Материал для подготовки обучающихся к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Тестовые задания для подготовки к экзамену по русскому языку. Данный материал можно использовать на уроках русского языка, консультциях,индивдуальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovye_zadniya_dlya_podgotovki_k_oge.docx | 27.78 КБ |
zadanie_no5_oge._prvopisnie_n_nn.docx | 20.19 КБ |
oge._zadaniya_1_3_5.docx | 22.19 КБ |
oge.reshenie_testovyh_zadaniy.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
9 КЛАСС. Задание 2
Прочитайте текст.
1.(1) Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо: там начинают неярко светиться первые звёздочки.
(2) Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками. (3) Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. (4)Но поднимаешься и идёшь в лес за сушняком. (5) Сейчас будем разводить костёр. (По В. Закруткину)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.
1) В бессоюзном предложении 1 одна из частей — односоставное безличное предложение.
2) Грамматическая основа предложения 2 — нежно пахнет.
3) Простое предложение 3 осложнено однородными сказуемыми.
4) Предложение 4 односоставное распространённое определённо-личное.
5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.
2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) В далёкие времена не понимали, какую роль играют микробы в жизни и здоровье человека. (2) Первым, кто правильно понял значение микробов в заболеваниях, был русский учёный Данило Самойлович. (3) В 1770 году в Москве разразилась эпидемия чумы. (4) Наблюдая течение и развитие эпидемии, Самойлович пришёл к выводу, что имеется какой-то возбудитель этой болезни, который передаётся от человека к человеку. (5) С помощью микроскопа удалось увидеть этого возбудителя болезни.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.
1) Первая часть сложноподчинённого предложения 1 — односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Грамматическая основа придаточной части сложноподчинённого предложения 2 — кто понял.
3) В предложении 3 простое глагольное сказуемое.
4) В сложносочинённом предложении 4 последовательное подчинение придаточных.
5) Грамматическая основа предложения 5 — удалось увидеть возбудителя.
3.Прочитайте текст.
(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа –передаётся звук от удара.
4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.
4..Прочитайте текст.
(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5) Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
5.. Прочитайте текст.(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли –это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан –Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основав одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)
4. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Увидев бравого бородача (1) шагавшего по улице в форменной шинели и фуражке (2) которую носили только офицеры (3) старушка (4) потрясённая известиями о стремительном движении деникинских частей (5) и о том (6) что они вошли в город с бесчисленным количеством вооружения (7) собранного силами (8) поддержавших деникинцев местных отрядов (9) не на шутку перепугалась
5.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Переминаясь с ноги на ногу (1) от холода (2) Дима (3) немного выждав (4) вновь постучал в (5) обитую толстой жестью (6) дверь (7) но (8) желанного отклика так и не последовало (9) и он направился домой.
6.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Бросив последний взгляд на девушек (1) ждавших на берегу (2) Сергей наконец решился (3) и (4) глубоко выдохнув (5) нырнул с (6) раскачивающегося на ветру (7) моста в воду (8) обжигавшую утренней прохладой.
7. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Подросший за лето Павлик (1) решил самостоятельно погулять (2) едва приехав с дачи домой. Мальчик (3) конечно (4) не собирался заходить слишком далеко. В его планы входило лишь побывать на помойке (5) да (6) если успеет (7) сходить за угол посмотреть на караульных солдат у подъезда штаба. На беду(8) как раз в это время во двор пришёл кукольник с Петрушкой. Вместе с другими детьми Павлик посмотрел всё представление (9) показавшееся слишком коротким.
8. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ещё в самые давние времена (1) моряки с изумлением наблюдали явление (2) поражающее и в наши дни каждого (3) кто впервые его видит (4) и поныне остающееся загадкой. Рыба (5) будучи существом (6) которому самой природой предназначено пребывать в воде (7) выскакивает вдруг (8) из глубин океана на поверхность (9) и совершает прыжок высотой чуть ли не с двухэтажный дом!
9.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда настала середина августа (1) на небе должен был вот-вот появиться молодой месяц (2) но (3) вдруг (4) наступила отвратительная погода (5)свойственная северному побережью Чёрного моря. По целым суткам (6) над землёю и морем (7) не редея (8) лежал густой туман (9) отчего сирена на маяке ревела днём и ночью.
