Правописание собственных имен существительных и собственных наименований.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка "Правописание собственных имен сущесвительных и собственных наименований" в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской. Педагогическая технология: модульная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание собственных имен существительных и собственных наименований. | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Правописание собственных имен существительных и собственных наименований.
ЦЕЛЬ: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны уметь применять правила правописания собственных имен существительных и собственных наименований, систематизировать полученные знания; развивать методический навык (контроль и самоконтроль);
совершенствовать мыслительную деятельность, развивать универсальные интеллектуальные умения сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил.
Задачи:
1. Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информацию об основных признаках части речи (имя существительное) из различных источников;
2. Научиться классифицировать имена существительные по основным морфологическим признакам, в соответствии с нормами правописания.
Планируемые результаты урока
Личностные:
- умения самоконтроля
Предметные результаты
Морфология. Культура речи. Орфография.
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные собственные и собственные наименования.
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.
Метапредметные результаты:
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
-устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устной монологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний.
Педагогическая технология: модульная
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы урока.
Мотивация учебной деятельности: чего вы ждете от сегодняшнего урока? Чему хотите научиться?
Объявление интегрирующей цели данного урока (обратиться к записи на доске).
Работа по теме урока.
Знакомство учащихся с УЭ-0.
Выполнение учащимися УЭ-1,УЭ-2, УЭ-3.
УЭ-контроль.
Цель: диагностировать и корректировать сформированность навыка правописания собственных имен существительных и собственных наименований.
Словарный диктант
Земля, Николай Иванович, пианино «Аккорд», журнал «Юность», город Москва, пьеса «Снежная королева», кинотеатр «Байкал», передача «Русская речь», село Красное, кинофильм «Морозко», газета «Труд», журнал «Юный натуралист».
Вид проверки: сверяясь с доской, учащиеся проверяют работы друг друга; выборочная проверка работ учителем.
Физкультминутка.
Выполнение учащимися УЭ-4, УЭ-5, УЭ-6.
Презентация.
УЭ-рефлексия.
Цель: обобщить полученные на уроке знания, подвести итоги работы.
Беседа с классом: что нужно знать о правописании собственных имен существительных и собственных наименований? Чему вы научились на уроке? Для чего вам эти знания?
Домашнее задание на выбор: упр. 477, упр.478 параграфа 80 (с.16-17)
Оформление доски.
Знать: орфограмму «Большая буква и кавычки в собственных наименованиях»; правила правописания собственных имен существительных. | Имена собственные и собственные наименования. | Уметь: применять изученное правило на практике; подбирать свои примеры; видеть данную орфограмму; систематизировать и обобщать полученные знания и навыки; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. |
Учебные элементы
УЭ-0
Работай по схеме: УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и т.д.
Найди УЭ-1.
Выучи правило УЭ-1 и выполни его практическую часть.
Если твой партнер не готов, работай с п.7. Как только партнер освободиться, работай с п.4.
Расскажите друг другу правило данного УЭ.
Проверьте практическую работу друг друга по приложению 1, исправьте ошибки, объясните правописание неправильно написанных слов.
Поставьте оценку друг другу за этот УЭ. При оценке письменного задания руководствуйтесь следующими нормами.
Переходи к следующему УЭ и работай опять с п.2, пока не выполнишь УЭ-3.
Если до проверочной работы у тебя осталось время, выполни упражнение из приложения 2.
Количество допущенных ошибок | Оценка |
0 | 5 |
1 | 4 |
3-4 | 3 |
5-6 | 2 |
7 и более | 1 |
Количество баллов | Твоя дальнейшая работа |
1-3 | Необходимо еще раз проработать материал. Для этого ты должен приступить к УЭ-4 |
4 | Приступай к УЭ-5 |
5 | Ты молодец! Приступай к УЭ-6. |
УЭ-1
ЦЕЛЬ: знать, что такое собственные и нарицательные имена существительные.
ПРАВИЛО: существительные собственные – это индивидуальные названия данного предмета, которое выделяет его из данного класса однородных предметов: Россия, Москва, Пушкин;
Существительные нарицательные – это названия класса однородных предметов или название любого предмета, относящегося к данному классу: страна, город, поэт.
Практическая часть
Задание: спиши, распределяя по столбикам собственные и нарицательные имена существительные.
(и,И)лья (м,М)уромец, (Д,д)еревня, (О,о)зеро, (М,м)урка, (Р,р)оссия, (З,з)инаида,(М,м)аксим, (Г,г)орький, (П,п)розвище, (в,В)енера, (П,п)етр (П,п)ервый, (Ф,ф)амилия, (Б,б)аба (Я,я) га, (О,о)тчество, (П,п)оселок, (С,с)трана, (С,с)олнце, (И,и)мя, (П,п)всевдоним.
УЭ-2
ЦЕЛЬ: уметь правильно записывать собственные наименования.
ПРАВИЛО:
С прописной буквы пишется первое слово и собственные имена в выделяемых кавычками названиях литературных и музыкальных произведений, органов печати, предприятий и т.д., например: роман «Дворянское гнездо», опера «Пиковая дама», журнал «Новый мир», завод «Красный пролетарий».
Индивидуальные названия кораблей, поездов, самолетов пишутся с прописной буквы и заключаются в кавычки, например: шхуна «Бегущая по волнам», самолет «Илья Муромец».
Названия кондитерских и парфюмерных изделий пишутся с прописной буквы и заключаются в кавычки, например: духи «Красная Москва», конфеты «Грильяж».
Практическая часть.
Задание: запиши правильно собственные наименования.
Роман О,обрыв; балет Щ,щелкунчик; картина Г,грачи прилетели; газета К,комсомольская правда; издательство Н,наука; журнал Н,овый мир; завод К,красный Октябрь; рассказ М,муму.
