Не с существительными
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)
Тема урока "Не с существительными" для учащихся 5 класса по УМК А.Д. Шмелёва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Не с существительными | 156.39 КБ |
не с существительными | 352.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание НЕ с существительными.
Технологическая карта урока
Учитель: Моисеенко Е.В.
Класс: 5
УМК: Шмелёв А.Д.
Тема урока: Слитное и раздельное правописание частицы НЕ с существительным.
Цель урока: совместно с обучающимися открыть правило: слитное и раздельное написание частицы Не с существительными.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными;
- сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными;
- сформировать умение находить изученную орфограмму в слове.
развивающие:
- развивать умение правильно писать существительные с частицей НЕ;
- развивать умения выделять главное, содействовать развитию самостоятельности обучающихся;
- развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся.
воспитательные:
- формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает;
- воспитывать чувство уважения к мнению одноклассников.
деятельностные:
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия,
- развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности,
- развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
- развитие навыков самоконтроля.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Прозвенел звонок для нас, Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья! Вы готовы? Улыбнитесь! Я желаю всем успеха! | Коллективная | Настраивает обучающихся на учебную деятельность, обеспечивает мотивацию | Настраиваются на работу. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым обучающимся индивидуального затруднения в пробном действии. | -Ребята, в редакцию детского журнала пришло вот такое письмо: Здравствуйте, уважаемая редакция! К моему лучшему недругу я испытываю, конечно, полное не доверие. Он настоящий мой не приятель. Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой не друг отличается грубостью и не аккуратностью. Он всегда говорит неправду, ко всем относится с не навистью. Он несмельчак, а трус. Не счастье, что мы учимся с ним в одном классе. Это письмо написал ученик 5 класса. Он очень ждал, что его письмо опубликуют в журнале. Но этого не случилось. Когда он пришел в редакцию узнать, в чем дело, ему сказали, что письма с ошибками они не печатают. Мальчику отдали письмо, чтобы он исправил ошибки. Но ему было очень сложно это сделать! Давайте, ребята, попробуем помочь мальчику? Обучающиеся выписывают слова в тетрадь, исправляя ошибки. | Проблемная ситуация. | Групповая. | Организует деятельность обучающихся | Выясняют, в каких словах допущена ошибка, определяют часть речи этих слов, формулируют орфограмму. |
Выявление места и причины затруднения | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | - А теперь, ребята, давайте посмотрим на ваши ответы. Ребята исправили ошибки по-своему. -Почему вы не смогли дать однозначный ответ? -Чего мы не знаем? -Значит, о чем мы будем говорить на уроке? (называют тему урока). | Проблемный метод. | Коллективная. | Организует деятельность обучающихся по определению темы урока, постановке цели и путей ее достижения. | Формулируют причины своих затруднений, определяют и записывают тему урока. |
Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности | -Что мы должны узнать на уроке? -Что для этого нужно сделать? | Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше».) | Коллективная | Ставит учебную задачу. | Планируют свою деятельность (формулируют цели и задачи), предлагают варианты выхода из затруднения, представляют результат парной работы |
Реализация построения проекта | Построение обучающимися проекта действий и формирование умений его применять. | 1 шаг. Нам нужно выяснить, как правильно пишутся существительные с НЕ. Для этого каждая пара должна выполнить задание. Задание: Проанализируйте слова, которые записаны на доске, и попытайтесь определить условия написания этих слов. 1 группа: ненависть, ненастье, негодование, неуклюжесть. 2 группа: нерешительность, нескромность, несчастье, необразованность. 3 группа: не правда, а ложь; не решительность, а робость; не внимательность, а рассеянность; не приветливость. А грубость. 4 группа: это был не тигр; он не владелец дачи; не ветер ветку клонит; это не книга лежит на столе. 2шаг.Презентация работ пар. По ходу выступлений пар учитель создает опорный конспект на доске. 3 шаг. Составление алгоритма правила. 4 шаг. Как будем применять это правило? 5 шаг. Работа с учебником. -Давайте сверим это правило с правилом из учебника. Читаем правило с. 171 -Ну а теперь вернемся к письму ученика, исправим ошибки по таблице (эталону) и объясним написание данных слов. Здравствуйте, уважаемая редакция! К моему лучшему недругу я испытываю, конечно, полное недоверие. Он настоящий мой неприятель. Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой недруг отличается грубостью и неаккуратностью. Он всегда говорит неправду, ко всем относится с ненавистью. Он не смельчак, а трус. Несчастье, что мы учимся с ним в одном классе. | Проблемный метод. | Работа в парах. | Создает условия для реализации построенного проекта. | Выполняют задания, делают вывод, обсуждают в группах, выступают с сообщениями. Составляют алгоритм. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение обучающимися нового способа действий. | Незаконченное предложение.
