Урок развития речи в 5 классе по теме: "Описание состояния природы и человека в зимний февральский день. «Февральское кружево»" ( по технологии критического мышления)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Дети от природы любознательны, они очень хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. На данном уроке представлена работа по технологии критического мышления.Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
На уроке использутся технология критического мышления | 55.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбкина Наталья Викторовна (учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 11» город Байкальск Иркутская область).
Урок развития речи в 5 классе
ТЕМА: Описание состояния природы и человека в зимний февральский день. «Февральское кружево».
Предметные цели
-совершенствование видов речевой деятельности;
-формирование умения составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.
Личностные УУД
-создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в зимний день.
Метапредметные цели
Коммуникативные УУД
-описание состояния природы и человека в зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художниками и композиторами.
-совершенствование умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
Когнитивные УУД:
- совершенствование умений работать с информацией;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Регулятивные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
На уроке использована технология критического мышления.
Технологическая карта урока.
|
|
|
Инвентаризация | Составление чернового текста | Заполнение кластера Чтение вслух на данном уроке Подготовка текстов для печати в школьной газете «Зеркало» |
Правка |
- Стадия вызова.
Учитель:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересная работа.
Сначала мы прослушаем замечательную музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Февраль». Во время прослушивания музыки попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связан для вас последний месяц зимы - февраль? Продумайте, вспомните и представьте всё, даже мельчайшие детали окружающей вас природы: звуки, ваши мысли, чувства. В феврале погода позволяет чаще бывать на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках. Какое событие запомнилось больше?
(после прослушивания музыки следуют ответы учеников)
-Зима! Февраль! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. А какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим - «Февраль»?
Составление кластера (вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы)
Например,
? ветреный ?
Февраль холодный
?
?
(Ученики составляют кластер, но остается много свободных стрелочек)
Учитель: Ребята, чтобы до конца составить кластер, нужно еще много узнать о феврале. Этим мы и займемся дальше.
- Стадия осмысления
Учитель:
Русские поэты написали множество строчек о феврале. Вот, например, стихи Д. Кедрина.
Послушайте и представьте нарисованную поэтом картину:
На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
-А теперь сосредоточьтесь и в течение 5(10) минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите февральскую природу. Ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, предайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Ваша задача - успеть за полетом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову!
Работа с картиной
Учитель:
-Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму, в частности, февраль, и запечатлели на своих полотнах. Художник очень внимательный человек, он все видит и все запоминает.
( Презентация « Русские художники о зиме»)
-Обратите внимание на репродукцию картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Беседа по картине.
-Давайте внимательно посмотрим, чем эта картина поможет нам в описании февраля?
Что изображено на переднем плане картины? | Лыжница в красном костюме, красный флажок на шесте. |
Что изображено на заднем плане? | Мы видим лес, он изображен сплошной стеной. Видно, что это хвойный лес. |
Какие краски и тона преобладают? | На картине много розового – небо, снег, лес на заднем плане. Но есть и свинцово-серые облака, холодные сиреневые тени, темно-бурые деревья. |
Как вы думаете, что является главным в картине? | Красота родной природы, преобразованная трудом человека, необозримые просторы России и стремительный темп жизни человека. |
Какое настроение создает картина? | Бодрое, жизнерадостное. |
Понравилась ли вам картина? Чем? Докажите свою мысль. | -Снег розоватый от лучей заходящего солнца, местами серо-голубой от падающих теней. Чувствуется уже конец зимы. |
( раздать ученикам рабочие материалы) Ключевые слова и выражения:
- дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;
- ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;
- люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;
- снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;
- небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;
-Теперь, ребята, еще раз обратите внимание на репродукцию картины и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания о зиме, феврале. О чем еще вам помог вспомнить художник.
Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Художник писал картину в феврале месяце. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему .
-Название месяца февраль входит в название картины. Давайте послушаем дополнительную информацию о происхождении названия месяца.
Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.
– Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:
(лютень, снежень, бокогрей, вьюговей)
-А как вы думаете, почему у февраля так много названий: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?
Работа с текстами ( В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»; Пословицы и народные приметы о феврале; прогноз погоды на февраль ( график), отрывок из книги Д. Зуева « Времена года.Февраль»)
Цель работы: выявить особенности февральской погоды.
Что я знаю | Что хочу узнать | Что я узнал |
У февраля много названий | Почему у февраля много названий? |
«морозы чередуются с потеплением, поэтому что февраль -лютень, бокогрей» и т.д. |
Творческая работа
Теперь каждая из групп должна совместно написать сочинение «Февральское кружево». Почему «кружево»?
Кружево - это не только красивое изделие, сплетенное из ниток, но и морозные узоры на окнах, и на речке кружевной лед, и кружевные сосульки. А ещё кружево - это значит, что кружит метель, вьюга.
Вы будете использовать все свои черновые записи для написания общего текста. Ваша задача - написать текст выразительным, эмоционально-наполненным, ярким, красочно-богатым, логично-выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного.
( дети работают в группах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.)
Стадия рефлексии
- Теперь вернемся к нашему кластеру. Что нового мы узнали о феврале, то и допишите.
Последний месяц зимы ветреный
Февраль холодный
бокогрей
лютень
На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают свое сочинение, а всем остальным предлагается найти в тексте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.
Домашнее задание: подготовить тексты для публикации в школьной газете « Зеркало».
Использованные источники:
- Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
- Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
- Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
- Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
- З. Е Потехина. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. ( Режим доступа): sctim1.narod.ru›s4.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
урок развитие речи 5 класс "С доброты человек начинается"
Творческие мастерские Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к но...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему : « Авторская оценка в художественном описании. Средства её художественной выразительности» с использованием приёмов технологии критического мышления и ИКТ технологий.
Постановка цели урока: сегодня мы попытаемся заглянуть в тайны созданияхудожественной и поэтической речи, посмотрим и увидим , г...
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....