УЭ-3
ЦЕЛЬ: необходимо обобщить и систематизировать свои знания, отработать навык правописания собственных имен существительных и собственных наименований.
Практическая часть.
Прочитай правила и примеры из УЭ-1, УЭ-2.
Выполни следующее задание.
Задание: вставьте подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки.
Город, птица, теплоход («Орел», Орел, орел).
Журнал, яркий («Огонек», огонек).
Коренной, комфортабельный («Москвич», москвич).
Добросовестный, газета (труд, «Труд»).
Приложение 1 .
УЭ- 1.
Собственные | Нарицательные |
Илья Муромец | деревня |
Мурка | озеро |
Россия | прозвище |
Зинаида | фамилия |
Максим Горький | отчество |
Венера | поселок |
Петр Первый | страна |
Баба Яга | Имя |
Солнце | Псевдоним |
Приложение 1.
УЭ-2.
Роман «Обрыв», балет «Щелкунчик», картина «Грачи прилетели», газета «Комсомольская правда», издательство «Наука», журнал «Новый мир», завод «Красный Октябрь», рассказ «Муму».
Приложение 1.
УЭ-3.
Город Орел, птица орел, теплоход «Орел».
Журнал «Огонек», яркий огонек.
Коренной москвич, комфортабельный «Москвич».
Добросовестный труд, газета «Труд».
Приложение 2.
В русском языке слова солнце, земля, луна пишутся с маленькой и с прописной буквы. Составь предложения, где ясно прослеживалась бы разница в написании.
Дай работу на проверку учителю. Запомни правописание!
УЭ-4 .
ЦЕЛЬ: необходимо привести в систему свои знания и осознать, над чем нужно работать.
Практическая часть.
Выбери общее название для каждой группы слов.
А) Волга, Москва, Байкал;
Б) Лев Николаевич Толстой, Илья Ефимович Репин;
В) Белка, Стрелка;
Г) «Жигули», «Москвич»;
Д) «Здоровье», «Юность».
Слова для справок: географические названия; фамилии, имена, отчества; клички животных; марки автомобилей; журналы.
Выпишите сначала собственные имена существительные, а затем – собственные наименования, включающие нарицательные существительные.
Енисей, Знаменское (село), Супруненко, союз Черные пантеры, Ярослав Мудрый, Барановичи, Петродворец, Екатеринодар, Мирный (поселок), Юность (магазин), Мусин-Пушкин, Бурлаки на Волге (картина), Эверест, Василек (Печенье), Медный всадник (поэма).
Проверь работу сам по приложению 3.
Приложение 3.
УЭ-4.
1.
а) Волга, Москва, Байкал – географические названия.
Б) Лев Николаевич Толстой, Илья Ефимович Репин – фамилии, имена, отчества.
В) Белка, Стрелка – клички животных.
Г) «Жигули», «Москвич» - марки автомобилей.
Д) «Юность», «Здоровье» - популярные журналы.
2.
Собственные имена существительные | Собственные наименования |
Енисей | «Черные пантеры» (союз) |
Знаменское | «Юность» (магазин) |
Супруненко | «Бурлаки на Волге» (картина) |
Ярослав Мудрый | «Василек» (печенье) |
Барановичи | «Медный всадник» (поэма) |
Петродворец | |
Екатеринодар | |
Мирный | |
Мусин-Пушкин | |
Эверест |
УЭ-5
Ты хорошо усвоил материал, теперь твоя цель – проверить свои умения применять полученные знания в более сложных ситуациях. Старайся работать самостоятельно, за помощью обращайся к учителю.
Запиши ответы на вопросы:
Какие газеты, журналы читают в вашей семье?
Какие ты читал книги в этом году?
Какие кинофильмы тебе особенно понравились?
Какие спектакли ты видел в театре?
Какие телепередачи ты смотришь регулярно?
Напишите восемь фамилий, имен отчеств ваших любимых писателей, поэтов, композиторов и художников.
Запишите клички животных, о которых вы читали в книгах.
УЭ-6.
Ты прекрасно справился с работой, теперь твоя цель – выполнить упражнения, требующие творческого применения знаний в новых условиях. Старайся работать самостоятельно, за помощью обращайся к учителю.
Придумай и запиши любое задание по изученной теме (словарный диктант, творческое задание, выборочный диктант).
Кто из героев античной мифологии носил имя Геркулес (греческий вариант этого имени – Геракл)? Какое значение имеет существительное геркулес, образованное от этого имени? Составьте предложения со словами Геркулес и геркулес.
Какие еще имена существительные нарицательные, образованные от имен существительных собственных, вы знаете?
Приложение 4.
УЭ-6.
Рентген (по имени ученого, открывшего особые невидимые лучи).
Меценат - богатый покровитель наук и искусств ( по имени римского богача, жившего в 1 в. до н. э., прославившегося широким покровительством поэтам и художникам.
Крез - обладатель несметных богатств ( по имени легендарного царя Лидии).
Название географического пункта становится названием изделия, производимого в этом пункте:
Шаль (по названию города в Индии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)
Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....
Презентация "Правописание сложных имен существительных"
Данная презентация содержит материал по правописанию сложных имен существительных. Предназначена для обучающихся 10 класса....
Правописание сложных имен существительных.
Презентация составлена по материалам учебника Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина. 10-11 классы. А также справочника по орфографии под редакцией Д.Э.Розенталя. ...
Урок русского языка в 6 классе "Правописание суффиксов имен существительных -чик и -щик"
Урок русского языка в 6 классе для учителей, реализующих ФГОС...
Конспект урока "Правописание сложных имен существительных"
Конспект урока русского языка...