Открытый урок по русскому языку "Употрбление предлогов" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Хамидуллина Гузель Раисовна

Данный урок разработан для конкурса "Учитель года-2016"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Рудницкая средняя общеобразовательная школа»

Пгт Тенишево Камско-Устьинского муниципального района РТ

Всероссийский конкурс «Учитель года-2016»

Номинация

«Педагогический дебют»

Открытый

Урок русского языка в 7 классе

«Употребление предлогов»

..\..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\cagcat50\PE03254_.wmf

Выполнила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Рудницкая СОШ»

Хамидуллина Г.Р.

2016 год.

Урок русского языка в 7 классе

    Тема: Употребление предлогов

 

    Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги.

 Задачи: 

      1)Образовательные:

       - познакомить учащихся с однозначными и многозначными предлогами;

       -повторить правописание падежных окончаний имен существительных;

      2) развивающая:

 - развитие речи, памяти, логического мышления учащихся;

 - формирование общеучебных умений и навыков: умение работать с раздаточным  материалом, справочником, умение сотрудничать с учителем при решении учебных задач, умение работать самостоятельно, в паре и группе;

3) воспитательная:

 - воспитывать интерес к предмету;

 - воспитывать сотрудничество, доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока: 

урок изучения нового с элементами закрепления изученного материала.

Форма урока: урок-путешествие

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. на доске записана тема урока;
  2. справочники учащихся  (на партах);
  3. компьютер, проектор, экран.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Ход урока

  1. Организационный этап (2 мин.)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Позвольте пожелать вам здоровья, удачи, успехов нам и вам во всех ваших делах и оптимизма!!! Последнее нам очень пригодится на уроке! А чтобы вам улыбнуться, посмотрим небольшой видеоролик (смотрим видеоролик).

Улыбка-это поцелуй души, подарите мне букет из поцелуев! Спасибо большое!

Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, в котором жил-был Царь (показать портрет Царя, нарисованный учащейся). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Не найти никак предлог

Рассказать вам про предлог.

Так расскажем просто так,

Что он делает и как.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова всё связывает.

  1. Актуализация знаний. (1 мин.)

Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой он живет? (Морфология)

А кто догадался, кто живет в его царстве (Предлоги)

Умницы! А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока «Употребление предлогов».

В царстве Царя-Предлога насчитывается около 200 его верноподданных. Однако после имен существительных, глаголов и местоимений по частоте использования стоят именно его верноподданные-предлоги. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Любопытно, что предлог в  возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.

        Между пятью падежами, с которыми употребляются слова этой части речи, предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.

Действительно, вместе с косвенными падежами существительных предлоги служат для выражения различных значений и требуют после себя определенного падежа. В этом нам предстоит сегодня убедиться.

  1. Объяснение нового материала. (10 мин.)

Учитель: Царь в тридевятом царстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придется помочь царю в этом деле. Я приглашаю к доске двух заядлых рыболовов, ваши удочки – это предлоги в и на, ваша задача за 30 секунд поймать  как можно больше слов к этим предлогам. Остальные же ребята готовятся к рыбалке и делают выводы, на какую наживку поймались слова, с какими падежами используются данные предлоги.

(в доме, в саду, в столе, в школу, в садик, на сестру, на машине, на уроке, на книге, на пол, в город и т.д.)

 Предлоги употребляются с Винительным и Предложным падежами.

  1. Слово учителя о значении и употреблении предлогов в и на .

Предлог в  указывает направление внутрь или пребывание внутри чего- то . В столе, в стол. (В.П. и П.П.)

         На указывает направление на поверхность или пребывание на                          поверхности.

На столе, на стол.

Молодцы, ребята, помогли столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжелой ношей нелегко, загрустил наш Царь, ведь запутался немного, значений у предлогов много оказалось.

