Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: " Правописание гласных в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода
Вид урока: урок-практикум
Цель урока: актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности, научить правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.
Задачи :
Образовательные:
- продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;
- устранить пробелы в знаниях и умениях по теме.
Развивающие:
- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Воспитательные:
- формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Наименование образовательной программы: Русский язык 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской.
Прогнозируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативной компетенции. .
| Регулятивные: Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания. Познавательные: Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания. Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения. | Понимать условия выбора изученных орфограмм, совершенствовать навыки правописания;
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.
363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова, 91 тел., факс:(8-867-36) 2-25-11
E-mail: school1mozdok@rambler.ru
Исх. от « 19» сентября 2023 г. № 168
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Учитель: Кожанова Наталья Владимировна
ОУ: МБОУ СОШ №1 г. Моздок
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода
Вид урока: урок-практикум
Цель урока: актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности, научить правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.
Задачи :
Образовательные:
- продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;
- устранить пробелы в знаниях и умениях по теме.
Развивающие:
- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Воспитательные:
- формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Наименование образовательной программы: Русский язык 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской.
Прогнозируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативной компетенции. . | Регулятивные: Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания. Познавательные: Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания. Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения. | Понимать условия выбора изученных орфограмм, совершенствовать навыки правописания; |
Инструментарий учителя: учебник для 5 класса
Методическое обеспечение:
1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы
основного общего образования.
2. Учебник : Русский язык 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской.
Оборудование: планшеты учащихся,
интерактивная доска с доступом к Интернету.
Этап | Время | Педагогический инструментарий | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | |
деятельность педагога | деятельность детей | ||||
1. Ценно- стно – эмоцио-нальный | 9 мин. | Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение, работа с интерактивным заданием. | Учитель начинает урок (создаёт эмоциональный настрой): - Если ты её подаришь, То счастливей каплю станешь. Она мигом обернется, И к тебе скорей вернется. Грусть она прогонит махом, Словно фея крыльев взмахом. На нее ты не скупись, С каждым ею поделись. И на праздник на большой Поважней она любой Хоть конфетки, хоть открытки. Говорим мы об ..... (улыбке!) - Здравствуйте, ребята! Молодцы! Вы правильно отгадали загадку! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы с позитивным настроением начать наш урок. - Любите ли вы загадки? - Что больше любите: отгадывать или загадывать? - Кто хочет загадать загадку? - Молодцы, ребята. А теперь я хочу предложить вам задание. Предлагает учащимся задание. Используется ресурс https://learningapps.org/ Ссылка на задание: https://learningapps.org/view20509627 - Назовите тему нашего урока. С какими орфограммами нам сегодня предстоит поработать? - Что нам сегодня предстоит сделать на уроке? Когда тема урока и цели урока определены, учитель знакомит учащихся с корнями с чередованием –раст--ращ - рос; -лаг – лож; | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Загадывают загадки и отгадывают их. Переходят по ссылке и выполняют задание «Корни с чередованием». Распределяют слова на три группы: слова с чередующейся гласной О, слова с чередующейся гласной А, слова, где нет чередования. Обдумывают ответы на вопросы. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, определяют для себя цели, при необходимости – с помощью учителя. | Смогут выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения заданий. Смогут работать с сервисом https://learningapps.org/ Смогут определять цель учебной деятельности и способы достижения цели. |
2. Ценно- стно – познава- тельный Интерактивное задание «Кто быстрее?» «Угадай колонку». Деление слов на группы. Практическая работа. | 24 мин. | Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос,наблюдение. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная. Методы и приёмы работы: фронтальный опрос, работа с электронными ресурсами, самооценка, взаимооценка Формы организации учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная. Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение, самооценка, взаимооценка. | Организует работу с теоретическим материалом учебника. - Внимательно прочитайте теоретические сведения. Подумайте, как вы представите информацию для других учащихся. - Составьте алгоритм правописания гласных в корнях с чередованием, запишите по два своих примера . ( Алгоритм:
Посмотреть на наличие суффикса А после корня предпол?гать – есть суффикс А, значит предполАгать; предпол?жить – нет суффикса А, значит предполОжить;
р?стение – СТ требует А в корне – рАстение; подр?сли – С, а не СТ или Щ – подрОсли)
-Какие слова исключения вы должны запомнить? (ОтрАсль, рОсток, рОстовщик, Ростов, Ростислав; полОг) Организует работу с интерактивным заданием по ссылке: https://learningapps.org/view18035651 Распределить слова на две колонки 1) с буквой О в корне, 2) с буквой А в корне; -Вставьте пропущенные буквы. На какие группы и по какому признаку можно разделить слова? В каждой колонке напишите название признака и разбейте слова на 2 группы. Отр..стут, выст..вка, изл..гает, г..ристый, выр..щенный, выр..с, р..дной, разл..жить, прим..рением, пол..сатый. Обучающиеся должны увидеть признак, по которому различаются слова в колонках.
Проводит физкультминутку. - А сейчас ненадолго прервемся, чтобы отдохнуть. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел.
Предлагает записать слова, обозначить орфограмму и найти «лишнее» слово: изложение, излагать, прилагательное, возложить, полагается, подрастающий, произрастать, заросли, росточек. Организует работу в группах с предложениями (подчеркнуть грамматическую основу, объяснить графически выбор пропущенной буквы).
Игра «Четвертый лишний»
Работа в парах: придумайте свой вариант игры «Четвертый лишний» | Ученики работают с теоретическим материалом учебника, составляют алгоритм. 1 вариант – корни – ЛАГ – ЛОЖ; 2 вариант – корни РАСТ, РАЩ, РОС Зачитывают свои алгоритмы. Выполняют задания на планшетах, проверяют, оценивают это задание в листе самооценки (0 ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 4 ошибки – 2 балла) Выполняют задание. Отвечают на вопрос и делают вывод. Выполняют задания на планшетах, проверяют, оценивают это задание в листе самооценки (0 ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 4 ошибки – 2 балла) Выполняют движения: Туловище вправо, влево. Туловище вперед, назад. Руки вверх, потянуться. Руки вверх, вправо, влево. Записывают слова. Выполняют анализ предложений. Находят лишнее слово. 1 вариант – 1 предложение; 2 вариант – 2 предложение. Придумывают свой вариант игры «Четвертый лишний» | Смогут анализировать информацию, находить и выделять главное, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Смогут оценить свои возможности и знания, смогут работать с сервисом https://learningapps.org Смогут с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Смогут создавать устные монологические высказывания и оценивать их. Смогут структурировать учебный материал и отображать информацию в таблице. Смогут построить логические цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование Смогут сотрудничать в поиске и выборе информации. |
3. Ценно- стно – рефлексив-ный | 12 мин. | Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение. | Организует рефлексию. Предлагает обобщить полученные по теме урока знания. - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: написать ответ почтальону Печкину, используя слова на изученную орфограмму. «Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо соберать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, дядя Фёдор!» | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, формулируют конечный результат своей работы на уроке. Сдают листы самооценки. Получают текст с домашним заданием. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Смогут провести самооценку; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Смогут выразить свои мысли; формулировать и аргументировать свое мнение, провести учёт разных мнений. |
и. о директора_______________________________ И. М. Дементьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187569-1359042439.jpg)
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-324883-1382777091.jpg)
Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"
Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах по программе Т.А, Ладыженской...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-747109-1454318689.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1186409-1573403324.jpg)
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1216109-1581014710.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Безударные гласные"
Технологичсеская карта для урока в 3 классе АООП 9.1...