Открытый урок русского языка в 5 классе по формированию читательских компетенций
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок "Лингвистический анализ текста" в рамках формирования читательской грамотности в 5-ом классе по тексту Т.Тэсс "Памятник подлецу". На уроке были показаны ращзные техники работы с текстом, а также проведены языковые разборы (анализы)текста. Весь материал прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока по формированию читательской грамотности в 5 классе | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку «Лингвистический анализ текста» в рамках читательской грамотности (5 класс)
Тип урока: развитие речи учащихся
Вид урока: урок-исследование.
Форма урока: работа в группах.
Содержательная цель: развивать знания, понятия и действия, которые необходимы для лингвистического анализа текста
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению затруднений при обобщении, структурировании и систематизации знаний в ходе лингвистического анализа текста
- учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения художественный язык писателей и поэтов
Решаемые задачи учебной деятельности:
-овладевать грамотной устной и письменной речью, нормами литературного языка;
- анализировать текст для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запаса;
- уметь находить и анализировать различные языковые средства для дальнейшего их использования в собственных текстах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развитие научно-лингвистического мировоззрения для подготовки к итоговой аттестации и сдачи ОГЭ и ЕГЭ;
- умение выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, составлять план текста, определяя основную и второстепенную информацию, понимать значение использованных автором языковых средств;
- формирование орфографической, пунктуационной, синтаксической грамотности учащихся
- учить видеть, слышать и чувствовать текст;
- пополнять речевую память учащегося;
- обогащать словарный запас;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- прививать эстетический вкус;
- формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Метапредметные:
- формируется умение понимать прочитанное, определять основную мысль текста и замысел автора;
- развитие устной речи; умений свободно пользоваться языком во всех сферах его применения;
Коммуникативные:
-учащиеся устанавливают рабочие отношения, способны слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в группе;
- составляют устные и письменные высказывания, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей.
Регулятивные:
-учащиеся осознают качество и уровень усвоения материала;
- самостоятельно оценивают достигнутый результат, выстраивают свои действия, вносят коррективы и дополнения.
Личностные:
- ориентируются в особенностях взаимоотношений и взаимодействий, в системе моральных норм и нравственных качеств;
- формирование осознанной языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности;
-воспитание любви к слову, интереса к творческому труду; формирование трепетного отношения к окружающим.
Используемые методы: поисковый, групповая работа, эвристическая беседа.
Основные понятия: синтаксический анализ, орфографический анализ, лексический анализ, тип речи, стиль речи, лексические языковые средства, основная мысль, позиция автора, композиция.
Программное и техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.
Дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал: текст, карточки (задание №1), таблица для анализа текста (задание 2) , толковые словари
Структура урока:
- У детей карточки с номерами 1,2,3,4,5- они означают номер команды
( 5 команды по 4 человек и 1 команда 3 человека- резервная)-кураторов групп назначает учитель
- Задать проблемный вопрос: «Умеем ли мы читать?»
У.: сейчас и проверим, умеете ли вы читать
- Команды получают карточки со стих-ми текстами(небольшими)
- ЗАДАНИЕ: прочитать, назвать образ, который объединяет эти пр-я (соловей)
- Отлично! Убедили меня в том, что читать вы умеете.
- Читали вы сейчас тексты, сложно было выполнять задание? Кому было сложно, возьмите из стопки звёздочку, у кого задание трудностей не вызвало возьмите треугольник, у кого 50 на 50 возьмите квадрат;
- Работа с эпиграфом(он на слайде)
- Определите значение слова “уважение”. (Учащиеся самостоятельно определяют ЛЗ, затем находят значение этого слова в толковом словаре
Уважение к людям есть уважение к самому себе. Дж.Голсуорси
- Как вы понимаете смысл высказывания Джона Голсуорси?
- Попытайтесь определить, почему это высказывание взято в качестве эпиграфа к уроку? О чем скорее всего пойдёт на уроке речь?
I этап. Создание эмоционального фона урока
Команды получают разрезанные буквы
ЗАДАНИЕ
Соберите слова или словосочетания
1 ком Новый год
2 ком Игрушки
3 команда гирлянда
4 команда конфетти
5 команда бенгальские огни
- Какое с.с. получилось у 1 ком. («Новый год»)
- Остальные команды зачитывают, какие слова у них получились. А как можно назвать предметы, имеющие отношение к Н.г.? (атрибуты)
- Значение слова «атрибут» из разных источников (словарь, эл.ис ,точник, сами объясняют)
- И конечно же главный атрибут Н.Г. – это что?
- Н.г.отмечают в разных странах по-разному. Скажите, откуда мы можем узнать об этом? (из книг, из И.,) А в книгах, в И. из чего? (из текста)
II этап. Постановка целей и задач.
