Индивидуальный проект по русскому языку "Необычные знаки препинания" 9 класс
проект по русскому языку (9 класс)
Что стоит за термином "авторские знаки препинания"? Это и стало проблемой индивидуального исследовательского проекта по русскому языку ученицы 9б класса Ряполовой Дарьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt_9_klass.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа №1
Индивидуальный проект по русскому языку
«Необычные знаки препинания (авторская пунктуация в произведениях писателей)»
Автор учащаяся 9Б класса
Ряполова Дарья Павловна
Руководитель Маркина Ирина Ивановна
учитель русского языка и литературы
с. Слобода
2023 год
Оглавление
1. Введение...………………………………………………………………3-4
2. Основная часть
Глава 1.
1.Что такое знаки препинания. Синтаксис и пунктуация…………….. 5
1.1История появления знаков препинания …………………………….5-8
Глава 2.
2.1 Что такое авторские знаки препинания……………………………..9
2.2 Авторские знаки препинания в художественной литературе…...10-11
2.3 Авторские знаки препинания в творчестве Марины Цветаевой на примере стихотворения «Август»…………………………………….11-16
3. Заключение ………………………………………………………….17-18
4. Список используемых источников………………………………...19
2
ВВЕДЕНИЕ
В любом тексте для его восприятия совершенно необходимы специальные графические знаки между словами, словосочетаниями и предложениями, с помощью которых осуществляется лучшее восприятие и понимание того, о чем идет речь.
Представим себе на минуту, что из текста исчезли все знаки препинания. Текст сразу превращается, подобно бурной реке, в сплошной поток слов, в котором трудно выяснить и понять основную мысль. Даже в устной речи говорящей делает необходимые паузы между словосочетаниями и фразами. Также роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена, прежде всего, их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: вопрос (?), сомнение или особую эмоциональную напряженность (…), радость, гнев, восхищение (!). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире – придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование и т.д. Особую роль для создания выразительности текста имеют «авторские» знаки препинания, которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного фрагмента, понятия, образа. А вот зачем нужны авторские знаки препинания? Что стоит за этим термином – «авторские знаки препинания»? Это и стало проблемой моего исследовательского проекта по русскому языку.
Объектом наблюдения стали знаки препинания, их значение и функции, а также правильное употребление знаков препинания.
Цель моего проекта: попытка ответить на вопрос, почему авторы употребляют те или иные знаки препинания, даже если по правилам пунктуации такая расстановка невозможна.
3
Задачи проекта: исследование значения и функции знаков препинания, выявление их роли в предложении и письменной речи через анализ справочной энциклопедической литературы, в том числе электронных информационных источников; анализ текста художественной литературы, исследование авторских знаков препинания, их значение и функции.
4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Что такое знаки препинания. Синтаксис и пунктуация
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания. На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из нас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности. А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации? Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без известных всем значков, которые называются знаками препинания. Они настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
1.1 История появления знаков препинания
В древности система знаков препинания была далеко не такой, как сейчас, и никаких правил пунктуации не существовало. Писцы ориентировались на смысл текстов и ставили знаки там, где нужно было сделать паузу или интонационно выделить какой-нибудь фрагмент. Упорядочить постановку знаков первым попытался Максим Грек в начале XVI века. Однако последовательного распространения его идеи не нашли. Ситуация с пунктуационной анархией начала меняться после появления печатных грамматик. В 1596 году была издана «Грамматiка словенска…» Лаврентия Зизания, в 1618-м — «Грамматiка Славенскiя правилное синтагма» Мелетия Смотрицкого. Эти труды можно назвать этапом зарождения
5
русской пунктуационной системы. Функции знаков препинания, похожие
на современные, мы можем найти в «Российской грамматике» Ломоносова, которая вышла «совсем недавно» — в 1755 году. Однако некоторых знаков не было и у Михаила Васильевича. И только к середине XIX века русская система пунктуации приобрела привычный нам вид.
Точка [ . ] Это самый технически простой, а потому самый древний знак препинания. Даже слово «пунктуация» произошло от латинского punctum — «точка». И в грамматике Лаврентия Зизания соответствующий раздел так и называется — «О точках». В русских рукописях точка была основным знаком препинания. Изначально писцы ставили её для выделения смысловых частей фразы. Обозначать точкой конец высказывания предложил ещё Максим Грек. «Завершительная» функция закрепилась за этим знаком и в последующих трудах других языковедов. Например, Лаврентий Зизаний понимал её как знак конца предложения. Так она используется и до сих пор.
