Конспект урока по русскому языку "Полные и краткие имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шеина Галина Егоровна

Конспект урока разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Урок предполагает формирование лингвистической и коммуникативной компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx159.65 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt516 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Прилагательные полные и краткие

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных.

Задачи:

обучающие: изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах  прилагательных;  сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль кратких прилагательных в предложении, речи;

развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; навыки устной монологической речи, умения работать текстом.

воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, формировать умения определять художественную значимость слова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор 

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности    СЛАЙД №1

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям,

К уроку готовы?

Тогда за работу,

Удачи желаю я вам!

Учитель: Я приглашаю вас на экзамен, на котором ученик  Митрофан  демонстрирует свои  знания.  (Учащимся предлагается просмотр отрывка из произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль» )     СЛАЙД №2

Беседа с учащимися:

-По какой теме Митрофан сдавал экзамен?

- Как вы думаете, сдаст он?

-А вы уже изучали имя прилагательное?

2. Актуализация знаний и фиксирование  индивидуального затруднения в пробном учебном действии

А сегодня вы откроете для себя новое знание.

Начнём  мы с повторения того, что пригодится вам для этого.

Вспомним, что нам уже известно об этой части речи?

Давайте восстановим правило.

ЛИСТЫ НА ДОСКУ!!!!  (Всё о полных прилагательных)

1.Рассмотрим все эти признаки прилагательных в предложениях:

Мы живём на красивой планете Земля.
 Красота нашей Земли хрупкая и уязвимая.    (Учащиеся находят прилагательные, определяют их признаки)

КАРТОЧКА №1

2.Распределите слова на группы

Великий, красива, мила, богатая, красивая, велик, сильна,  милая, сильная, богата.

-Подберите к этим прилагательным существительные на тему «Родина»

(Слова для справок: народ, армия, поля, природа, родина)

Что получилось? СЛАЙД №3

Великий народ                                                       Народ велик .

Милая Родина                                                       Родина мила.

Богатые поля                                                       Поля богаты.

Сильная армия                                                    Армия сильна .  

Красивая природа                                               Природа красива.

-В какой форме стоят прилагательные первого столбика? (полной)

-Значит, во втором столбике  прилагательные  имеют какую форму? (краткую)

-На какие вопросы они отвечают? (Каков?)

Итак, что мы узнали?  (есть краткая форма, которая отвечает на вопрос  КАКОВ?)

ЛИСТЫ НА ДОСКУ!!!

3.Пробное действие.

Выберите признаки кратких прилагательных. (КАРТОЧКА признаки)

Признаки  кратких прилагательных

  1. Род
  2. Число
  3. Падеж
  4. Определение
  5. Сказуемое

Затруднение  (Почему вы не смогли выполнить  это задание?)

Я пока не могу выбрать признаки кратких прилагательных.

Почему?

Я пока не знаю, какие признаки имеют краткие прилагательные.

Какую же цель мы поставим? (Узнать признаки краткого  прилагательного.)

НА ДОСКУ!!!!

Сформулируйте тему нашего урока (Полные и краткие прилагательные)

А как мы будем решать эту задачу?     (Через наблюдения, открытия)

Давайте построим план, по которому мы будем работать.  СЛАЙД №4

Эпиграфом к нашему уроку  будет пословица «Корень учения горек, да плод его сладок»           

-Объясните её смысл.

4.Практическая деятельность по реализации проекта   

                                         КАРТА ОТКРЫТИЯ  

Красив..  мир                 мир  красив..

Красив..  озеро              озеро красив..

Красив..  река                река красив..      

Красив..  дома               дома красив..

-Что вы можете сказать о морфологических признаках полных и кратких прилагательных на основе наблюдений? (и полные, и краткие прилагательные изменяются по родам и числам)

Вывод: краткие прилагательные изменяются только по числам и родам.

 ЛИСТЫ НА ДОСКУ!!!!!

Итак, какой морфологический признак у кратких прилагательных отсутствует? Нужен ли он?

Наблюдение 3.    Работа с параграфом учебника. Стр.92

Найдите подсказку в материале параграфа. (Краткие прилагательные являются в предложении сказуемыми, а они связаны с подлежащим, которые имеют форму только именительного падежа.

Вот мы и определили синтаксическую роль кратких прилагательных в предложении.

Вывод:  краткие прилагательные  в предложении являются сказуемыми.  

ЛИСТЫ НА ДОСКУ!!!!

Справка: В учебнике «История русского языка» есть интересная информация о  кратких прилагательных. Оказывается, что в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам. И следы падежных форм кратких прилагательных сохранились в литературных произведениях. Например, в сказках А.С.Пушкина. Найдите их и определите падеж.     СЛАЙД №5

А сама-то величава,

Выступает, будто пава:

Сладку  речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

                   

Наблюдение………  Сравните.

Текст Н.Павловой

Ранней весной в берёзовой роще можно найти одно из самых первых весенних растений. Это голубые  перелески. Но разве они голубые?  Цветы- ярко-синие звёздочки, свежие, чистые, с белым колечком тычинок посередине. У них тёмные и плотные листья.

Текст Н.Рыленкова

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки,

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 Работа с текстом. Спишите,  объясните  знаки препинания.  Выделить окончания кратких прилагательных. Определите синтаксическую роль кратких прилагательных в предложении.  (НА ДОСКЕ)                                                                                                                                                                                                                        

Высок над нами полог синий.

Широк вокруг простор земной.

