ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ – ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку
Аннотация
Зачастую на уроках русского языка учитель не уделяет должного внимания самостоятельной работе учащихся при усвоении теоретического материала. В инновационной методике работы грамотный учитель успешно мотивирует учащихся на самостоятельную деятельность, контролируя ведение ими творческих теоретических тетрадей. Наиболее продуктивной такую работу делает использование скетчей.
Ключевые слова: теоретическая тетрадь, скетчноутинг, скетч, вербальный канал, визуальный канал, текст, рисунок.
Key words: theoretical notebook, sketchnouting, sketch, verbal channel, visual channel, text, drawing.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova_n._g._teoreticheskaya_tetrad.docx | 303.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаврилова Н. Г.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ № 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ – ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Зачастую на уроках русского языка учитель не уделяет должного внимания самостоятельной работе учащихся при усвоении теоретического материала. В инновационной методике работы грамотный учитель успешно мотивирует учащихся на самостоятельную деятельность, контролируя ведение ими творческих теоретических тетрадей. Наиболее продуктивной такую работу делает использование скетчей.
Ключевые слова: теоретическая тетрадь, скетчноутинг, скетч, вербальный канал, визуальный канал, текст, рисунок.
Key words: theoretical notebook, sketchnouting, sketch, verbal channel, visual channel, text, drawing.
В инновационной методике работа с текстом учебника выстроена с учетом того факта, что большинство заданий, которые предлагаются ученику, должны быть предъявлены не на послетекстовом этапе, а на предтекстовом и текстовом. В. И. Рывчин отмечал: «…русский язык занимает особое место в школьном курcе, являясь одновременно и предметом изучения, и средством обучения другим предметам». [2, с.153] Учитель организовывает работу по освоению текста новой природы и мотивирует учащихся на самостоятельную деятельность. Мы используем для фиксации знаний творческую теоретическую тетрадь, которую ведут учащиеся на протяжении учебы с 5 по 11 класс.
Теоретический материал по русскому языку ученики осваивают самостоятельно или под руководством учителя. На наш взгляд, наиболее удачный для самостоятельного прочтения и выбора главных мыслей учебник «Русский язык» теория В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой [1]. Теоретический материал, данный в пособии, представлен так, что ученик сначала осваивает содержание текста, а затем самостоятельно фиксирует важные и интересные факты по теме, данной учителем. Факт сбора информации научит учеников собирать материал по теме, делать заготовки, совершать выход за переделы предмета.
Каждый разворот теоретической тетради делится на 2 две половины. На левой стороне ученик записывает правила, самостоятельно отбирая материал в формате текста новой природы, который соотнесен с визуальным рядом. На правой стороне наши учащиеся используют скетч.
Скетчноутинг – это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающими структурировать, запомнить и осмыслить информацию. Это техника быстрого рисунка, название которой произошло от английского слова sketch (эскиз, набросок). Когда мы используем скетч, то это просто набросок, который позднее просто нужно закончить. Для нас скетч – это инструмент, который мы используем на уроках русского языка и литературы как способ быстро визуально выразить идею в теоретической тетради или на бумаге. Скетч задействует два канала – вербальный и визуальный.
Вербальный канал работает над информацией, которую представляет текст. Визуальный канал выдает образы, рисунки, то есть задействует воображение. Скетчи учат выделять главное, с их помощью проще объяснять и воспроизводить визуальную информацию. Записи, сделанные с помощью рисунков, позволяют легче запоминать новые сведения. Ученики периодически открывают свои скетчи, а значит, повторяют зафиксированную информацию, что дает возможность лучше запомнить материал.
Использование скетча благоприятно влияет на учебный процесс:
1. Записи со скетчами повышают интерес учащихся к изучаемому материалу.
2. Информация лучше усваивается.
3. Развиваются умения выделить главное, с их помощью проще объяснять и делиться идеями
4. Благодаря работе сразу двух полушарий ученики не просто слышат и записывают, а осмысливают материал.
5. С помощью рисунков рельефно фиксируются идеи текста.
6. Благодаря работе со скетчами развиваются кругозор учащихся.
Скетчноутинг подходит всем, кто хочет качественно запомнить и объяснить информацию.
На моих уроках ребята работают в теоретических тетрадях, что позволяет накопить теоретический материал и проявить индивидуальность: рисунок + текст – мощная комбинация, позволяющая усваивать темы уроков.
Таким образом, с помощью скетча, учащимся, с одной стороны, легче усваивать теоретический материал, с другой – проще проявить свое креативное начало (каждая теоретическая тетрадь представляет собой индивидуальный творческий труд, любимый каждым авторам).
