Материал для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (7, 8, 9 класс)

Минина Ирина Васильевна

Дидактический материал для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе. Материал взят из открытого банка заданий, сгруппирован по темам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

 1.2.1. Это стихотворение как бы обрамлено довольно необычным для лирических произведений названием и довольно точной датой. Что это обрамление объяснило вам в тексте, что сделало более понятным? (Для ответа на этот вопрос можете представить, что стихотворение напечатано без названия и без даты - и сравнить свои впечатления).

1.2.2. Какую роль в этом стихотворении играет сопоставление звука грома и звука разрыва дальнобойного снаряда?

  

Первый дальнобойный в Ленинграде

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов —

Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить — по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нес

Ребенку моему.

                                            А. А. Ахматова, 1941 

1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. А. Ахматовой с отрывком из романа Л. H. Толстого «Война и мир», в котором изображается начало бомбардировки Смоленска в 1812 году. К каким выводам привело вас это сопоставление?

***************************

Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.

Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.

Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.

Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.

К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из-за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.

— То-то сила! — говорил один. — И крышку и потолок так в щепки и разбило.

— Как свинья и землю-то взрыло, — сказал другой. — Вот так важно, вот так подбодрил! — смеясь, сказал он. — Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.

Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом — ядра, то с приятным посвистыванием — гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.

— Чего не видала! — крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.

— Вот чуда-то, — приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.

Опять, но очень близко этот раз, засвистело что-то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что-то и застлало дымом улицу.

— Злодей, что ж ты это делаешь? — прокричал хозяин, подбегая к кухарке.

В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стопы и приговоры кухарки.

— Ой-о-ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..

Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул оружий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Пояснение.

1.2.1. В сентябре 1941 года Ахматова пишет одно из первых своих стихотворений «Первый дальнобойный в Ленинграде». Первые месяцы войны. Первые бомбежки. Поэтесса показывает смятение людей, которым за один миг пришлось жить совершенно по другим законам.

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Героиня стихотворения пытается понять, какой звук вызывает среди населения такую суету. Она мысленно пытается перебрать все то, что могло стать причиной подобного странного звука. Но приходит к выводу, что это не городской и не сельский шум, ведь даже с громом его нельзя сравнить. В стихотворении «Первый дальнобойный в Ленинграде» врагом стал шум от бомбежки, который разорвал жизнь на «до» и «после» начала войны. Поэтому стихотворение датировано довольно точной датой, а название определяет основную тему стихотворения.

1.2.2 Ахматова, сопоставляя звук грома и звук разрыва снаряда, приходит к выводу, что с громом его нельзя сравнить, потому что гроза приносит облегчение утомленной природе. Сразу же свежеют облака, а луга предчувствуют веселый дождик.

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов —

Веселых ливней весть.

Но такая прекрасная картина далека от тревожного города, который уже и не воспоминает прежних мирных дней. Город теперь живет в другом ритме, а услышанный звук нагнетает тревогу. Сопоставление построено на контрасте, позволяющем глубже прочувствовать, что война расколола жизнь надвое: на «до» и «после» начала войны.

1.2.3. Несмотря на разные исторические эпохи, описанные в приведенных произведениях, описания ужасов войны в них созвучны. Разрывы снарядов несут страх, смерть, разрушение. Начало бомбежки и у Толстого, и у Ахматовой похоже: гул снарядов непонятный, ни с чем не сравнимый звук, сеющий смятение и растерянность людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ

Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...

Электролиз расплавов и растворов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)

Методические разработки к уроку по теме "Электролиз расплавов и растворов": ход урока, образцы решения типовых заданий, дополнительный материал по теме. Презентация отражает ключевые моменты ...

Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку

Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качеств...

Учебно - тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ГИА

Инструкция по выполнению работы ГИА по немецкому языку. Материалы для аудирования, чтения, лексики и грамматики, письма, говорения....

Материал для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

Материал взят из открытого банка заданий. Тексты, отрывки из произведений и вопросы к данным текстам....

Материал для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

Экзаменационный материал по литературе из открытого банка заданий (сайт ФИПИ)....