Запятая [ , ] Этот знак, как и точка, встречается в древних рукописях.
Первоначально запятые ставили в случайных местах. В работе Максима Грека для обозначения этого знака использовалось слово «иподиастоли» и предполагалось, что он должен давать передышку при чтении. Позже Лаврентий Зизаний определил, что запятая нужна для отделения частей предложения друг от друга.
Точка с запятой [ ; ] И этот знак относится к самым древним, однако функция его сильно изменилась. Максим Грек рекомендовал знаком иподиастоли с точкой обозначать вопрос. Точку с запятой в роли вопросительного знака также использовал Лаврентий Зизаний. Он называл «;» словом «подстолия», а Мелетий Смотрицкий использовал термин «вопросная». Только в XVIII веке Василий Тредиаковский стал применять точку с запятой в знакомом нам качестве. А привычную нам функцию
сформулировал Ломоносов: «Точка с запятой различает члены периодов»
6
— то есть ставится между относительно независимыми предложениями, входящими в состав сложного.
Двоеточие [ : ] В грамматике Лаврентия Зизания были знаки срока «·» и двосрочие «:», но по своим функциям они больше похожи на современную точку с запятой. У Ломоносова этот знак называется «две точки», и сфера его применения уже намного ближе к современной: «Две точки примеры, причины и речи вносные напереди показывают». Само слово «двоеточие» позже начнёт использовать в своей грамматике ученик Ломоносова Антон Барсов.
Восклицательный знак [ ! ] словом «удивная». Функция его понятна по названию: «!» ставится в конце эмоциональных — «удивительных» — предложений. Позднее нововведение попало и в XVII век - Мелетий Смотрицкий предложил знак «!», который вошёл в «Российскую грамматику» Ломоносова под названием «удивительный знак».
Вопросительный знак [ ? ] До XVIII века его функцию выполняла точка с запятой. Привычный нам «?» впервые встречается у Тредиаковского в работе «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». А первое описание вопросительного знака в том качестве, в котором он используется сейчас, мы находим у Ломоносова: «Вопросительный знак по вопрошении <…> поставляется».
Скобки [ () ]
Описание этого знака впервые встречается в начале XVII века у Мелетия Смотрицкого. Он называл скобки словом «отложная» и рекомендовал выделять таким образом часть высказывания, которую можно полностью изъять. Ломоносов использовал термин «вместительный знак». Но его функция такая же, как и у современных скобок, — включение слов и предложений для пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. Само слово «скобки»
7
появляется в грамматике Николая Греча в 1827 году.
Тире [ - ]
Это один из самых молодых знаков препинания. Впервые в конце XVIII века его описал в своей «Российской грамматике» Барсов. Он назвал тире словом «молчанка» и предложил использовать его как некоторую паузу для экспрессии или при неожиданном слове или действии. Также «молчанка» использовалась и в диалогах для обозначения перемены говорящих лиц. В грамматике Александра Востокова 1831 года тире называется «знаком мыслеотделительным», но ещё в 1827-м Греч в своей грамматике использует знакомое нам слово «тире».
Кавычки [ «» ]
Описание этого знака тоже впервые встречается в XVIII веке у Барсова. Назывался он «знаком вносным» и использовался при прямой речи. В XIX веке у Греча и Востокова уже встречается слово «кавычки», но функция описывается та же — заключать чужие слова. Очень популярную сегодня роль — выделять слова в ироничном, непривычном и странном значении — за кавычками официально закрепили только в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года.
Многоточие [ … ]
Внешний вид этого знака менялся: когда-то точек было шесть, затем — четыре, а в итоге осталось три.
Первое описание многоточия появляется в грамматике Греча, где этот знак назван просто «точки». А Востоков использовал название «знак пресекательный». Предполагалось, что он употребляется в том случае, когда речь прервана. Сейчас многоточие также ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи и пропусков в цитатах.
8
Глава 2
2.1 Что такое авторские знаки
Авторская пунктуация — сознательное отступление от действующих пунктуационных норм или сложившейся пунктуационной практики, служащее способом отражения художественного замысла автора и направленное на передачу ритмики или экспрессии текста.
Авторские знаки препинания присутствуют почти у всех писателей и поэтов. Это подчеркивает индивидуальный стиль автора, его видение и его уникальное владение языком. В определенной степени такое отступление от пунктуации оправданно — так создается художественный стиль. Это придает особый смысл произведению, а также нехарактерную, непривычную интонацию. Тенденция авторской пунктуации отлична от обычных правил постановки запятых. Основная цель — передать эмоциональный настрой, чтобы усилить смысл фразы или предложения. До конца XIX века в отечественной литературе не было понятия об авторских знаках препинания. Авторы того времени полагались на редакторов, предоставляя им право расставлять знаки на свое усмотрение. Орфография писателя могла переосмысливаться другими людьми. Сегодня нам это крайне трудно представить, ведь в наши дни для понимания смысла имеет значение любая точка, запятая и тире. Многие знакомые нам классические произведения XVII-XVIII веков не дошли до нас в первоисточнике, так как тогда не было знаков препинания, которыми мы сейчас пользуемся. К тому же, сегодняшняя тенденция расстановки знаков препинания отлична от принятой раньше. Поэты и писатели могли ставить тире там, где оно не подразумевается (Марина Цветаева) или делать многоточия из шести точек, а не привычных трех (Михаил Лермонтов).
9
2.2 Авторские знаки в художественной литературе
Обратимся к творчеству Максима Горького. Общеизвестно «пристрастие» М. Горького к тире, которое у него встречается всюду: между подлежащим и глагольным сказуемым, после сочинительного союза при однородных членах предложения, после обобщающих слов перед перечислением однородных членов, между однородными и неоднородными членами, перед сравнительным союзом — в общем, там, где обычно или вообще не ставится знак препинания, или ставится другой знак.
На протяжении всего творчества тире стало фирменным, или так называемым «авторским» знаком препинания Горького. В раннем творчестве он до такой степени злоупотреблял им, что когда в 1920-е годы в СССР под наблюдением И. А. Груздева выходило собрание сочинений М. Горького, бедный Груздев вынужден был сражаться с корректорами, решительно не принимавшими этого тире-произвола. Выскажем как версию: не потому ли Горький так полюбил этот знак, что он отчасти избавлял его от мучений с «препинаниями»? Но, несмотря на все это, знак добавляет прозе Горького экспрессивности.
С помощью тире Горький заполнял смысловую пустоту, которая окружала его в мире и от которой он «уходил», так как приучил себя никогда не останавливаться. Вместо «точки пули в своем конце» (В.Маяковский) он выбрал тире. Знак, сам по себе ничего не означающий, но зато связывающий как смыслы слов, так и отсутствие их.
«Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце».
«Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся...»
«— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в
10
небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! Я — видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я».
В следующих строках мы можем увидеть сочетание двух знаков препинания: восклицательного знака и многоточия:
«— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Ох ты, бедняга!»
После восклицательного знака ставится многоточие не из трех, а из двух точек. Роль первой точки выполняет восклицательный знак. Такое сочетание двух знаков придаёт предложению характер эмоциональной напряжённости, выражение большей экспрессии.
2.3 Авторские знаки препинания в творчестве Марины Цветаевой на примере стихотворения «Август»
Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
11
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных —
Август! — Месяц
Ливней звёздных!
Произведение «Август» — типично для ранней лирики Марины Ивановны Цветаевой. Оно сочетает в себе восторженность интонации и эксперименты с формой.
Стихотворение написано в феврале 1917 года. Поэтессе в эту пору исполнилось 25 лет, она уже выпустила несколько сборников стихов, замужем, ждет рождения второй дочери. Ее супруг С. Эфрон в Первую Мировую стал медбратом, однако к 1917 году уже окончил военное училище и отправлен в пехотный полк. В это время как раз и происходит февральская революция. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – напоминает хорей со сложной рифмовкой, построенной на внутренних созвучиях и тавтологической рифме, 3 строфы.
Лирический герой – созерцатель, явно себя в тексте не обнаруживает. В первом пятистишии – излюбленное М. Цветаевой тире, анафора с названием месяца (собственно, она же повторится и в последующих строфах, в том числе, уже и как эпифора). Первые строки – сплошь выкликание главных, по мнению поэтессы, примет месяца: яркие звезды, поздние садовые цветы, зреющий виноград. «Рябина» - один из центральных образов поэзии М. Цветаевой. Далее август одушевляется, представлен в виде жизнерадостного ребенка, играющего яблоком. Плод
12
описан с перечислительной градацией. Сквозная тема – имперство, игра
слов, где «август» — титул императоров Рима. «Сердце»: в астрономии известны созвездия Льва, одна из звезд которых у арабов зовется сердцем. В последнем пятистишии возникает любовная тема, переплетающаяся с окружающим пейзажем. Так, поздние поцелуи стоят рядом с поздними же розами. «Ливней звездных»: в этот период особенно часты звездопады. Это впечатляющее явление поэтесса выбирает для завершения произведения, более того, делает его лексическим повтором. Интонация размеренная и торжественная, со множеством восклицаний. Эпитеты: «благосклонным, имперским, полновесным, поздних». Сравнения: «как дитя, как ладонью». Инверсия: «играешь август». Настойчивые повторы одних и тех же слов – сознательный прием, где само звучание слова выходит на первый план и оттеняет смысл. Следует отметить, что это высокопарное, ликующее стихотворение создано в период тяжелых потрясений в России. Кроме того, в феврале она пишет о лете. Собственные ее обстоятельства также трудны и непрочны, на руках ее двое маленьких детей и, в сущности, никакой поддержки, разве что от сестры, с которой она особенно была дружна. Впрочем, уже скоро поэтесса откликнется и на современные события. Пейзажная лирика М. Цветаевой – отражение гармонии и полноты природы, соприкосновения ее с миром человеческих чувств.
Она оформляет сложную синтаксическую структуру цветаевского стиха - «ломкого» и «импульсивного», «тяжеловесного» и «громоздкого». Своеобразие интонации и неповторимые ритмы (похожие на ритмы сердца)- это следствие «необщности содержательного плана стихов Цветаевой, всего творческого мира поэта, глубокого своеобразия таланта и нелёгкости человеческой судьбы». «Трудно рассказать о многогранности стилистических функций знаков препинания у М. Цветаевой. В конечном счете они отражают своеобразие синтаксической и интонационной организации ее стихов. И все-таки наиболее яркие приметы цветаевского
13
пристрастия к тем или иным знакам можно свести в некую систему,
выявляющую основные черты ее поэзии. Это, во-первых, предельная, до отказа, уплотненность речи, концентрированность, сгущение мысли до «темноты сжатости», как сама Цветаева называла усложненность стихотворного языка; во-вторых, это взволнованность речи и такая напряженность, когда стих начинает как бы захлебываться, сбиваться — в ритме, в размере; в-третьих, неприкрытая активность художественной формы, ритмики. Названные свойства поэтической (да и не только поэтической) речи Цветаевой сказываются в применении знаков препинания, которые становятся в таком случае элементом авторской стилистики, одним из способов воплощения авторского «Я». «Излюбленное» тире становится одним из признаков особого стиля М. Цветаевой. Цветаевское тире определяется нами как языковой знак, «продукт» поэтического творчества. Тире Цветаевой - это инструмент создания мыслительного содержания поэтического текста. Поэтесса руководствуется принципом «как можно короче и как можно полнее». Ритмы цветаевской поэзии неповторимы. Она с легкостью ломает привычные для слуха ритмы. Это пульс внезапно обрывающийся, прерванные фразы, телеграфная лаконичность. Выбор такой поэтической формы был обусловлен глубокими переживаниями, тревогой, переполнявшими её душу.
Август — астры,
Август — звезды
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!
14
Поэт как бы захлебывается в этом бурном потоке. Отсюда резкость и энергия выражения, многочисленные восклицания, переходящие в крик. Это поистине «вопль вспоротого нутра», как говорила сама Цветаева, стремясь выразить в слове безмерность своих чувств. Эти восклицания в рвущейся резкими паузами строке создают огромный накал в стихе, передают словам силу эмоционального звучания. Рассказ взахлеб — это обычная манера цветаевского письма, когда смыслы слов перебрасываются с одного на другое, когда логические (и грамматические) связи этих слов ведут к впередистоящей части высказывания и одновременно притягивают к себе последующие слова. Цветаева всегда отдает предпочтение наиболее «сильным» знакам, тем, которые нельзя не заметить.
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных -
Август! — Месяц
Ливней звёздных!