Когда заканчивается изучение какой-либо темы по русскому языку, учащимся предлагается изобразить все, что было изучено, на листе бумаги или в тетради, используя образы, которые они видят, с подписями, отражающими их познания. В таком случае скетч рисуют без предварительных набросков. Такое задание можно выполнить во время урока. Не все ребята могут быстро справиться с такой творческой работой, поэтому на дом дается задание продолжить и закончить скетч. На следующем уроке, после выполнения домашнего задания, все ученики защищают свои проекты-скетчи.
Например, когда учащиеся проходили тему «Имя существительное», для лучшего усвоения материала была использована работа со скетчами.
Ребята представляли всему классу свое творческое видение темы. После каждого выступления проводилось обсуждение работ. Ученики сравнивали между собой образы, возникающие у товарищей, их видение общего грамматического значения, изображение морфологических признаков, синтаксической роли.
Работа над созданием скетчей может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой. Индивидуальная работа выполняется в творческих тетрадях. Каждый ученик полностью изображает изучаемую тему так, как он ее видит и представляет себе. Групповая работа выполняется на отдельных листах. Ребята делятся на группы по 3–4 человека и каждый выполняет свое задание.
Такие уроки по закреплению материала проходят интересно и увлекательно: ребята показывают свои скетчи, рассказывают, что изобразили, учатся задавать вопросы и отвечать на них, защищая свои скетчи. Это прекрасный способ подать всю информацию в компактном виде. Мы представляем скетч, выполненный учеником 6 класса Плотниковым Егором, где он показал видение темы «Морфологические признаки имени существительного». Каждый член группы отвечает за какой-то участок визуального видения материала: один изображает часть речи, как он ее представляет, другой – склонение существительных, третий показывает изменения имени существительного по падежам. Работа получается творческая. Формируется познание объекта исследования. Каждый ученик в данном виде работы проявляет индивидуальность, экспериментирует. В будущем ребята научатся самостоятельно собирать и обрабатывать информацию, научатся договариваться, учитывать интересы других, анализировать и прислушиваться к мнению товарищей, а также приобретут важный навык: научатся отстаивать свою позицию.
Скетч передает впечатления автора, эмоции, которые он использует, изображая услышанное или прочитанное. Такая форма работы помогает развивать у детей воображение. В наш современный век высоких технологий, когда у людей есть все, что они пожелают, воображение у многих детей фактически не развито, ему не уделяется должного внимания. А без воображения не будет ни гениальных ученых, ни интересных писателей. Развитие воображения – важный фактор становления личности умного творческого человека.
На начальном этапе работы со скетчами у учащихся возникают вопросы: скетч – это набросок или нет? Чем он отличается от наброска? В ходе обсуждения этой темы, учащиеся приходят к выводу, что набросок – это незаконченный рисунок, эскиз. А скетч – полностью законченная самостоятельная работа, которая передает какое-то настроение или образ.
Интересно, что ученики рисуют скетчи любыми материалами: карандашами, маркерами, ручкой, акварелью. Тем, кто не умеет рисовать, сначала бывает сложно выражать свои знания в виде скетча, позднее они понимают, что способности художника в данной ситуации не нужны, и это понимание дает им возможность воображать и передавать на листе бумаги те образы, которые они смогут изобразить. Главное, чтобы мои ученики выполняли данное задание с удовольствием, потому что скетчинг учит мыслить визуально.
Чтобы использовать скетчи во время урока, учителю необходимо иметь творческое мышление и хорошо развитое воображение, так как на начальном этапе введения такого вида работы, ученикам, возможно, будет нужна помощь в раскрытии творческого потенциала.
Создание скетчей – это альтернативный вариант изучения и повторения теоретического материала, он не является заменой линейному тексту.
Список литературы:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория .(Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений) ,М.,Просвещение,2006.- С. 255.
2. Рывчин В. И. Некоторые особенности создания и конструирования учебника // Проблемы школьного учебника. – Вып. 6 (Вопросы теории учебника). – М., 1978. – С. 151–164.
3. Рывчин В. И. О художественном конструировании учебников. – М., 1980. С. 127.
4. Сметанникова Н. Н. «Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. – М., БАЛАСС, 2011. С. 126.
Гаврилова Наталья Георгиевна - учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глагола творческая сила (урок русского языка в 6 классе)
Урок обобщения знаний по теме "Глагол"...
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
Творческая мастерская учителя русского языка МБОУ « СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. УсинскаСолнцевой Светланы Борисовны«Создание условий для формирования у учащихся навыков целеполагания средствами урока русского языка»
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Всегда надо помнить: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполаг...
Использование Google форм и возможностей тетради Skysmart на уроках русского языка
Материал представляет собой практическое руководство по внедрению в работу учителя Google форм и возможностей тетради Skysmart на уроках русского языка...
Использование интерактивной рабочей тетради "Skysmart" на уроках русского языка
Использование интерактивной рабочей тетради "Skysmart" на уроках русского языка...