Открытый урок по русскому языку по теме "Отрицательные местоимения"в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
На этом уроке учащиеся познакомятся с отрицательными местоимениями, научатся выделять их лексико - грамматические признаки и сформируют умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, а также вспомнят изученные разряды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_otritsatelnye_mestoimeniya.docx | 411.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
Тема: Отрицательные местоимения
6 класс
Учитель русского языка МБОУ СОШ № 36
г. Владикавказ, республики Северная Осетия – Алания
Басиева Светлана Хазыбечировна.
2021 – 2022 учебный год.
Цели урока:
*дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки;
*формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
*развивать мышление путём сопоставления различных написаний; воспитывать любовь к слову
Ход урока.
1.Повторение.
- Вспомните, какие разряды местоимений мы изучили? Проверим ваши знания на загадках:
1. Какие местоимения мешают проехать машине по дороге?( Я-МЫ)
2. Какие местоимения самые чистые? (ВЫ-МЫ-ТЫ)
- К какому разряду относятся эти местоимения?
- Назовите вопросительные, относительные, неопределённые местоимения?
2. Письменная проверочная работа.
Задание: записать и указать начальную форму местоимения, разряд.
Передо мной, у вас, с нами, за тобой, с тобой, к ним, скольких учеников, к себе, при нем.
3. Словарная работа: записать слова, графически обозначить орфограммы.
Отно͡ситесь – носит, растение, рассвет, входите, галерея, гомон, пройдешь, обворожила, оловый (искл.), молодежь, претворять, сочувствие, ценость, единение, не_кормят, ненавидя, прикрыть, прекрасный.
4. Игра “Третий лишний”.
- Найдите лишнее местоимение, объясните свой выбор.
5. Объяснение нового материала.
Запись темы урока в тетради. Определение основных целей урока.
Образование отрицательных местоимений. Работа с таблицей.
Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных местоимений.
6. Склонение отрицательных местоимений.
- Просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже.
Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.
7. Тренировочные упражнения. Цель: формирование умения видеть отрицательные местоимения в предложении, уметь правильно писать отрицательные местоимения.
1) Выборочный диктант.
- Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.
Пустые речи и слушать нечего.
Худо тому, кто не делает добра никому.
Упрямого ничем не убедишь.
Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
Худого человека ничем не уважишь.
Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.
Проверка с объяснением
Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).
2) Подведение итогов по новой теме:
- Какие местоимения называются отрицательными?
- От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?
- С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?
- В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ - ?
- В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?
3) Творческий диктант. Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений, правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи учащихся.
- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.
Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ).
4) Орфографическая работа. Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике.
Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.
8. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему сегодня научились?
- Как пишутся отрицательные местоимения с предлогами?
9. Домашнее задание.
Прочитать параграф 74, составить рассказ по теме “Отрицательные местоимения”. Письменно выполнить упражнение 429, обозначив условия слитного и раздельного написания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...
Открытые уроки по русскому языку в 6 и 7 классах
Тема: «Морфологический разбор имени числительного».Тема: «Непроизводные и производные предлоги»....
Открытый урок по русскому языку: "Разряды имен прилагательных" 6 класс
Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"6 класс, программа под ред. Т.Ладыженской. Урок с элементами ФГОС...
Открытый урок по русскому языку в 3 и 4 классах. Тема: «Правописание слов с гласными после шипящих»
Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи...
Открытый урок по русскому языку "Употрбление предлогов" в 7 классе
Данный урок разработан для конкурса "Учитель года-2016"...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Неопределенные местоимения" (6 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Неопределенные местоимения" (6 класс)...
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода....