План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
- Обучающие:
- закрепить знания об имени прилагательном как части речи;
- умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;
- умение правильно писать окончания имён прилагательных.
- Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- устную и письменную речь;
- логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы);
- навыки самоконтроля и взаимопроверки.
- Воспитательные:
- прививать любовь к русскому языку, способствовать формированию положительной учебной мотивации.
Планируемые результаты:
- предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;
- личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 26.53 КБ |
rabochiy_list_1.docx | 196.93 КБ |
rabochiy_list_2.docx | 197.13 КБ |
rabochiy_list_3.docx | 197.04 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
- Обучающие:
- закрепить знания об имени прилагательном как части речи;
- умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;
- умение правильно писать окончания имён прилагательных.
- Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- устную и письменную речь;
- логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы);
- навыки самоконтроля и взаимопроверки.
- Воспитательные:
- прививать любовь к русскому языку, способствовать формированию положительной учебной мотивации.
Планируемые результаты:
- предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;
- личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
- Индукция.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим небольшое путешествие. Но для начала отгадайте загадку:
Пришла, улыбнулась, утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Когда это все происходит?
Верно, весной. Каждое время года по-своему красиво и привлекает многообразием красок. Сегодня мы поговорим о весне, о прекрасном времени года, которым восхищаются и к которому часто обращаются в своём творчестве поэты, композиторы, музыканты, художники.
Видео.
Скажите, пожалуйста, а каким вы видите этот мир с наступлением весны?
Слова какой части речи помогают передать красочность, яркость весны? (прилагательное) Да, мир без прилагательных был бы серым и скучным. Но как прекрасен этот мир!
- Самоконструкция.
Ребята, мы сегодня с вами будем работать в группах. Каждая группа должна придумать себе название, включив в него прилагательное. (Сказали названия). Итак, мы отправляемся в путешествие на комфортабельном автобусе. Скажите, пожалуйста, что необходимо иметь для посадки в автобус? (Билет)
На столах у вас лежат билеты, их необходимо заполнить. Группа, которая справится раньше всех, и начнет оформлять наш общий билет.
БИЛЕТ
|
Что у вас получилось? Проверка.
Мы с вами повторили основные признаки прилагательного.
Итак, ранн.. весенн.. утром мы отправляемся в увлекательн.. путешествие.
Обратите внимание, что у прилагательных нет окончаний. Чтобы их восстановить, мы должны вспомнить правило. Какое, ребята? Да, действительно. Мы сегодня закрепляем правило написания падежных окончаний имен прилагательных. Запишем тему урока в рабочих листах. (Правописание падежных окончаний имени прилагательного). Применяя правило, восстановим окончания прилагательных. Итак, какие цели мы ставим перед собой?
- Социализация. Работа с текстами по группам.
Мы начинаем наше путешествие! Первая остановка – Третьяковская галерея. Обратите внимание на написание слова галерея. Это словарное слово, его написание нужно запомнить. (открыла картины).
- Назовите одним словом, что изображено на картинах?
- Скажите, пожалуйста, как называется картина, на которой изображена природа?
- Как называют художника, который пишет природу?
- Каких художников-пейзажистов вы знаете?
Перед вами репродукции самых известных картин Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Константина Юона. Какое время года изображено на картинах? (Весна). Совершенно верно. Это картины: «Март», «Грачи прилетели», «Конец зимы».
Весна у художников разная: она и яркая, и бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная. Мы с вами попробуем описать весенний пейзаж, только нашими красками будут имена прилагательные, а ручка станет вашей кистью.
Посмотрите в рабочие листы. У каждой группы свой текст: у 1 группы текст к картине «Март», у 2 группы – «Грачи прилетели», у 3 – «Конец зимы». Задание следующее: необходимо вставить окончания имен прилагательных, указав род и число.
- «Март» – один из лучших пейзажей художника Левитана. Солнечн.. весенн.. день, но еще много снега. Под ярк.. лучами весенн.. солнца дом кажется оранжевым. Хочется вдохнуть полной грудью чист.. весенн.. воздух. Левитан сумел передать пробуждение весенн.. природы, начало весны.
- Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» поражает каждого, кто может чувствовать красоту русск.. природы. Грачи суетятся над своими разлапист.. гнёздами. Сыр.., грязн.. снег усеян сучками и веточками. Маленьк.. прудик уже освободился от снега. Скромн.., неярк.. краски проникают в сердце дивн.. мелодией, так что слёзы наворачиваются на глаза.
- В центре картины Юона «Конец зимы» пестр.. куры выискивают зернышки в тал.. снегу. Справа красуются пушист.., вечнозелен.. ели. Слева – больш.. бревенчат.. дом. С его крыши сползает тяжел.. шапка снега. Художник искусно передал красоту снега в солнечн.. весенн.. день.
- Афиширование.
Готовы? Давайте проверим, что у вас получилось? Остальные группы, внимательно слушайте. Если вы согласны с ответом – поднимите зеленую карточку, если у вас есть вопросы к отвечающим – оранжевую, если же вы услышали ошибку – розовую.
Проверка работ.
- Физкультминутка.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Предлагаю вам выйти из автобуса и немножко размяться. Попробуйте движениями, жестами, мимикой показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, веселый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, радостный, прыгучий, тихий.
Молодцы. Отправляемся дальше.
- Разрыв.
Ребята, мы с вами прибыли в фольклорный музей. Как вы думаете, с чем мы здесь встретимся? (Ответы детей). А еще с пословицами и поговорками, в которых таится многовековая народная мудрость.
Запишите, пожалуйста, пословицы в рабочих листах.
- Ранняя весна – большое половодье.
- Хорошее дело века живет.
Давайте найдем в пословицах имена прилагательные и выделим в них окончания.
Обратите внимание на прилагательные большое и хорошее. В чем их особенность? Какие звуки предшествуют окончаниях этих словах? (Шипящие) Как вы думаете, от чего зависит написание? Давайте поставим ударение.
Попробуйте сформулировать правило. В окончаниях имен прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения – буква е. Сравните, пожалуйста, полученное правило с правилом учебника на странице 89.
В своих рабочих листах вы найдете еще две пословицы. Выпишите из них имена прилагательные, вставьте правильные окончания, графически объясняя свой выбор.
- Чужой славой не проживешь.
- В колючем кустарнике не спрячешься.
Проверка.
Ребята, быстрее и лучше усвоить правило вам поможет запоминалка из листа со справочными материалами. Давайте прочтем ее.
В городе большом – пишу ом.
В городе чужом – тоже – ом.
А в лесу дремучем – ем.
Почему же? В чем секрет?
Ты шипящий отыщи,
Ударение найди,
Без него никак нельзя?
Вы отныне с ним друзья!
На окончание упадет – букву О найдет.
Безударное оно – буква Е спешит давно!
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы оказались в теплом весеннем лесу. Предлагаю вам описать этот красочный вид, добавив в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Как прекрасно _____________ утро! Вот из-за ____________ леса выкатилось _____________ солнце. В его _________ лучах пламенеют вершины __________ сосен. Я смотрю на ___________ поле за рекой, вижу ____________ деревья, вдыхаю аромат ______________ воздуха и слушаю ____________ пение птиц.
Проверка.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что с именем прилагательным наш прекрасный мир становится живописнее, образнее, красочнее.
- Рефлексия.
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить
Двумя-тремя словами
И их в билете записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
- Выставление отметок за урок. Посчитайте, сколько весенних цветков вы собрали за время нашего путешествия.
- Домашнее задание: Ребята, я думаю, вы активно пользуетесь социальной сетью «ВКонтакте», «Instagram», «TikTok». В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать своему другу сообщение в социальной сети «ВКонтакте», «Instagram», «TikTok» с приглашением на весеннюю прогулку. Используйте при этом красочные прилагательные, чтобы наверняка получить утвердительный ответ. И не забудьте выделить в прилагательных окончаниях.
Благодарю вас за увлекательное путешествие!
Предварительный просмотр:
Рабочий лист группы 1
Девятнадцатое марта
Классная работа
Тема урока ______________________________________________________
Цели урока:
- Вспомнить …
- Закрепить …
Ранн… весенн… утром мы отправляемся в увлекательн… путешествие!
- Третьяковская галерея (словарное слово).
Задание: вставить окончания имен прилагательных, указав род и число.