Обратите внимание на слайд, это снимок из толкового словаря. На примере  предлога НА мы можем увидеть, как много у него может быть значений. Значит, они могут быть однозначными и многозначными

     Однозначные предлоги употребляются только с одним падежом, например: из леса (род. п.), к дому (дат. п. ).

Примечание. Следует запомнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются только с дательным падежом.

     Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами, например: предлог под употребляется с винительным (взять под контроль) в значении состояния и творительным падежами (спать под крышей) в значении пространства.

  1. Физкультминутка. (1 Мин.)

Игра “Предлоги и существительные”

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала петь песню. Встаем, ребята, мы послушаем песню Царевны и немного отдохнем.

- Если я произнесу имя существительное - вы поднимете руки вверх, если предлог – руки в сторону.

Учитель произносит слова: добро, о, любовь, без, под, ласка, нежность, около, мама, над, день, про, семья, об сердце.

Дети выполняют движения. Молодцы, садитесь.

  1. Закрепление нового материала. (7 мин.)

Оказалось, что Царевна ждала приезда Царевича, но никак не могла прочитать его записки, ведь Царевич был заморским и написал с ошибками. Давайте поможем ей прочитать письмо:

Моя Милая, здравствуй! Мне так хочется за тебе (Д.п.) приехать, но у вас намело поколено (В.п.) снега, я не могу доехать к вас (Р.П.). Под пути (Д.П.) к тебе я встретил много хороших людей, они подсказали мне дорогу и помогли написать тебе письмо.

Моя Милая, здравствуй! Мне так хочется к тебе приехать, но у вас намело по колено снега, я не могу доехать до вас. По пути к тебе я встретил много хороших людей, они подсказали мне дорогу и помогли написать тебе письмо.

Молодцы, ребята! Помогли Вы нашей царевне, успокоили ее.

Прочитал наш Царь письмо и понял, что заморский Царевич плохо знает русский язык. Царь решил отдать Царевну лишь при одном условии: если тот сможет сделать его задания, а мы с Вами ему поможем.

У вас на столах лежат таблицы, которые нужно заполнить

Работа с распечатанным материалом для  справочников

Предлог  

Падеж  

Пример

В

В.П.

П.П.

На

В.П.

П.П.

С

Т.П.

Р.П.

В.П.

За

Т.П.

В.П.

Из

Р.П.

По

Д.П.

Р.П.

В деревне,  в Москву, с нами,  с окна, из города, на площадь, на поезде, за лесом, за поле, с мизинец, по дороге, по пути.

( Определите падеж существительных, сделайте вывод, с какими падежами употребляются эти предлоги).

Молодцы! Вот и сказке конец, а Царевич ведет Царевну под венец!

  1. Рефлексия. Подведение итогов. (3 мин.)

Итак, ребята, мы с вами побывали в необычном государстве царя Предлога.

Для подведения итога урока мне хотелось бы, чтобы Вы ответили на 2 вопроса:

  1. Что Вы знали до начала урока?
  2. Что нового Вы узнали к концу урока?

Ребята, спасибо вам большое за столь искренние ответы, мне кажется, что и вы, и мы получили от урока много нового и интересного. Заядлых рыбаков и активистов, помогавших Царевичу получить руки Царевны, я поощряю положительными оценками.

  1. Домашнее задание. (1 мин.)

Так не хочет душа уходить из сказки, я предлагаю вам вновь окунуться в этом мир, но уже дома, составив свою сказку на примере той, что лежит у вас на столах с подробным описанием домашнего задания.

Если остается время, можно предложить вопросы-шутки:

  1. Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте или спеть?

(до)

  1. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства?

(до-за)

  1. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?

(с-о-с-на)

4) Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного?

(к-о-за)

5) А их двух?

(к-от)



Предварительный просмотр:

Предлог  

Падеж  

Пример

В

В.П.

П.П.

На

В.П.

П.П.

С

Т.П.

Р.П.

В.П.

За

Т.П.

В.П.

Из

Р.П.

