Методическая разработка на тему "Занимательное языкознание".
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Ознакомление учащихся (воспитанников) с элементарными понятиями о законах языка и истории его развития.
Углубление знаний, полученных на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudakova_i.v._programma_zanimatelnoe_yazykoznanie.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
для 5-х классов на тему
«Занимательное языкознание»
Разработчик:
И.В. Судакова,
воспитатель ГБПОУ «Академия
ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург»
Санкт-Петербург
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Занимательное языкознание» реализуется с 2021 г. Она составлена в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Санкт-Петербурга».
Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 04.09. 2014.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3 172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № от 29.08.2013.
- Устав ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо СПб»
Направленность программы: социально-педагогическая.
Демонстрация норм русского языка, его богатства и красоты. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Особенность программы заключается в том, что она углубляет знания учащихся.
СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ
Актуальность
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в школьной программе, поскольку русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей ее территории.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи.
Программа «Занимательное языкознание» способствует формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Информация о руководителе
Судакова Ирина Вячеславовна - воспитатель.
Участники реализации программы
Судакова Ирина Вячеславовна - обеспечивают общий контроль и мониторинг хода реализации программы. Вырабатывает совместные решения и планирует деятельность в рамках программы. Предоставляет отчётность после реализации программы. Организуют взаимодействие с партнёрами.
Партнёры
Анисимова Светлана Леонидовна, заместитель директора по воспитательной работе - координатор программы. Координирует работу по программе, взаимодействует с педагогами, детьми и их родителями.
Лодысева Юлия Алексеевна, старший воспитатель - помощь в реализации программы.
Учащиеся 5-х классов – непосредственное участие.
Срок реализации программы
дата начала реализации программы: 1 сентября 2022 года.
дата окончания: 31 мая 2023 года.
продолжительность: 1 учебный год.
Цель
Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи
Обучающие:
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над словом и текстом;
- развитие творческих способностей и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся.
Развивающие:
- развитие мотивации к изучению русского языка как учебного предмета;
- развитие познавательной деятельности: содействие освоению средств и способов получения и преобразования информации (обращение к разным источникам информации);
- развитие познавательных и творческих способностей детей;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, развитие кругозора;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развитие коммуникативных способностей обучающихся;
- развитие умения пользоваться разнообразными словарями.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание речевой культуры, культуры мышления;
- воспитание культуры обращения с книгой.
Принципы программы
- непрерывность и преемственность: работа ведется не от случая к случаю, а систематически, ежедневно;
- принцип активного обучения: воспитанники являются непосредственными участниками мероприятий;
- последовательность и систематичность: проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;
- доступность: определяется прежде всего ролью воспитателя как консуль-танта, организатора процесса;
- прочность: знания подкрепляются практикой;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Направления работы
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: лингвистические игры, презентации, лекции, беседы, игры-конкурсы на языковом материале, КВН, викторины; практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, грамматических сказок. Знакомство с многообразием словарей. А также поиск, обработка, обобщение информации; анализ информационного материала.
Ожидаемые результаты по программе
- Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
- Формирование у школьников элементарных понятий о законах языка и исто-рии его развития. Ознакомление учащихся с богатством выразительных средств языка, углубление знаний, полученных на уроках.
- Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обоб-щают и сопоставляют грамматические явления, оценивают их с точки зрения нормативности.
- Активный интерес учащихся к приобретенным знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике с целью повышения уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
- Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств интернета в целях получения новых знаний.
- Обогащение словарного запаса.
- Приобретение коммуникативных навыков.
- Осознание детьми успеха коллективного выполнения работы и соперни-чества.
- Создание сплоченного коллектива.
- Повышение профессиональной компетентности воспитателя.
- Подборка фотоматериала о проделанной работе.
Деятельность в рамках программы
Деятельность в рамках данной программы будет проходить с 1 сентября 2022 г. по 31 мая 2023 г., периодичность - 1 раз в месяц. Место проведения занятий - учебный кабинет. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
Мероприятия программы будут проводиться по двум этапам.
На первом (организационно-подготовительном) этапе воспитателем определяется идея программы, проанализированы ресурсы, спланированы этапы реализации, разработан план мероприятий, определены действия воспитанников в рамках программы, обозначены ожидаемые результаты и форма их презентации.
Второй этап программы – практический. Дети будут вовлечены в процесс ознакомления с некоторыми вопросами языкознания (языковыми явлениями, историей языка и т.д.)
Программа разделена на темы, которые включают в себя теоретическое изучение материала (история, особенности, интересные факты) и практическое занятие (выполнение творческих работ, лингвистические игры, конкурсы и т.п.).
Контроль умений и навыков проводится текущий.
В конце программы проводится КВН «Занимательное языкознание» для выявления уровня закрепления пройденного за год материала.
Информация о деятельности по результатам реализации программы будет распространяться на родительских собраниях, размещена на школьном сайте, фотовыставке «Наша жизнь».