«Март» – один из лучших пейзажей художника Левитана. Солнечн.. весенн.. день, но еще много снега. Под ярк.. лучами весенн.. солнца дом кажется оранжевым. Хочется вдохнуть полной грудью чист.. весенн.. воздух. Левитан сумел передать пробуждение весенн.. природы, начало весны.
- Фольклорный музей.
1. Ранняя весна – больш… половодье.
2. Хорош… дело века живет.
Задание: выписать прилагательные, вставить правильное окончание, графически объясняя его написание.
- Чуж… славой не проживешь.
- В колюч… кустарнике не спрячешься.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Весенний лес.
Задание: добавить в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Как прекрасно _____________ утро! Вот из-за ____________ леса выкатилось _____________ солнце. В его _________ лучах пламенеют вершины __________ сосен. Я смотрю на ___________ поле за рекой, вижу ____________ деревья, вдыхаю аромат ______________ воздуха и слушаю ____________ пение птиц.
Домашнее задание: Напишите своему другу сообщение в социальной сети «ВКонтакте», «Instagram», «TikTok» с приглашением на весеннюю прогулку. Используйте при этом красочные прилагательные, чтобы наверняка получить утвердительный ответ. Выделите в прилагательных окончаниях.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Рабочий лист группы 2
Девятнадцатое марта
Классная работа
Тема урока ______________________________________________________
Цели урока:
- Вспомнить …
- Закрепить …
Ранн… весенн… утром мы отправляемся в увлекательн… путешествие!
- Третьяковская галерея (словарное слово).
Задание: вставить окончания имен прилагательных, указав род и число.
Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» поражает каждого, кто может чувствовать красоту русск… природы. Грачи суетятся над своими разлапист… гнёздами. Сыр… , грязн… снег усеян сучками и веточками. Маленьк… прудик уже освободился от снега. Скромн… , неярк… краски проникают в сердце дивн… мелодией, так что слёзы наворачиваются на глаза.
- Фольклорный музей.
1. Ранняя весна – больш… половодье.
2. Хорош… дело века живет.
Задание: выписать прилагательные, вставить правильное окончание, графически объясняя его написание.
- Чуж… славой не проживешь.
- В колюч… кустарнике не спрячешься.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Весенний лес.
Задание: добавить в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Как прекрасно _____________ утро! Вот из-за ____________ леса выкатилось _____________ солнце. В его _________ лучах пламенеют вершины __________ сосен. Я смотрю на ___________ поле за рекой, вижу ____________ деревья, вдыхаю аромат ______________ воздуха и слушаю ____________ пение птиц.
Домашнее задание: Напишите своему другу сообщение в социальной сети «ВКонтакте», «Instagram», «TikTok» с приглашением на весеннюю прогулку. Используйте при этом красочные прилагательные, чтобы наверняка получить утвердительный ответ. Выделите в прилагательных окончаниях.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Рабочий лист группы 3
Девятнадцатое марта
Классная работа
Тема урока ______________________________________________________
Цели урока:
- Вспомнить …
- Закрепить …
Ранн… весенн… утром мы отправляемся в увлекательн… путешествие!
- Третьяковская галерея (словарное слово).
Задание: вставить окончания имен прилагательных, указав род и число.
В центре картины Юона «Конец зимы» пестр.. куры выискивают зернышки в тал.. снегу. Справа красуются пушист… , вечнозелен… ели. Слева – больш… бревенчат... дом. С его крыши сползает тяжел… шапка снега. Художник искусно передал красоту снега в солнечн… весенн… день.
- Фольклорный музей.
1. Ранняя весна – больш… половодье.
2. Хорош… дело века живет.
Задание: выписать прилагательные, вставить правильное окончание, графически объясняя его написание.
- Чуж… славой не проживешь.
- В колюч… кустарнике не спрячешься.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Весенний лес.
Задание: добавить в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Как прекрасно _____________ утро! Вот из-за ____________ леса выкатилось _____________ солнце. В его _________ лучах пламенеют вершины __________ сосен. Я смотрю на ___________ поле за рекой, вижу ____________ деревья, вдыхаю аромат ______________ воздуха и слушаю ____________ пение птиц.
Домашнее задание: Напишите своему другу сообщение в социальной сети «ВКонтакте», «Instagram», «TikTok» с приглашением на весеннюю прогулку. Используйте при этом красочные прилагательные, чтобы наверняка получить утвердительный ответ. Выделите в прилагательных окончаниях.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...