Секреты глубокого усвоения теоретического материала на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Логачёва Татьяна Владимировна

Статья поднимает важную  проблему повышения практической грамотности обучающихся на уроках русского языка. Приводятся конкретные примеры использования методов, развивающих в детях желание изучать предмет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секреты глубокого усвоения теоретического материала на уроках русского языка.

Логачёва Т.В.,

учитель русского    языка и литературы

МКОУ «Поселковая СОШ»   Поворинского муниципального  района

Воронежской области.

Аннотация. Статья поднимает важную  проблему повышения практической грамотности обучающихся на уроках русского языка. Приводятся конкретные примеры использования методов, развивающих в детях желание изучать предмет.

Ключевые слова: практическая грамотность, грамматика, музыкальное сопровождение, урок.

 

«Интерес к учению, - писал В. А. Сухомлинский, - появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…» [1, с. 73]. Опыт показывает, насколько трудно учителю-словеснику  на каждом уроке русского языка преодолевать известную специфику  своего предмета, вследствие  которой дети иногда скучают, не желая заучивать сухие правила. Существенного изменения ситуации можно достичь, сделав процесс изучения языка интересным и занимательным, а урок – запоминающимся и оставляющим  в голове школьника свой след.

Желание сделать уроки интересными, а знания детей прочными заставило меня искать свои методы работы с обучающимися. Давно заметила, что теоретические сведения, соединённые с музыкой, делают их наиболее доступными и понятными, поэтому я решила закреплять на своих уроках  грамматические правила мелодиями, так как эмоциональная память у детей достаточно устойчива.

История этой проблемы имеет глубокие корни. Сухомлинский для активизации учебной деятельности уводил детей в мир природы, учил воспитанников улавливать музыку в шуме леса, в журчании ручья. Большой положительный эффект при изучении азбуки в наши дни тоже имел место. Вспомним известные передачи «АБВГДейка», «Радионяня». Писатель А. Югов в книге «Судьбы родного слова» стремится наиболее доступно выявить музыкальную сторону  отдельных частей речи, так как «…союзы и междометия, и наречия, и частицы наполняют нашу речь кровью и страстью, делают её трепетной, выразительной, живой» [2, с. 89]. Я убедилась в том, что ребёнок с особым интересом будет определять спряжение глаголов, если он впервые услышит об этой категории не сухие фразы учебника, где надо ещё запомнить исключения, а услышит лингвистическую сказку, которую я сочиняю к уроку, а подготовленный обучающийся представляет материал в форме частушек о спряжении:

                                                        А предатели-глаголы

                                                        С  ними бросились бежать

       На глагольной улице,

Всем на удивление,

Жили-были две подружки,

Звали их спряжения.

Но поссорились подружки:

Надоело вместе жить,

И тогда они решили

Все глаголы поделить.

Тут спряжение № 2                  

Дверью хлопнуло со зла,

   Здесь не стало больше  жить,

Взяв глаголы все на «-ить».

Я могу вам их назвать-

7 на «-еть» , 4 – «-ать»:

«Гнать, дышать, держать, зависеть,

Видеть, слышать, ненавидеть,

А ещё терпеть, вертеть,

И обидеть, и смотреть».

«Брить», «стелить» в то время спали

И скандала не слыхали.

Чуть поплакали они,

Но из дома не ушли.

Для ребят также будет более понятной и интересной сложная  тема «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом», если на уроке зазвучит музыка. Подготовленный заранее обучающийся исполняет песню, которую я сочинила, на мелодию из кинофильма «Свадьба с приданым»:

      1.Что за странное явление - части речи в тупике.

Началось обособление обстоятельств в языке.

Оборот деепричастный я  не спутаю ни с чем,

 Хоть и кажется для многих он одной из трудных тем.

2. Оборот деепричастный - для меня вопрос простой.

И всегда он в предложении выделяем запятой.