Объясните смысл пословиц. | Прием развивающего обучения. | Групповая. | Организует процесс отработки построенного алгоритма. | Выполняют задание учителя, проговаривают алгоритм рассуждения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Применение нового знания. | Решите тест. 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не. 1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства. 2. Полная (не)лепица. 3.Причины (не)успеваемости. 2.Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением. 1.Прилив (не)нависти. 2.(Не)знание предмета. 3.Жизнь красна (не)днями, а делами. 3.Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а. 1.Видно (не)ряху по грязной рубахе. 2.Говорить (не)правду некрасиво. 3.Говорить (не)правду, а ложь. 4.Не с существительными пишется раздельно. 1.(Не)везение преследовало меня. 2.(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. 3.(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. 5. Не с существительными пишется раздельно. 1.Учение - красота, а (не)учение - слепота. 2.Сила с (не)правдою не уживаются. 3.Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег. Закончили работу. Взаимопроверка по образцу. Ответы: 1. – 2, 2. – 2, 3. – 3, 4. – 2, 5. – 1 Критерии оценок: Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 ошибки – 3 4-5 ошибок - повтори правило -Кто правильно выполнил всю работу? -Кто сделал одну ошибку? А кто больше? Значит, нам ещё есть, над чем работать. | Индивидуальная. | Организует самостоятельную работу обучающихся. | Самостоятельно выполняют тест, выполняют самопроверку. | |
Физкультминутка | Снять усталость и напряжение. | Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Проведение физкультминутку. | Выполняют физические упражнения. | ||
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний. | -Скажите, ребята, раньше мы встречались с подобной орфограммой? В словах какой части речи она есть? ( в глаголах) -Чтобы выполнить следующее задание, нужно вспомнить правило «Слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами». Слайд:
Самопроверка:
Выполнение упражнения 121 аудирование. Неаккуратность ученицы; слёзы негодования; весёлый непоседа; не правда, а ложь; явная неправда; большая неприятность; маленький неряха; исцелить недуг; испытывать ненависть; сердитый незнакомец; неточность в ответе; вызывать недоумение; обнаружить недостачу,; ненадежность войска; не здоровье, а болезнь; полная неизвестность | Исследовательский метод | Коллективная | Организует самостоятельную работу. | Формулируют правило, делают вывод. |
Рефлексия учебной деятельности | -Что узнали нового? -Какой была тема урока? Какую проблему решали? -Чему научились? -Что еще нужно доработать? -Какие трудности встретились? | Проблемный диалог. | Индивидуальная | Организует работу по рефлексии учебной деятельности, дает домашнее задание. | Записывают в дневник домашнее задание. | |
Д/З упр. 122 с. 173. Теорию выучиить |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм правила
Применение правила
Правильный ответ Здравствуйте, уважаемая редакция! К моему недругу я испытываю, конечно, полное недоверие . Он настоящий мой неприятель . Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой недруг отличается грубостью и неаккуратностью . Он всегда говорит неправду , ко всем относится с ненавистью . Он не смельчак , а трус. Несчастье, что мы учимся с ним в одном классе.
Ответы на тест 1 . – 2 , 2 . – 2 , 3 . – 3, 4 . – 2 , 5. – 1 Критерии оценок: Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 ошибки – 3 4-5 ошибок - повтори правило
Не с глаголами ( не) был (не)ряхой; (не) чувствовал (не) годования ; (не) видимка (не)обнаружила себя; (не)волнуйся из-за (не)справедливости; (не) смотри на (не)погоду.
Самопроверка: Не был неряхой ; не чувствовал негодования; невидимка не обнаружила себя; не волнуйся из-за несправедливости; не смотри на непогоду
Выводы Что узнали нового? Какой была тема урока? Какую проблему решали? Чему научились? Что еще нужно доработать? Какие трудности встретились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
- Мне нравится (1)