/7622/train/311663/

Учащиеся работают с текстами различных стилей речи (групповая работа)

Учащиеся читают статью в учебнике стр.10-11

Работа с текстами

Работа с интерактивной доской

Этап рефлексии

Учитель: Составьте синквейн со словом «СТИЛЬ».

Правила написания синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему

2 строка –2 прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Учащимся дается образец:

Стиль

Научный, художественный

Объясняет, изображает, говорит.

Мысль можно выразить по-разному.

Функциональная разновидность языка.

Ответы учащихся

Подведение итогов

Учитель: Давайте подведем итог нашему уроку:

- Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

- Что нового для себя сегодня открыли?

- Чему научились на уроке?

- Вы достигли цели?

- Каких успехов достигли на уроке?

- Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?

- Кого бы вы хотели поблагодарить после урока?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Не захотелось ли кому-то продолжить исследовательскую работу по данной теме?

Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Оцените свою работу.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние. Оценивают свою работу. Заполняют листок достижений

Домашнее задание: составить диалог, употребив выражения упр.19.Написать письмо другу о стилях речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...