По

Д.П.

Р.П.

В деревне,  в Москву, с нами,  с окна, из города, на площадь, на поезде, за лесом, за поле, с мизинец, по дороге, по пути.

( Определите падеж существительных, сделайте вывод, с какими падежами употребляются эти предлоги).

Предлог  

Падеж  

Пример

В

В.П.

П.П.

На

В.П.

П.П.

С

Т.П.

Р.П.

В.П.

За

Т.П.

В.П.

Из

Р.П.

По

Д.П.

Р.П.

В деревне,  в Москву, с нами,  с окна, из города, на площадь, на поезде, за лесом, за поле, с мизинец, по дороге, по пути.

( Определите падеж существительных, сделайте вывод, с какими падежами употребляются эти предлоги).

Дом

Себя

Дне

Уроке

Городе

Сказке

Голове

Небе

Ней

Диму



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Рудницкая средняя общеобразовательная школа»

Исполнитель:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Рудниякая СОШ»

Хамидуллина Г.Р.

        

2016 год.

Самоанализ урока по русскому языку в 7 классе по теме «Употребление предлогов»

Учитель: Хамидуллина Гузель Раисовна

 

             В классе 21 ученик, присутствовали 20 из них. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.

      Данный урок прошел по программе, разработанной учителем в разделе «Морфология», «Служебные части речи». 2-ой урок по теме «Предлог», №94 в общей программе.

Тема урока: «Употребление предлогов».

   При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности школьников, реальные возможности учеников 7 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

     

Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги.

 Задачи: 

      1)Образовательные:

       - познакомить учащихся с однозначными и многозначными предлогами;

       -повторить правописание падежных окончаний имен существительных;

      2) развивающая:

 - развитие речи, памяти, логического мышления учащихся;

 - формирование общеучебных умений и навыков: умение работать с раздаточным  материалом, справочником, умение сотрудничать с учителем при решении учебных задач, умение работать самостоятельно, в паре и группе;

3) воспитательная:

 - воспитывать интерес к предмету;

 - воспитывать сотрудничество, доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока: 

урок изучения нового с элементами закрепления изученного материала.

Форма урока: Урок-путешествие

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. на доске записана тема урока; Наглядные материалы;
  2. справочники учащихся  (на партах);
  3. компьютер, проектор, экран.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

   

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (работа у доски);
  • практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

 

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

 Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

 Следующий этап – актуализация знаний. Повторение теоретических знаний.

 Третий этап – объяснение нового материла - работа у доски в игровой форме. Учащиеся с интересом искали слова. Цель - обогащения словарного запаса и интеллектуального развития учащихся.  Итогом этого этапа стало решение цели урока и основных задач. .  

 Четвертый этап – физкультминутка. Она была непосредственно связана с темой урока, но, не смотря на это, имела развлекательный характер.

 Закрепление нового материала. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная и фронтальная. Обязательны были на этапе повторения: комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. На данном этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся. Была проведена работа по закреплению полученных навыков, используя разные виды памяти учащихся.

 Этап Рефлексия. На заключительном этапе урока вырабатывались умения оперировать ранее полученными знаниями. Я поставила перед учениками два вопроса:

  1. Что они знали до начала урока?
  2. Что нового они узнали к концу урока.

 В результате размышлений на данные вопросы, ученики самостоятельно анализирует свой багаж знаний, степень их овладения, сообщение ответа учителю.

 Домашнее задание творческое, что в целом связано со всей структурой урока. Использование необычных приемов на уроке, помогает ребенку акцентировать внимание. За неимением большего времени, домашнее задание подробно расписано на листочках, которые дети забирают домой. На листочках кроме того дана дополнительная информация для любознательных учащихся, вопросы, на которые должен ответить ученик, а также сказка, на примере которой ребята должны составить свою.

 Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физкультминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.

 Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к. темп урока позволил выполнить большой объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе.   Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Трудности на уроке все же были. Слабые дети малоактивны на некоторых этапах урока. Нужно усилить индивидуальную работу с такими детьми, используя работу в карточках и тренировочные упражнения, которые ребята будут комментировать.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский конкурс «Учитель года – 2016» Номинация «Педагогический дебют» Урок русского языка в 7 классе «Употребление предлогов» Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Рудницкая СОШ» Хамидуллина Г.Р. 2016 год.

Слайд 2

Цели урока: формировать умение правильно употреблять предлоги Задачи: Познакомить учащихся с однозначными и многозначными предлогами; Повторить правописание падежных окончаний имен существительных; Развитие речи, памяти, логического мышления учащихся; Воспитание интереса к предмету.

Слайд 3

Тридевятое царство

Слайд 4

В царстве Царя-Предлога насчитывается около 200 его верноподданных . Однако после имен существительных, глаголов и местоимений по частоте использования стоят именно его верноподданные-предлоги. Девять из них ( в, на, с, к, по, за, у, из, о ) включаются в 30 самых частотных слов русского языка . Любопытно, что предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на. Между пятью падежами , с которыми употребляются слова этой части речи, предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов , с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7. Действительно, вместе с косвенными падежами существительных предлоги служат для выражения различных значений и требуют после себя определенного падежа . В этом нам предстоит сегодня убедиться.

Слайд 6

Предлоги В и НА употребляются с Винительным и Предложным падежами

Слайд 7

НА , предлог 1) с пад . вин . а) по вопросу: куда, на кого, на что, указывает предмет, на который действие обращено. б ) По вопросу куда, указывает предел движенья, цель, причем ударенье часто переходит на ; в ) По вопросу когда, означает будущее время; г ) По вопросу на сколько, указывает количество, меру, цену. д ) По вопросу как, для чего, на что, обозначает цель, обстоятельства. 2 ) с пад . предложн . а) по вопросу: где, на ком, на чем, показывает предмет, местность. б ) По вопросу когда, как, означает время, пору; состоянье, обстоятельства . в ) Иногда, по вопросу где, означает должность или состоянье. 3 ) Употребляется соединительно: нагревать, наставник, назад , и выражает, при глаг., действие сверху: накрыть, нагнести; окончательность: нагреть, насытить ; многократность: нагрубить, налгать, нахвастать; пресыщенье: наплясаться, … Толковый словарь Даля

Слайд 8

Однозначные предлоги употребляются только с одним падежом, например: из леса (Р.П.) Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются только с дательным падежом. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами, например: предлог под употребляется с винительным (взять под контроль) в значении состоянии и творительным падежами (спать под крышей) в значении пространства.

Слайд 10

Моя Милая, здравствуй! Мне так хочется за тебе ( Д.п .) приехать, но у вас намело поколено ( В.п .) снега, я не могу доехать к вас (Р.П.). Под пути (Д.П.) к тебе я встретил много хороших людей, они подсказали мне дорогу и помогли написать тебе письмо.

Слайд 11

Моя Милая, здравствуй! Мне так хочется к тебе приехать, но у вас намело по колено снега, я не могу доехать до вас. По пути к тебе я встретил много хороших людей, они подсказали мне дорогу и помогли написать письмо .

Слайд 12

Предлог Падеж Пример в на с за из по

Слайд 13

Предлог Падеж Пример в В.П. В Москву П.П. В деревне на В.п . На площадь П.п . На поезде с Р.п . С окна В.п . С мизинец Т.п. С нами за В.п . За поле Т.п. За лесом из Р.п . Из города по Р.п . По пути Д.п . По дороге

Слайд 14

Что вы знали до начала урока? Что нового вы узнали к концу урока?

Слайд 15

Домашнее задание 1. Ответить письменно на вопросы, заданные на листочках; 2. Составить свою сказку о «Предлоге» на примере той, что лежит на столах.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...