Ты с нами, милая Россия,

На свете нет другой такой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   СЛАЙД №6

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Запишите выделенное предложение,  вставьте пропущенные буквы, найдите краткие прилагательные, определите их грамматические признаки, синтаксическую роль. СЛАЙД №7

Родина! Это особенное  слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные её просторы,  чувствую ласковый  ветерок.

   Широки её знойные степи,  обширны зеленые леса , высоки её неприступные горы,  полноводны её красивые реки , необъятна глухая тайга.

   На многих языках говорят люди, населяющие величественную эту страну. Хороши задушевные песни её прекрасного  и мужественного  народа.   ( И.Соколов-Микитов)

Проверка по эталону    СЛАЙД №8

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

В) Использование в  речи полных и кратких прилагательных?

Работа в группах.

1 группа. Работа с пословицами. Слова для справок в конверте.

Продолжить по началу.

Своя сторона и в горсти….(мила)

Если дружба велика, будет Родина….(крепка)

В бою за Родину и смерть…. (красна)

Своя сторона не бывает ….(холодна)

На чужой стороне и весна…. (не красна)

Глупа та птица, которой своё гнездо…. (не мило).

2 группа. Работа с баснями И.А.Крылова.

Во многих баснях Крылова действуют птицы, животные, звери. Какими качествами они наделены? Каковы они? Выберите форму прилагательного. Почему такую форму вы выбрали?

Слова для справок: льстивые-льстивы, тщеславные-тщеславны, хитрые-хитры, глупые-глупы, злые-злы, жадные-жадны.

3 группа. Работа со сказками А.С.Пушкина

Почему краткая форма прилагательных выбрана Пушкиным?

Восстановите текст сказок, заменяя полные формы прилагательных краткими.

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высокая/высока, стройная/стройна, белая/бела,
И умом и всем взяла;
Но зато гордая/горда, ломливая/ломлива,
Своенравная/своенравна и ревнивая/ревнива.

Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полное/полно,
Так свежее/свежо и так душистое/душисто,
Так румяно-золотисто,

7.Рефлексия учебной деятельности.     СЛАЙД №9

-Какую задачу мы ставили в начале урока?

-На какие вопросы ответили?

- Обращение к эпиграфу.  «Корень учения горек, да плод его сладок».

Выразите своё мнение о том, почему именно эти слова стали  эпиграфом  к нашему уроку?

Волшебный микрофон (ребята передают микрофон друг другу по очереди)

Сегодня на уроке я узнал….

Теперь я умею определять….

Было трудно…..

Было интересно….

Я научился….

http://www.libex.ru/dimg/5fbd.jpg

1 группа. Работа с пословицами. Слова для справок в конверте.

Продолжить по началу.

Своя сторона и в горсти….

Если дружба велика, будет Родина….

В бою за Родину и смерть….

Своя сторона не бывает ….

На чужой стороне и весна….

Глупа та птица, которой своё гнездо…. .

http://mamaschool.ru/wp-content/uploads/2012/12/%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B8-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B01.jpg

2 группа. Работа с баснями И.А.Крылова.

Во многих баснях Крылова действуют птицы, животные, звери. Какими качествами они наделены? Каковы они? Выберите форму прилагательного. Почему такую форму вы выбрали?  Составьте  предложения.

Слова для справок :  

льстивые - льстивы,     тщеславные - тщеславны,     хитрые - хитры,

 глупые - глупы,      злые - злы,        жадные - жадны.

http://www.7gy.ru/mp3/Pushkin/pushkin.jpg

3 группа. Сказки А.С.Пушкина. Почему краткая форма прилагательных выбрана Пушкиным?

Восстановите текст сказок А.С.Пушкина, заменяя полные формы прилагательных краткими.

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высокая/высока, стройная/стройна, белая/бела,
И умом и всем взяла;
Но зато гордая/горда, ломливая/ломлива,
Своенравная/своенравна и ревнивая/ревнива.

Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полное/полно,
Так свежее/свежо и так душистое/душисто,
Так румяно-золотисто,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозный/грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Понаблюдаем! Великий народ Народ велик Милая Родина Родина мила Богатые поля Поля богаты Сильная армия Армия сильна Красивая природа Природа красива

Слайд 4

План 1.Узнать, как образуются краткие прилагательные. 2.Как они изменяются? 3.Какова их синтаксическая роль? 4.Как они используются в речи?

Слайд 5

Найдите краткие прилагательные и определите их падеж А сама-то величава, Выступает, будто пава: Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. К красну солнцу наконец Обратился молодец.

Слайд 7

Самостоятельная работа Родина! Это особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок. Широки её знойные степи, обширны зелёные леса, высоки её неприступные горы, полноводны её красивые реки, необъятна глухая тайга. На многих языках говорят люди, населяющие величественную эту страну. Хороши задушевные песни её прекрасного и мужественного народа. (И.Соколов-Микитов)

Слайд 8

Проверь себя! Широки её знойные степи, обширны зеленые леса, высоки её неприступные горы, полноводны её красивые реки, необъятна глухая тайга. мн.ч. мн.ч. мн.ч. мн.ч. ед.ч., ж.р.

Слайд 9

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… Теперь я умею определять… Было трудно... Было интересно… Я научился…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное", 6 класс

Конспект урока - обобщения и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное ", по образовательной программе " школа 2100", содержит ряд  заданий, которые помогут  учителю проверить ...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное" (2 урок). Первичное знакомство пятиклассников с понятием о кратких прилагательных....