Род несклоняемых имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка на тему: "Род несклоняемых имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку №2
Тема урока | Род несклоняемых имен существительных | ||
Цели урока | - Повторить несклоняемые имена существительные. – Научить учащихся определять род несклоняемых имен существительных; | ||
Тип, вид урока | Урок открытия нового знания | ||
Личностные УУД | – Стремиться к речевому самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности; – Способствовать укреплению нравственных основ личности; – Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, а также способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | ||
Предметные результаты | – усвоение в определении рода несклоняемых существительных; – обогащение устной и письменной речи с помощью правильного употребления несклоняемых существительных. | ||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные УУД: – Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; – Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – Использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; – Переработка учебного материала в форму схемы, отбор и систематизация материалов, установление аналогий. Коммуникативные УУД: – Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; – Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные УУД: – умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности; – адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления. | ||
Образовательные ресурсы урока | Ноутбук, презентация по теме урока, учебник (Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ч2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175с.). | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||
I. Орг.момент | Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок. – Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна. – Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают дату, включаются в деловой ритм урока. | Личностные УУД: -создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Коммуникативные УУД: -взаимодействие с учителем; -осознание познавательной задачи. |
II. Мотивация к изучению нового материала | – На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым правилом. Давайте вспомним, в каких случаях имена существительные несклоняемые? - Ваше домашнее задание на сегодняшний урок – упр.268. (Отвечает 2 ученика, объясняя свой вариант ответа) Формулирует тему урока и цель учебной деятельности вместе с учащимися. - Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, разделите предложенные слова на группы: (Слова на слайде): Шоссе, такси, алоэ, шимпанзе, какаду, кенгуру, леди, мадам, мисс, Батуми, Миссисипи, Капри. - По каким критериям вы разделили эти слова? Сколько групп у вас получилось? - Какие слова вошли в первую группу? - Какие слова вошли во вторую группу? - Какие слова вошли в третью группу? - Какие слова вошли в четвертую группу? - Как вы думаете, если у несклоняемых существительных по внешней форме род определить нельзя, то какой в данном случае может быть показатель рода? Проблемный вопрос для определения темы урока - Ребята, как вы думаете, как правильно сказать: красивый пони, красивая пони или красивое пони? - Подумайте, чтобы узнать правильный ответ, что нужно определить? - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? –Верно! Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока в тетрадь. Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке? | Обдумывают ответы на вопрос, участвуют в диалоге с учителем. Вспоминают правило изученное на предыдущем уроке. Слушают ответ одноклассников. Учитель выставляет отметки. Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы учителя. Неодушевленные предметы. Слова, обозначающие животных и птиц. Слова, обозначающие лиц женского рода. Географические наименования. Учащиеся делают вывод на основании разделения слов на группы. Учащиеся затрудняются ответить на вопрос. Род. Определяют тему урока. Записывают тему урока – «Род несклоняемых имен существительных». Определяют цели урока. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока (целеполагание). |
III. Актуализация опорных знаний урока | – Сегодня мы познакомимся с тем, как определить род несклоняемого имени существительного. - Найдите в учебнике параграф 48 «Род несклоняемых имен существительные» и прочитайте правило данное вам для ознакомления. Что нового вы узнали? Как определить род несклоняемых имен существительных? | Изучают параграф 48. Обобщают знания, полученные из параграфа учебника. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней. Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | – Чтобы усвоить новые знания, выполним задание – на слайде презентации даны словосочетания, ваша задача, к данным именам существительным подобрать имена прилагательные. Перед тем, как выполнить это задание, составим алгоритм работы – ваши варианты? Прямое шоссе, маршрутное такси, целебное алоэ, веселый шимпанзе, красивый какаду, молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный Капри. | Составляют алгоритм работы совместно с учителем: определяем, какое это существительное: одушевленное/неодушевленное, обозначает лиц женского или мужского пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому грамматическому роду нарицательного принадлежит, обозначаем окончание прилагательных. Выполняют задание. | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | – Выполним упр.272 по вариантам 1- первые 11 слов, 2- последние 11 слов. Ваша задача определить род данных несклоняемых существительных и подобрать к ним подходящие по смыслу прилагательные. 1 вариант – локомотивное депо, горячее какао, парижское метро, зимнее пальто, старинное пианино, молодой шимпанзе, любимое эскимо, меховое ателье, школьное фойе, скоростное шоссе, крошечный(-ая) колибри. 2 вариант – немое кино, традиционное домино, крупный кенгуру, молотый кофе, разделительное тире, электромагнитное реле, компетентное жюри, маршрутное такси, переднее шасси, короткое интервью, стопроцентное алиби. | Выполняют упр.272, после участвуют в выборочной проверке по вариантам. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | – Что мы повторили на уроке? – Что узнали нового на уроке? – Так как же определить род несклоняемых имен существительных? - Оцените свою деятельность на уроке. Что вам далось легко? Возникли ли трудности?
| Отвечают, что повторили в каких случаях имена существительные несклоняемые. Говорят, что узнали о том, как определить род несклоняемых существительных. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения. Оценка деятельности на уроке. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Подведение итогов | – Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели? –Вы отлично поработали на уроке, давайте приступим к выставлению оценок. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. Слушают оценки, участвуют в их комментировании. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов. |
VIII. Домашнее задание | – Ребята, на следующее занятие вам необходимо:
– Спасибо за работу на уроке! Буду с нетерпением ждать нашей новой встречи. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем. | Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания. Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение нового материала по теме "Род несклоняемых имен существительных"(открытый урок)
Открытый урок по теме "Род несклоняемых имен существительных" (технология проблемного обучения + ИКТ)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209123-1361536780.jpg)
Урок по теме "Род несклоняемых имен существительных"
Презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 6 классе. В презентации представлен основной теоретический материал по теме "Род несклоняемых имен существительных"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-460715-1427372455.jpg)
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112099.jpg)
Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"
Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-432207-1396706040.jpg)
Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....