 Хвастать я сейчас не стану, только всё-таки скажу,

 Что с закрытыми глазами оборот вам покажу.

 3.Встретишь фразеологизмы - запятой не выделяй.

 И от них деепричастный оборот ты отличай.

 «Лёжа, сидя, молча, стоя» - обособить не спеши.

  Нет зависимого слова - как наречие пиши.

Примерно так «оживают» и другие сложные темы. Особенно скучными в грамматике, на мой взгляд, считаются служебные части речи. Но и они могут обрести на уроке действенное значение, если соединяются с музыкой. На обобщающем уроке русского языка  в 7 классе по теме  «Союз» у меня звучат частушки.

1. Мы союзы изучаем  вот уже 6-й урок.

Я уверен, эту тему каждый знает назубок.

Припев: «Повторенье- мать учения» - русская пословица.

Если   вместе повторять, хорошо усвоится.

2. Роль союза велика в жизни синтаксической,

Хоть к служебным отнесён в рамках лингвистических.

Припев.

3. Заслужил союз почёт, наше уважение.

Как слова соединяет, так и предложения.

Припев.

4. Написать союз непросто – слишком много надо знать,

Чтоб наречие с частицей от союза отличать.

Припев.

5. Но с частицей можно встретить и   местоимение.

Ты не спутать их с союзом прояви стремление.

Припев.

Оказывается, каждая грамматическая категория обладает возможностью воплощать в себе художественный смысл большой впечатляющей силы, поэтому словеснику необходимо достичь согласия  между филологией и музыкой. Сделать синтаксический разбор тоже помогает музыка:

Если всё о предложении знаем, быстренько по членам разбираем,

Главное - основу отыскать: Кто? иль Что?  Что делает? опять.

Встретятся коль члены здесь другие, установим связи мы родные.

Чёткие вопросы задаём и характеристику даём.

Если будет сложным предложение, наши мысли вмиг придут в движение.

Схему мы составим. Лишь тогда завершим работу, господа.

Дети не только поют, но и сами сочиняют. Например, при изучении темы «Синонимы» девочка  написала  и исполнила частушки с последующим заданием:

1. В нашем русском языке  всё благополучно.

Слово словом замени, коль оно не звучно.

2. В них понятия одни, написания разны.

Их «синонимы» зовём. Как они прекрасны!

3. Приведу я вам пример, ну, а вы сравните.

Если «смелый» не подходит, «храбрым»  замените.

4. Перед вами здесь слова, вы их запишите

И синонимы для них быстро подберите:

Молодой, говорить, метель, бежать, мелодия (слова, появившиеся на экране компьютера).

Данная методика  показала, что музыкальное сопровождение теоретического материала помогает не только  разнообразить  урок,  но и делает его запоминающимся, эмоциональным, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает   лингвистическое мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению теоретического материала, выработке практической грамотности.

Библиографический список

1. Сухомлинский, В. А. О воспитании (Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик). Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975. – 315 с.

2.Югов, А.К. Судьбы родного слова. М., "Молодая гвардия", 1962. – 207 с.

Логачёва Татьяна Владимировна

МКОУ «Поселковая СОШ» Поворинского муниципального района

Учитель русского языка и литературы

Logach-t-55@mail.ru

8-906-155-12-97


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

Закрепление и контроль усвоения теоретического материала на уроках технологии.

Далеко не все изучаемые на уроках технологии сведения непосредственно и систематически используются школьниками в практической деятельности. Значительное подкрепление имеют лишь некоторые знания (напр...

Использование занимательного материала на уроках русского языка - залог его успешного усвоения

В данной работе рассматриваются вопросы использования занимательного материала на уроках русского языка....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Контроль усвоения програмного материала на уроках немецкого языка

В целях проведения контроля и учета  усвения материала необходимо создать систему мониторинга....

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...

Мастер -класс на тему " Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"

Знать слово- значит знать его формы,значение и употреление.Основные этапы работы с лексическим материалом это: present,practice,produce....