10. Замените словосочетание «парижских сражений», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание «красочно описывал, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
12. Замените словосочетание «в портфеле ученика», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
13. Замените словосочетание «метод экономии», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
14. Замените словосочетание «печная труба», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
15. Замените словосочетание «по лесной дороге», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
16. Замените словосочетание «безосновательно обвинял», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
17. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИЕ — написание приставки зависит от его значения.
2) ПАРАЛИЗОВАНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) РАСШАТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
4) НАНЕСЁННЫЙ — в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.
5) ВЫБИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
18. I. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЖАРЕННАЯ (в кляре рыба) — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени
пишется два НН
2) КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от наличия
суффикса -А- после корня.
3) УРАГАННЫЙ (ветер) — в отымённом прилагательном пишем два –НН-, так как корень
оканчивается на Н
4) БЕСПОКОЙНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук,
пишется буква С.
5) ВАРЁНОЕ (мясо) — в суффиксе прилагательного пишем одно –Н-, потому что это слово исключение
19. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1) НИЗВЕРГАТЬ - приставка НИЗ-, так как корень начинается с звонкой согласной
2) (пойти) НА ПРЕМЬЕРУ – приставка ПРЕ, надо запомнить
3) СГОРАЕТ (хворост) – окончание глагола ЕТ, так как глагол I спряжения
4) ЖЁСТКИЙ (диван) – в корне с чередованием пишем Ё, так как есть проверочное слово
5) ИЗВЕСТНО – в корне пишется непроизносимая согласная
20.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1) СЕРЕБРЯНОЕ (украшение) – прилагательное, суффикс ЯН
2) СКРОЕН (пиджак) – краткое причастие, пишем одно Н
3) КЛЕИШЬ (обои) – окончание ИШЬ, так как глагол I спряжения
4) ЛЕЩ (клюёт) – существительное 1-ого склонения, Ь знак не пишем после шипящей
5) ПРИБРЕЖНЫЕ (постройки) – приставка ПРИ в значении «близость»
21. " Он проснулся ночью...". Текст по В. Железникову. Прочтите текст и выполните задания 6-8.
(1) Он проснулся ночью неизвестно от чего. (2) То ли от ветра – мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. (3) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
(4) Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. (5) А что же, ему играть в футбол без ботинок, что ли? (6) А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в кино.
(7) Он ждал этого кино целую неделю. (8) И фильм-то был старый – «Золушка» и он понимал, что история маленькой девочки Золушки – это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. (9) Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. (10) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.
(11) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды. (12) Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. (13) И остаётся один на всём свете.
(14) Он лежал в темноте и слушал каждый шорох. (15) И ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. (16) Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле.
(17) Ничего не было слышно из-за ветра – ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате. (18) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате. (19) Это ещё больше пугало мальчика.
(20) Снова скрипнула половица. (21) Мальчик напряг слух, но услышал лишь вой ветра, который дул из пустоты. (22) Он хотел крикнуть и позвать мать. (23) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.
(24) Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова.
(25) Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать. (26) Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (27) Потом отец сонным голосом спросил:
(28) – Который час?
(29) – Спи, спи, – ответила мать. (30) – Ещё рано.
(31) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. (32) И уже сквозь сон он слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала у него лоб.
(33) Дворники заговорили под окнами. (34) Их голоса в раннем, пустом городе звенели и отдавались вдалеке. (35) Пролетел самолёт.
(36) – Хабаровский, «Ту-114», – сказал отец. (37) – Скоро вставать.
(38) Пропал куда-то ночной ветер, не скрипели половицы.
(39) – Что-то я, по-моему, вчера переругал Серёжку, – сказал отец. (40) Несправедливо.
(41) – Переругал, – ответила мать.
(42) – Придётся извиниться, – сказал отец. (43) – И отпустить его в кино.
(44) Но Серёжка этого ничего уже не слышал. (45) Он крепко спал. (46) И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете.
Задание 6.Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Серёжа очень хотел пойти в кино, потому раньше не видел этот фильм.