- Что такое текст? (дети говорят, а потом я открываю слайд)
Главная единица речи – текст.
- Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.
- Основные признаки текста на слайде
- Что необходимо сделать с текстом, чтобы узнать самые малейшие подробности, детали(в литер) текста, ведь из них складывается произведение.(проанализировать текст), разобраться в нем, называется это ИНТЕРПРЕТАЦИЯ текста
- Что значит сделать анализ текста?( всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей)
- Так какова же цель нашего сегодняшнего урока? Мы с вами должны подвергнуть наш текст чему(анализу, те. смысловой интерпретации)
- Если у нас есть цель урока, значит должны быть и задачи, так, ребята? Задачи, с помощью которых мы с вами будем идти к нашей цели.(СЛАЙД)
- Я немного вам подскажу…
Работа в группах: 5 команд по 4 человека, 1 команда 3 человека)
- СЛАЙД с обозначением процесса чтения, которых 3
- ДО момента чтения(знак-во с текстом через схему, рисунок, заголовок), здесь ведущий прием чтения текста – ПРОСМОТРОВОЕ чтение (общее знакомство с текстом)
- Прочтите, пожалуйста, заголовок текста, посмотрите на картинку на слайде, послушайте песенку (звучит 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка») и скажите, пожалуйста, как связан заголовок, песенка и рисунок)
- О чем в нашем тексте пойдет речь? А при чем здесь подлец?(кто это кстати, какого человека называют подлецом?) - словарь
- Второй приём чтения «ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ» (СЛАЙД), читаем 2 и 4 абзац
- Что сделали жильцы, въехавшие в новый дом?
- Как они отнеслись к посадке ели?
- Что они сделали для того, чтобы ёлочке комфортно было расти в их дворе?
- И третий вид чтения- ИЗУЧАЮЩЕЕ чтение, которое предполагает анализ текста, его интерпретацию(слайд)
- Сначала мы с вами проведём анализ текста с точки зрения языка, так называемый языковой или лингвистический анализ текста
- НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО УРОКА УЧАЩИЕСЯ БЕРУТ ЗВЕЗДОЧКИ И ПРОЧИЕ ФИГУРЫ ПО МЕРЕ ТРУДНОСТЕЙ (Кому было сложно, возьмите из стопки звёздочку, у кого задание трудностей не вызвало возьмите треугольник, у кого 50 на 50 возьмите квадрат)
Задание №1. (5-8 мин)
1 группа: Синтаксический анализ. Карточка 1.
2 группа: Пунктуационный анализ. Карточка 2.
3 группа: Орфографический анализ. Карточка 3.
4 группа: Лексический анализ. Карточка 4.
5 группа: Морфемно-словообразовательный анализ. Карточка 5.
6 группа. Фонетический анализ слова «ёлка».
- сколько в слове слогов, букв, звуков, какой гл.ударный, согласные звонкие или глухие, мягкие или твёрдые
К 5-ой группе.Это слово, польское по происхождению, первоначально не было бранным. «Подлец» происходит от слова «подлый». Так называлось крестьянское сословие, облагаемое податью.
Затем это слово стало обозначать «простой, незнатный человек из просто народья».
Проверка выполненных заданий : представляет задание куратор группы (РЕФЛЕКСИЯ)
ФИЗМИНУТКА(для глаз)
http://www.youtube.com/watch?v=PP4wN38Fv6o
- Задание №2. Анализ текста в группах по предложенному плану. План языкового(лингвистического) анализа текста, таблица (на раб.местах у детей)
- Работа с таблицей по командам 10 минут, представляют свою работу все члены команды у доски
Каждой команде выдается таблица с планом анализа. После прочтения заданий каждая команда отмечает в таблице значками уровень их сложности (сложное задание – звёздочка, среднее – квадрат, легкое – треугольник).
- Каждая команда выполняет по 1-му пункту анализа, а резервная команда 6 и 7 пункт, если команда раньше освобождается
Проверка выполненных заданий (отвечают по очереди, дополняют, уточняют).
1. Типы речи? (Ученики приводят примеры из текста: рассуждение, повествование, описание).-повествование с элем.описания
2. Композиция.На сколько частей можно разделить текст?(5) О чем говорится в каждой части? План текста.
3. Характер связи предложений в тексте(цепная, параллельная или смешанная);
4. Стиль речи? (публицистический). Какова его цель?( информирование, сообщение общественно важной информации и одновременно влияние на читателя, слушателя, формирование у него определённой точки зрения на описываемые события, побуждение его к каким-либо поступкам, действиям.)