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
№ | Название мероприятия | Содержание и формы работы | Сроки исполнения. Участники |
I этап. Подготовительный | |||
1. | Разработка плана по подготовке и реализации программы. | Разработка плана по подготовке и реализации программы. Изучение учебно-методической литературы. Разработка содержания программы в соответствии с выбранной темой, целью и задачами. | Август Сентябрь Воспитатель |
2. | Ознакомление с программой. | Выступление на МО воспитателей, родительских собраниях. Знакомство с программой. Представление программы учащимся: языкознание – это не свод скучных и трудных правил для запоминания, а занимательное и увлекательное путешествие в мир слов. | Сентябрь Воспитатель |
II этап. Практический | |||
1 | Ономастика, или Что в имени моём… | История появления имен, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой и с антропонимическим словарем. Беседа с видеопрезентацией. Творческая работа «Нарисуй свое имя». | Сентябрь Воспитатель |
2 | Фразеологическая копилка. | Лингвистическая игра, посвященная фразеологизмам. Знакомство с фразеологическим словарем. Презентация. Конкурсы. Работа со словарем. | Октябрь Воспитатель |
3 | Этимон – это истина или древнегреческий бог? | Беседа об этимологии. Изучаем происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем. Викторина «Сказочные превращения». Работа со словарем. | Ноябрь Воспитатель |
4 | Эта смешная топонимика. | Знакомство с разделом ономастики, изучающим географические названия (топонимика), на примере неординарных и причудливых названий городов и населенных пунктов России (например, города Пыталово, Калач, деревня Тупица, села Путино, Лохово, Хохотуй). Знакомство с топонимическим словарем. Работа с картой России, со словарем. Разгадывание кроссворда. | Декабрь Воспитатель |
5 | Варваризм – что это такое и с чем его едят. | Беседа о том, что нарушает чистоту речи носителя родного языка. Где и для чего используют варваризмы оправданно (целесообразно). Театральная постановка (сценка). Игра с воздушным шариком «Исчезни, варвар». | Январь Воспитатель |
6 | ЛомотА? ЛомОта! Или Орфоэпия для чайников. | Беседа об орфоэпических нормах - правилах образцового литературного произношения и ударения. О предпочтительных и допустимых вариантах некоторых слов. Примеры слов, в которых чаще всего допускают ошибки не только дети, но и взрослые (звонИт, красИвее, кУхонный, тОрты, каталОг и др.). Наблюдение над изменением лексического значения слов при перемещении ударения (атлас, стоит, мука и тд). Знакомство с орфоэпическим словарем. Дидактическая игра «Позови слово». Работа со словарем. | Февраль Воспитатель |
7 | Блогер, инстаграм, или Нормы употребления самых распространенных слов интернета. | Откуда приходят новые слова? Знакомство с заимствованными словами и неологизмами. Рассмотрим ошибки в употреблении самых распространенных слов интернета. Работа с деформированным текстом. Игра «Исправь ошибку писателя». | Март Воспитатель |
8 | Кто о чем, а мы о глаголах! | О формах глаголов, которых на самом деле не существует, но их все равно активно употребляют (я победю или я одержу победу; ложи и клади). Игровое занятие. Видеопрезентация. Раздаточный материал. Игра «Найди друзей». | Апрель Воспитатель |
9. | Донья, брелоки, или Трудности употребления множественного числа. | Беседа о трудностях употребления множественного числа существительных. Рассмотрим особенно сложные случаи (донья, брелоки и тд). Поговорим о существительных, у которых вообще не бывает множественного числа (посуда, сахар, правда, чистота, веселье, мошкара и др.). «Конкурс знающих». Разгадывание загадок, шарад, ребусов. | Май Воспитатель |
10 | КВН по занимательному языкознанию | Командное соревнование на проверку полученных в программе знаний по русскому языку. | Май Воспитатель |
11 | Анкетирование | Опрос учащихся с целью выявления удовлетворенности/ неудовлетворенности данной программой. | Май Воспитатель |
Устойчивость результатов
По окончанию программы весь наработанный материал будет использоваться в организации воспитательной деятельности Академии 2023-2024 учебного года, внеклассной работы учащихся.
Распространение результатов
- Размещение статей и фоторепортажей в школьной газете «Наша жизнь» о деятельности воспитанников в рамках программы.
- Размещение результатов выполнения программы на школьном сайте, стенде для родителей.
- Отчёт на итоговом совещании воспитателей о результатах работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета «Удовлетворенность учащихся реализацией программы»
- Понравилось ли тебе участвовать в программе? (да, не знаю, нет)
- Понравилось ли тебе работать в команде? (да, не знаю, нет)
- Считаешь ли ты, что достаточно приложил усилий для успешной работы команды? (да, не знаю, нет)
- Удалось ли тебе реализовать себя? (да, не знаю, нет)
- Что нового ты узнал в конце освоения программы?
- Хочется ли тебе и в дальнейшем принимать участие в подобных программах? (да, не знаю, нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...