2) Родители не разрешали Серёже играть в футбол.
3) Отец понял, что несправедливо отругал сына, поэтому решил извиниться.
4) Подслушав разговор родителей, мальчик узнал, что его отпустят в кино.
5) Мальчику приснилось, что он ушел из дома навсегда.
Задание 7.Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.
1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым он так гордился вчера.
2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.
3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.
4) И остаётся один на всём свете.
5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
Задание 8.
Лексический анализ
Найдите в тексте контекстный синоним к слову НЕПРАВДА (предложение 8).
Напишите этот синоним.
Предварительный просмотр:
1.Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НАИСКОСОК (от вокзала) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса.
2) ПРИЛОЖИТЬ (старание) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
3) ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса.
4) ОТРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
5) ЗАМИРАТЬ (от страха) — безударную гласную в корне можно проверить словом мир.
2. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) МАКАТЬ (в мёд) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
2) ИЗЛОЖЕНИЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется отсутствием суффикса -А-.
3) ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
4) РОСКОШНЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
5) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
3. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) КОСИТЬ (траву)— написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
2) ПОДРАСТЁТ (немного) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
3) ОЗАРИТЬ (светом) — в безударной позиции в корне с чередованием пишется буква А.
4) ПОДГОРЕЛ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.
5) (сапоги) ПРОМОКАЮТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
4. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИМЕРЯТЬ (костюм) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса –А-.
2) РАВНЕНИЕ (в строю) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) СЖИГАТЬ – безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.
4) СОТВОРИТЬ (чудо) – в безударной позиции в корне с чередованием пишется буква О.
5) ПОДНИМАТЬСЯ (в гору) – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
3.В каком ряду во всех словах пишется НН?
а) стриже..ый затылок, поноше..ый
б) никем не ноше..ый, костюмирова..ый
в) здорове..ый, тополи..ый пух
г) вдохнове..ый, ветре..ый день
- В каком слове пишется НН?
а) муравьи..ый след; б) небеле..ый потолок;
в) сея..ый песок; г) тума..ая даль
5.В каком слове пишется Н?
а) стари..ые часы; б)шерстя..ое одеяло;
в) маринова..ые грибы; г) слома..ый стул
6.В каком ряду во всех словах пишется НН?
а) кожа..ый, покраше..ый
б) краде..ый товар, деревя..ый
в) змеи..ый, туше..ый в сметане
г) консервирова..ый, вяза..ый мамой
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 3, 4
8.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Н?
1)масля_ые краски, солё_ые огурцы;
2)голуби_ое воркование, беспричи_ый страх.
9.Укажите номера предложений, в которых в словах пишется НН.
1)Пусты…ая дли…ая деревенская улочка.
2)Все засыпа…о снегом, окута…о сумерками.
3)Осовец – местечко стари…ое.
4)Вдоль улицы, ведущей к песча…ой базарной площади, стоят краше…ые домишки.
5)У дороги видна церковь с золоче…ыми куполами.
10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки.
1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 1, 2, 3
11.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Н?
1)обветре_ые лица, гружё_ые составы;
2)серебря_ая повеска, плетё_ая корзина.
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ГИА
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2) Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3) Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4) Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5) Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования – результат (предложение 5)
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2) В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3) Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5) Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.
2Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.
2) Предложение 2 односоставное безличное.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
3.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять двоеточие.
Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости города со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
3.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами.
4.Синтаксический анализ. Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5.Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИТОРМОЗИТЬ – написание приставки определяется её значением – присоединение.
2) ЛЬНЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
3) В АКВАРИУМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.
4) НЕ С КЕМ – НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.
5) БЕСШУМНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.
5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СТАРИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н, пишется -НН-.
2) НЕИЗЪЯСНИМЫЙ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.
3) ОБВИНИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
4) ВЕРТИТ – в окончании глагола II спряжения в форме 3-го лица единственного числа пишется окончание -ИТ.
5) ОТРЕЧЬСЯ (от власти) – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.
(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. (3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама. (4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили. (5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13) На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.
(14) Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями. (15) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. (16) Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М. Агееву)*
6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется», поэтому он оглянулся и посмотрел на неё.