5. Тема текста? (о ёлке, о подлеце, срубившем елку; о преждевременной смерти красавицы-ёлки)
6.Какова идея текста (основная мысль)- Идея текста – бережное отношение к природе, ко всему живому
7. Позиция автора ( в каком предложении она выражена)
- Спрашиваешь их: как связаны слова в предложении между собой, с помощью чего, каких средств? Они выделены в тексте. (синонимы, родовидовые слова, повторы, союзы)
(С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических, синтаксических, морфологических и др.средств выразит-ти);
Лексические – родовидовые слова(дерево-ель), л.повтор(срубил. Срубил; табличку. Табличка)
Грамматические: л.местоимения, ,сочинит.союзы)
Морфологические: единство видовременных форм глагола)
- Так почему же текст назван «Памятник подлецу»?
(Текст так называется, потому что в нем идет речь о срубленной ели, которая впоследствии стала памятником подлецу – тому человеку, который ее срубил).
- Составление плана текста –это тоже 1 из приемов анализа текста(послушаем вторую команду), поможем ребятам, если потребуется помощь
- Кл.слова пока не надо
- К ПУНКТУ № 2(когда команда будет выступать)
1. Посадка голубой серебристой ели во дворе дома.(голубая серебр.ель, глубокая яма, рыхлая земля, лесной дёрн, немного хвои)
2. Ель-гордость и украшение всего дома.(свежие, пушистые побеги, гордость всего дома, запах лесной хвои)
3. Изуродованное дерево.(срубили, пушистая верхушка, словно палач, боль, содрогание, гнев)
4.Памятник подлецу.(табличка с надписью, мёртвая ель)
5.Мёртвая ель – молчаливый укор совести.(напоминает о содеянном)
- Какие слова вызвали затруднения, непонятны вам?
- уточнение ЛЗ незнакомых слов по словарю ,ищем в словарях, в эл.справочниках(ПОСЛЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДЕТЕЙ ОТКРЫТЬ СЛАЙД)
Дёрн – верхний слой почвы, заросший травой
Укор - упрёк, порицание, осуждение.
Содеянное- (содеять), то же, что совершить.
Принялось - укрепилось в земле, приросло
Запах детства запах чистоты - запах, который напоминает о каком-то событии, произошедшем в детстве.
- Найдите яркое образное сравнение в 3 абзаце? Почему человека, срубившего ель, автор сравнивает с палачом?(палач – жестокий, беспощадный, кровожадный)
- Палач - лицо, приводящее в исполнение приговор о смертной казни или телесном наказании. В переносном смысле термин используется как синоним для слов «мучитель», «каратель».
- Перечислите эпитеты. С какой целью автор использует эти языковые средства?
- Хорошая, рыхлая земля
- Свежие, пушистые побеги
- Задумчивый, щемящий запах
- Юную пушистую верхушку
- Изуродованное дерево
- Сделана добротно, старательно
- Крупными, отчётливыми буквами
- Мёртвое дерево
- Молчаливый укор
- Для чего автор употребил эти языковые средства?(усиление изобр-ти образов, выделение самых существенных признаков)
- А теперь познакомимся с приёмами смыслового чтения
1 прием «Верно ли что…»- работа в командах, заполняют листы на рабочих местах, взаимопроверка
- У: У кого 10 из 10? 9 из 10? И т.д.
2 приём
Ключевые слова ( каждая команда выбирает кл.слова к одной части: 1-я к первой, 2-я ко второй и т.д.); 6-я команда подчёркивает кл.слова к любой части, которая ей нравится.
1. Посадка голубой серебристой ели во дворе дома.(голубая серебр.ель, глубокая яма, рыхлая земля, лесной дёрн, немного хвои)
2. Ель-гордость и украшение всего дома.(свежие, пушистые побеги, гордость всего дома, запах лесной хвои)
3. Изуродованное дерево.(срубили, пушистая верхушка, словно палач, боль, содрогание, гнев)
4.Памятник подлецу.(табличка с надписью, мёртвая ель)
5.Мёртвая ель – молчаливый укор совести.(напоминает о содеянном)
- 3 приём см.чтения – составление кластера
- Определите тему кластера «Красавица-ёлка», нужно заполнить составляющие этой темы
Ёлка- КРАСАВИЦА
Привезли посадили прижилась разрослась распушилась радовались изуродовали срубили наплевали в душу оскорбили чувства
Ель: красавица, хвоя, лесной дёрн, рыхлая земля, свежие побеги, гордость украшение, запах, изуродованное дерево: боль, сострадание, гнев, смерть
Срубил, забрал юную верхушку, отрубил голову, засохла, умерла, напоминает
- Кураторы зачитывают и показывают всем свои кластеры
- У.на доску вывешивает свой кластер
-Какова тема этого текста? (О чем?)
4-ый приём, ребята, ромашка Блума(на доске ромашка с лепестками, а на них приклеены вопросы, команды выбирают вопросы.
-Каким вы представляете человека, который изуродовал елку? Как вы думаете, что чувствует человек, срубивший елку, когда проходит мимо «памятника» себе?