Столь ярко выделяется восклицательный знак, стоящий перед тире, который выражает особый смысл, передает более яркие эмоции, акцентирует внимание читателя на важном отрезке текста. Среди знаков завершения поэт очень часто использует восклицательный знак, т. е. восклицательные предложения отражают внутренний мир героини, её чувства, эмоции. Восклицательный знак сам по себе останавливает, задерживает, но этого мало, и Цветаева в дополнение ставит тире, чтобы пауза стала «оглушительной».
15
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!
Необычная пунктуация предает новый смысл и эмоции стихотворению, я считаю, что именного этого автор пытался добиться, и я считаю, что автору удалось это сделать. Для этого и существует необычная постановка знаков, не по правилам русского язык, не многие автора используют этот необычный прием, как мне кажется, что даже не каждый автор сумеет грамотно использовать этот непонятный многим приём, для передачи особенных эмоций в своем произведение. Для понятия этого нужно глубоко окунуться в мир литературы, в мир творческой жизни писателя, в его основной стиль написания и иметь представления о разных приёмах в писательской жизни, чтобы уловить такие мелочи, значащие очень много в осмысление произведения.
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, я узнала, что авторские знаки препинания – это особенность пунктуационного оформления текстов, носящее индивидуальный характер, присущий конкретному писателю (автору); это преимущественное использование одного из знаков. В целом же постановка авторских знаков не противоречит принятым правилам пунктуации.
Также возможно сознательное отступление от действующих норм пунктуации, особое применение знаков препинания в художественных текстах. Это объясняется смысловой, художественной, интонационной необходимостью.
Таким образом, анализ употребления авторской пунктуации в произведениях М.Горького, М.Цветаевой и других авторов позволяет выявить сходства и различия в их использовании.
Тире в произведении М.Горького «Песня о Соколе» играет роль паузы и такого знака препинания как точка. У М.Цветаевой в стихотворении «Август» тире выполняет стилистико-смысловую функцию, передающую чувства и переживания автора, а у А.Блока в поэме «Двенадцать» передает сжатость и резкость мысли поэта.
Многоточие в творчестве А.Блока вносит некую угадываемую недосказанность в его произведения. М.Горький, в отличие от А.Блока, почти не употребляет многоточие в своих произведениях. А в лирике М.Цветаевой употребление авторского знака многоточие не встречается.
Восклицательный знак в произведениях А.Блока выполняет побудительную функцию, несет смысл призыва, а у М.Цветаевой восклицательный знак используется в сочетании с тире, передавая яркие эмоции поэта, акцентируя внимание читателя на определенной мысли. М.Горький использует восклицательный знак лишь в сочетании с многоточием. Такой знак передает чувство накала и неожиданности в
17
произведении. К таким выводам я пришла, работая над своим исследовательским проектом.
По окончании своей работы я поняла, что выбранная мной тема довольна актуальна и будет полезна как молодому поколению, так и старшему. Множество людей читает русскую классику, где присутствуют необычные случаи авторской пунктуации, на которую многие из нас не обращают должного внимания из-за незнания и непонимания, что это такое и для чего этот приём используется. И вот именно при непонимании мы не прочувствуем все эмоции, которые были заложены автором в его творении. Я попыталась в своей работе доходчиво объяснить и рассказать об этом необычном и интересном приёме поэтов и писателей.
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебная литература
Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М: Просвещение, 2004г. – 286с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. -368с.
Художественная литература
А.А. Блок. Полное собрание сочинений в 20-ти томах. Том V. М: Наука, 1999
М.Горький. Избранные сочинения. М: Художественная литература. 1986
Мезенцева Е.В. Цветаева Марина Ивановна. М: Издательство «Фомио». 2012
Электронные ресурсы
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2227
19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...
Индивидуальные проекты по теме "Население России". 8 класс
Индивидуальные практикоориентированные среднесрочные проекты выполняются на фоне изучения раздела "Население России". За основу берутся данные из родословной, составленной в результате долго...
"ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" рабочая программа для 10 - 11 класса, предметная область "Технология."
Настоящая программа курса «Индивидуальный проект» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
Индивидуальный проект по русскому языку
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Сахалинский индустриальный техникум» Индивидуальный проект по учебной дисциплине русский ...
Индивидуальный проект по русскому языку "Словарь запахов"
«художественное пространство произведений включает мир разнообразных запахов, фиксация которых связана с выражением эмоциональных, этических или социальных оценок повествователя и персонажей. Запахи п...
Индивидуальный проект по русскому языку
Индивидуальный проект по русскому языку...