2) На большой перемене учеников всегда выпускали во двор, какая бы погода ни была в это время.
3) Увидев мать во дворе школы, герой-рассказчик хотел незаметно проскочить мимо, стыдясь её за внешний вид.
4) Подошедшим одноклассникам герой-рассказчик вынужден был признаться, что эта жалкая старая женщина – его мать.
5) Боль, которая обожгла сердце героя-рассказчика, длилась недолго, какое-то мгновение.
7Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4) На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.
5) Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
8.Лексический анализ. Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Предварительный просмотр:
Подготовка к ГИА
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С
2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) - на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.
4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А.
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.
2) ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е/Ё/Ю/Я.
3) ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л.
4) ПРЕМУДРЫЙ – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества.
5) ВЕТРЕНЫЙ (день) – в отглагольном прилагательном пишется Н, если оно не имеет зависимых слов.
1. Выполните лексический анализ слова. В предложениях 4–10 найдите антоним к слову «тяжело». Выпишите этот антоним.
(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.
(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей.
(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...
2. В предложениях 35–42 найдите антоним к слову «грубый». Выпишите этот антоним.
(35) Я бросился к матери и обнял её ноги. (36) Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. (37) Но я даже не подал виду. (38) Я никогда ещё не был так ласков с нею. (39) Я никогда ещё так не любил свою мать. (40) Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. (41) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. (42) Видимо, стоять ей было трудно.
3. В предложениях 1–10 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
(1) По улицам мчалась «скорая помощь». (2) Куда она мчалась? (3) К человеку, попавшему в беду? (4) Или возвращалась на стоянку?
(5) Голос сирены нарастал. (6) Он, казалось, то взлетал под облака, то стремительно падал. (7) Он звучал, как сигнал боевой тревоги.
(8) А если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
(9) Надо остановить её!
(10) И мальчик решился. (Ю. Яковлев)
4. Лексический анализ. Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9) Изредка ребята приходили ко мне домой. (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
5. Лексический анализ. Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
ЗАДАНИЕ. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.
(1) Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. (2) Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надёжно обеспечит его существование. (3) Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены.
6. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Успехи Вольфганга (предложение 1)
2) он устроит судьбу (предложение 2)
3) сын не будет (предложение 3)
4) нет (предложение 3)
5) интересы ограничены (предложение 3)
ЗАДАНИЕ 1
(1)Школьные годы дали маленькому Бетховену весьма мало. (2)Он так и не овладел тайнами умножения, а со знаками препинания всегда бывал не в ладу. (3)Среднего образования Людвигу получить не удалось: семья очень нуждалась, и десяти лет мальчик уже остался вне школы. (4)Однако, жадно стремясь восполнить пробелы в своих познаниях, Людвиг много читал и пытался заниматься с более развитыми товарищами. (5)Он был настойчив и упорен.
7. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) дали Бетховену (предложение 1)
2) он не овладел (предложение 2)
3) семья нуждалась (предложение 3)
4) Людвиг читал (и) пытался заниматься (предложение 4)
5) он был упорен (предложение 5)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
1. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Весь вагон спал под скрежет (1) визг (2) под чугунный гул разбежавшихся колес (3) стены туго качались (4) верхние нары мотало бешеной скоростью эшелона (5) и Кузнецов (6) вздрагивая (7) окончательно прозябнув на сквозняках возле оконца (8) отогнул воротник (9) с завистью посмотрел на спящего рядом лейтенанта Давлатяна.
2. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда ездовой Сергуненков отполз к ровику (1) вынул там из ниши две (2) облепленные землей (3) противотанковые гранаты (4) и (5) тут же полой шинели очистив их (6) протерев (7) положил эти две гранаты перед Дроздовским (8) тот скомандовал (9) привставая над бруствером
3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С наблюдательного пункта виден был (1) развернувшийся на улочках станицы (2) танковый бой (3) сверху в темноте казавшийся ошеломляюще чудовищным по своей близости (4) смешанности (5) неистовому упорству и (6) может быть (7) особенно потому (8) что нигде не было видно людей.
4. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Майору Титкову (1) в каждом слове (2) которого (3) тряско зыбилась мука бессилия перед случившимся (4) не нужно было (5) вероятно (6) показывать ордена (7) и документы Веснина. Этот положенный на стол кровавый комок в слипшемся носовом платке был неумолимой и неотвратимой реальностью (8) как удар по глазам (9) утверждающий со всей жестокостью истины гибель Веснина.
5. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лежа на снегу (1) унимая дыхание после миновавшей опасности (2) два связиста то и дело неспокойно косились на раненого разведчика (3) на Зою (4) на пленного немца (5) который сидел подле Уханова (6) низко склонив к ногам голову (7) запустив руки в перчатках за борта своей (8) подбитой мехом (9) шинели.
6. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Связисты с тревогой поворачивали к нему головы (1) и (2) оторвав от коленей лицо (3) пленный немец настороженно и исподлобья вникал в звуки слов (4) и Зоя поднялась (5) с беспомощным вопросом глядела (6) сплошь тёмными под белой шапкой (7) глазами.
7. Выполните пунктуационный анализ предложений. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Река Катунь (1) это главная достопримечательность Горного Алтая. Она берёт начало на южном склоне горы Белуха. Длина реки (2) 688 километров. Катунь (3) сливаясь с Бией (4) образует реку Обь (5) одну из самых крупных в Сибири. Особенностью этой реки считают смену цвета в течение года. Весной и летом вода грязно-молочного цвета (6) а осенью (7) прозрачная с бирюзовым оттенком. Очень популярным на Алтае является рафтинг (8) сплав по Катуни на рафтах и катамаранах.
8. Выполните пунктуационный анализ предложений. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Ханка (1) самый крупный пресноводный водоём на Дальнем Востоке. Это озеро расположено на границе Приморского края в центре Приханкайской низменности и китайской провинции. Длина озера (2) около 90 км. Наибольшая ширина (3) 67 км. Характерны для Ханки так называемые плавни (4) растительные сообщества (5) образованные различными видами осок и злаковых. В озеро Ханка впадает 24 реки (6) а вытекает Сунгача (7) река (8) которая соединяет его с Уссури (9) та в свою очередь с Амуром. На озере организован международный российско-китайский Ханкайский заповедник.
9. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Обь (1) самая длинная река России и вторая по длине в Азии. Образуется она слиянием рек Бия и Катунь (2) берущих начало в горах Алтая. Длина Оби (3) три тысячи шестьсот шестьдесят километров. После слияния с Иртышом Обь поворачивает на север и течёт в широкой асимметричной долине (4) местами сужаясь. Обь впадает в Обскую губу Карского моря. Основная часть бассейна реки находится на Западно-Сибирской равнине (5) а юго-восточная (6) в горах. Обь (7) основная транспортная магистраль Западной Сибири (8) потому что является судоходной на всём протяжении. На реке Обь расположены наиболее крупные города и речные порты (9) Барнаул, Камень-на-Оби, Новосибирск, Колпашево, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Салехард
10. Выполните пунктуационный анализ предложений. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Урочище Аккурум на Алтае и его каменные грибы (1) одно из удивительных природных мест России. Каменные грибы (2) это необычные скальные формы (3) которые были созданы природой в результате долгого процесса выветривания. Они расположены в долине реки Карасук (4) одного из притоков могучего Чулышмана. Причудливые каменные грибы (5) живописно возвышающиеся над склонами долины (6)состоят из неоднородных по составу горных пород. К сожалению (7) время берёт своё (8) и необычные природные образования продолжают разрушаться. Некоторые из «шляпок» обвалились во время сильного землетрясения (9) произошедшего в Алтайских горах в 2003 году.
11.Выполните пунктуационный анализ предложений. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Середниково (1) усадьба Лермонтова в Подмосковье. Это поместье (2) образец архитектурно-паркового зодчества русского классицизма. Центральную часть усадебного комплекса представляет главный дом с бельведером. К нему ведёт парадная аллея (3) слева от которой располагается корпус бывшего скотного двора (4) а справа (5) конного двора. Правее конного двора (6) здание манежа. Пойдёте к северу от главного дома (7) увидите ландшафтный парк с белокаменной лестницей и тремя арочными мостами (8) перекинутыми через овраг.
12. Выполните пунктуационный анализ предложений. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.