Может быть человек, который срубил елку, каждый раз проходя мима «памятника» себе жалеет о том, что он срубил такую красивую ель. А быть может он человек бесчувственный и беспринципный, и поэтому он ничего не чувствует проходя мимо «памятника».
-Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему, какую?
(Бережного отношения к природе, ко всему живому на земле)
- Как ещё можно озаглавить текст?
- Молчаливый укор совести
- Изуродованная ёлочка
- Человек без совести
8. Позиция автора (В каком предложении (-ях) выражена?) И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
IV этап. Рефлексия
Какие задания было выполнять легко? Какие вызвали затруднения? Самооценка (лестница успеха на слайде)
(Заполняем 3 графу таблицы: с какими заданиями справился бы сам при анализе другого текста и смог бы объяснить всем? какие задания понял частично? в каких необходимо разобраться?). Обсуждение в группах и выявление затруднений. Что необходимо еще повторить, разобрать?
V этап. Подведение итогов урока
Что мы поняли, какие выводы сделали каждый для себя, прочитав и проанализировав текст Татьяны Тэсс?
Домашнее задание на выбор:
- Написать сочинение-рассуждение «Что я сказал бы человеку, срубившему ель во дворе, если бы встретил его». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
- Рассказать устно по плану то, о чём мы прочитали в тексте.(план и текст также прикреплю к д.з.)
- Приготовить пересказ близкий к тексту текста на оценку
- Написать дома в тетрадь то, что вы запомнили из текста.
Учитель заканчивает урок чтением стихотворения Эдуарда Асадова “В мире столько всяческого зла…”
В мире столько всяческого зла,-
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.
И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил –
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьёзно
В зле, что ты когда-то совершил.
- Выберите смайлик настроения и зарисуйте себе в тетрадь, с каким настроением вы уходите с урока
- оценки
- Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
- БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
- УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в
своей деятельности.
- СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
- БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
- МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. (4)Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. (5)Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.Тэсс)
Карточка 1. Синтаксический анализ. Определите грамматическую основу предложения, выпишите словосочетания, относящиеся к подлежащему(группа подлежащего) и относящиеся к сказуемому(группа сказуемого):
На ветках появились свежие пушистые побеги.
Карточка 2. Пунктуационный анализ. Объясните постановку знаков препинания в предложениях:
Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю.
Карточка 3. Орфографический анализ. Найдите слова, иллюстрирующие орфограммы:
а) в приставке б) в корне в) в суффиксе г) в окончании. По возможности объясните правописание.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом…
Карточка 4. Лексический анализ.
Подберите синоним к слову « юную»; объяснить лексическое значение слова «принялась»; в последнем абзаце текста найти фразеологизм и объяснить его смысл
План анализа текста | Сложность задания: слож. средн. лёгк. | С / Ч / Н Справился (могу объяснить другому) Частично (понял сам) Нужно повторить |
1.Стиль речи | ||
2.Тип (-ы) речи | ||
3.Тема | ||
4.Композиция. На сколько частей можно разделить текст? | ||
5.О чем говорится в каждой части? План текста. Ключевые слова. | ||
6.Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная); | ||
7. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических); | ||
8.Лексические языковые средства (С какой целью используются?): - эпитеты -сравнения -олицетворения | ||
9. Синтаксические языковые средства. | ||
10.Морфологические языковые средства | ||
11.Основная мысль. Заголовок. | ||
12.Позиция автора (В каком предложении (-ях) выражена?) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме "Лингвистические модули на уроках русского языка для формирования языковедческой компетенции учащихся"
В данной работе представлена система использования лингвистических модулей на уроках русского языка и на занятиях по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Лингвистические модули – один из прие...
Второй иностранный язык как основа межкультурной компетенции учащегося.
Второй иностранный язык (далее ИЯ²) в школе – явление новое и, на мой взгляд, положительное. В целом по стране введение ИЯ² в учебный план общеобразовательных школ стало реальным шагом на пути к...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ( ГОВОРЕНИЕ, ЧТЕНИЕ ).
Информационные и коммуникативные технологии на уроках английского языка...
Контрольный срез по английскому языку (языковая и социокультурная компетенции), 4 класс, II четверть
Контрольный срез по английскому языку в 4 классе на конец II четверти. Два блока: языковая и социокультурная компетенции. Есть ответы, перевод баллов в оценку и таблицы для анализа. Подходит к УМ...
Метод проектов на уроках английского языка для повышения коммуникативной компетенции учащихся.
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе зна...
Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы
В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...
«Использование проектной технологии в преподавании английского языка в формировании общих компетенций»
Проектная технология является несомненным ключом к развитию и самостоятельной деятельности студентов. Работа студентов в проекте призвана сформировать общие компетенции в понимании сущности и зн...