Конспект урока в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок в 9 классе по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_dvoetochie_v_bsp.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал, наглядный материал

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;
  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

ХОД УРОКА

  1. Организация внимания учащихся
  2. Актуализация изученного
  1. Орфографическая разминка (устная)

Объясните правописание выделенных гласных в словах, вставьте пропущенные буквы.

 Засеял - засеяв - засеянный. Заклеил - заклеив - заклеенный. Утрат…вший, постро…л, взлеле..ный.( Смотри в тетрадь- памятку) .

     III.  Изучение нового материала

1..Фронтальная беседа

2.Чтение теоретического материала на стр. 98, анализ примеров.

3. Составление памятки

Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть поясняет (объясняет) содержание первой. При этом возможна замена:

Двоеточие в БСП

  1. потому что, так как (причина)
  2. а именно (пояснение)
  3. что, как (= что) (изъяснение)
  4. и увидел (услышал, почувствовал), что
  1. Печален я: со мною друга нет.
  2. Наступила весна: закапало с крыш, появились проталины.
  3. Я знаю: вы мне напишете.
  4. Егор оглянулся: скачет кто-то вдали.
  1. Взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения называются синтаксическими синонимами.
  2. Назовите синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений с двоеточием, (сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и причины)

4.Практическая работа

    Упр. 221,222 (устно, по заданию).

    5. Объяснительный диктант

       Запись предложений с объяснением постановки двоеточия. В ходе выполнения работы учащиеся устно производят синонимическую замену предложений с двоеточием сложноподчиненными. Объяснение в краткой форме записывается после каждого предложения.

  1. Вернувшись в Петербург, Салтыков-Щедрин всю свою огромную энергию отдает литературной деятельности: много пишет сам и становится соредактором Н.А. Некрасова в журнале «Отечественные записки», (а именно:...) (Энциклопедия для детей)
  2. Державин твердо стоял на том, что служить надо не личности царя, а благим законам: для их соблюдения и нужна сама царская власть. потому что) (Энциклопедия для детей)
  3. Никогда не забывайте: театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. (...,что) (К.Станиславский)
  4. Я поднял голову: ни насмешки, ни гнева в ее лице, а была лишь ее свежая, веселая улыбка, (иувидел, что...) (Ф. Достоевский)

 6. Развитие речевых умений

Образуйте бессоюзное сложное предложение с указанным значением (устно). Какой знак препинания необходимо поставить в данном случае?

Я сильно волновался ... (значение причины).

 Товарищ мой прислушался ... (значение изъяснения).

7.Тестирование 

  1 вариант

I. Укажите БСП:

 1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

3 .День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад.

6. Просился на Кавказ - отказали.

 

 II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

 Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.

 1) 1, 2, 3. 4- запятые       2)   3, 4- запятые; 2- двоеточие

3) 2, 4- запятые               4) 2- двоеточие; 4- запятая.

 

III. В каких предложениях  знаки препинания расставлены верно:

 1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.

 

 IV. Какое утверждение верно:

 1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

2) В БСП смысловые отношения выражаются менее  четко, чем в союзных.

3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

 

 II вариант

 I. Укажите БСП: 1. Не хочешь ехать - оставайся.

2. Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит, под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.

3. Днем жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

4. Однако, к удивлению моему, ничего интересного не произошло.

5. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся солнца лучи.

6. Не отвечать на приветствие - верх невоспитанности.

7. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.

 

 II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

 Начавшиеся в конце октября(1) дожди уже месяц кропили землю (2) и (3) казалось (4) напитали влагой всё на свете (5) и улицы (6) и дома (7) и зябко съёжившихся (8) куда-то бегущих людей.

 1) 1, 2, 3. 4, 5,6, 7, 8 - запятые            2)   3, 4, 8- запятые; 5- двоеточие

3) 2, 3, 7, 8- запятые; 5- двоеточие     4) 3, 4, 6, 7- запятые; 5 -двоеточие     

                                                                                                                                                                        

 III. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:

 1) Вдруг он услышал, кто-то зовет его по имени.

2) По мере приближения к острову стало ясно, не так уж он и мал.

3) И звуки здесь самые обычные: лёгкий щебет, далёкий звериный рык, какой-то шорох.

4) Он жаждал теперь только одного: правды, как бы горька она ни была.

 

 IV. Какое утверждение верно:

 1) Смысловые отношения между частями в БСП в устной речи выражаются интонацией. 2) В БСП смысловые отношения выражаются более четко, чем в союзном.

3) Знаки препинания в БСП зависят от смысловых отношений между частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если вторая часть дополняет смысл первой.

 

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

В каких случаях в бессоюзном сложном предложении ставите двоеточие?

Оценка деятельности учащихся

V.  Домашнее задание

Выполните письменно упр. 223 (224) (дифференцированно, зависит от уровня обученности учащихся); повторите теоретический материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

Урок по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения"

Урок изучения новой темы. Не оставлен без внимания и вопрос подготовки учащихся к ГИА....

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Конспект урока в 5 классе "Виды сложных предложений"

Тема: Виды сложных предложений (урок-обобщение)Цели: обобщить знания по теме «Виды СП»; развивать пунктуационные навыки, умение выполнять синтаксический разбор; развивать у учащихся умение высказывать...