13. Выполните пунктуационный анализ предложений. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.
Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.
13.Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Алчность_ есть преступное желание чужого
2) Щегольской костюм, излишне театральные жесты и лёгкий акцент_ всё выдавало в незнакомце иностранца.
3) Интонация_ вот основное выразительное средство звучащей речи.
4) Вернейший способ узнать человека_ прислушаться к тому, что он говорит.
5) Все совпадения имён и фактов_ случайны и непреднамеренны.
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года
14. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Согласование _ один из видов подчинительной связи в словосочетании.
2) Рассматривать частное событие в свете вечных проблем _ неотъемлемая черта творчества художника Поленова.
3) На пол настилаем старые мешки, рогожи, тряпки _ всё, что мы находим на берегу после выгрузки Парохода.
4) Надежды и мечты _ словно обручи: они не дают сердцу лопнуть от горя.
5) Музыка _ есть искусство печалить и радовать без причин.
15. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Радуга _ это чудесное явление природы.
2) Любить _ значит видеть мир прекрасным.
3) Тишина, полумрак, тёмные лики святых среди золота окладов, жёлтые огоньки свечей _ всё это было неожиданно после солнца и света майского дня.
4) Мореплавание _ есть древнейшая профессия и древнейшее искусство.
5) Творения природы _ совершеннее творений искусства.
16. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Ни брат, ни сестра, ни отец _ никто из семьи не навестил меня в лагере.
2) Памятник _ это узелок истории, знак взлётов и падений человека и человечества.
3) Дитя _ словно тесто: каким замесили, таким оно и выросло.
4) Достижение высших добродетелей _ есть цель человека.
5) Удел учителя _ трудиться годы и годы, чтобы увидеть плоды своего труда в характере повзрослевшего ученика.
17. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Согласование _ один из видов подчинительной связи в словосочетании.
2) Рассматривать частное событие в свете вечных проблем _ неотъемлемая черта творчества художника Поленова.
3) На пол настилаем старые мешки, рогожи, тряпки _ всё, что мы находим на берегу после выгрузки Парохода.
4) Надежды и мечты _ словно обручи: они не дают сердцу лопнуть от горя.
5) Музыка _ есть искусство печалить и радовать без причин.
18. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Великая радость_ пройти по лесу, полному жизни.
2) Книга Д. Зуева «Времена года»_ редкостный сплав справочника и поэмы.
3) Моя сестра_ скромна и молчалива .
4) Люди, бледное северное небо , болото и тундра_ всё как-то сразу показалось ему давно знакомым и близким .
5) Гнев _ есть кратковременное безумие.
19. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Озёрные тростники_ словно волнующееся поле пожелтевшей пшеницы.
2) Фольклорный персонаж Зюзя_ это бог зимы у наших предков в дохристианские времена.
3) Твой долг_ учиться в полную силу.
4) Трамваи, люди в штатском, афиши и улицы без единого разрушенного дома_ всё казалось удивительным в первые послевоенные годы.
5) Правосудие_ есть основание всех общественных добродетелей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал темы « Царства Бактерии и Грибы» при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА. 2 варианта
Методические рекомендации по повторению темы « Царства Бактерии и Грибы» при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА. 2 варианта контрольной работы формата КИМов, Спецификация и Кодификатор контрольной раб...
материал для стенда "Подготовка обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ"
Рекомендации по поведениюдо и в момент экзамена....
Презентация материала по подготовке обучающихся старших классов к разделу "Говорение"
Материал предоставляет возможность интересно построить и провести урок английского языка в старших классах в нетрадиционном формате...
Материал для подготовки обучающихся 6 класса к ВПР и ОГЭ по английскому языку
Данный материал является тренировочным в рамках подготовки к ВПР и ОГЭ по английскому языку в работе над текстовым материалом....
Материал для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по литературе.
Материал взят из открытого банка заданий. Тексты, отрывки из произведений и вопросы к данным текстам....
Материал для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по литературе.
Экзаменационный материал по литературе из открытого банка заданий (сайт ФИПИ)....
Материал для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе.
Дидактический материал для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе. Материал взят из открытого банка заданий, сгруппирован по темам....