Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon im.sushch.obshchego_roda_6_klass.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели:

        Образовательная:

                 1.Ознакомить учащихся с понятием «существительное общего

    рода».

        2. Повторить изобразительно-выразительные средства русского языка.

        3. Развивать умения в определении рода и употреблении их в  устной и письменной речи; развивать умения анализировать, выделять главное.

        4. Распознавать имена существительные общего рода; группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой; отличать склоняемые имена существительные от несклоняемых; уметь находить несклоняемые существительные в тексте, определять их род; сознательно овладевать нормами культуры речи (в аспекте сочетаемости несклоняемых имен существительных  с  прилагательными);

           

         Развивающая:

        1. Развивать у учащихся умение делать выводы, развивать умения анализировать, выделять главное.

        2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

        3. Развивать умение правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные и существительные общего рода;

         Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к родному языку.
  2. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), воспитать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, экран, раздаточный материал, толковые словари, на доске записаны предложения:

«Природа дышит_ и обновляется в своем великолепии.

В небе мерцали звезды и голубоватый отблеск освещал дорогу»,

карточки с заданиями; сигнальные карточки.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

I. Организационный момент. Актуализация прежних знаний.

1) -О какой части речи мы начнём говорить сегодня на уроке? Послушайте стихотворение.

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

2) Фронтальный опрос (цель: выяснить, что учащимся известно об имени  существительном):

- Что такое имя существительное?

- К какому роду относятся имена существительные? Приведите примеры.

- Если имя существительное обозначает живое существо, как называется такое имя существительное?

- А если неживой предмет или неживое существо?

- Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?

- Как изменяются имена существительные? Перечислите падежи.

3)Работаем с карточками: вставить пропущенные буквы, определить  падеж, склонение.

- Меняемся тетрадями.

 Задание: вставь пропущенные буквы, определи падеж исклонение у существительных.

1.шли от деревн…

2. стоял на алле…

3. выступал на лекци…

4. букет из сирен…

5 вышел из метр…

6. о внимани… на урок…

7. время от врем…н…

Взаимопроверка (даю ключи).

4) Лексический диктант. Цель: определить особую группу существительных, а как она называется вы скажете после диктанта.

- Я диктую значение слова, а вы записываете это слово в тетрадь.

Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов (депо). Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло).  Спортивная игра в мяч на воде (поло). Низкорослая шотландская лошадь (пони). Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей (филе). Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире).

- Как называются существительные, которые вы выписали? (несклоняемые). Определите род всех существительных.

- Как называют человека, который любит затевать драки, ссоры (забияка).

 -Какого рода это слово?

- Почему? А можно сказать о Мише, что он забияка? А об Оле? Какого рода это слово? Мужского или женского?

- Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)

-  Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)

-  Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)

-  Неаккуратный человек. (Неряха.)

- Составьте предложение с любым из этих слов, определите род.

– Что объединяет все записанные вами слова? (Это существительные общего рода с окончанием  –а. Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.)

- Так какова же цель нашего урока?

  Учебная задача. Мы должны решить с вами, что это за существительные, к какой группе слов они относятся; какая форма рода им свойственна.

II. Изучение новой темы и запись ее в тетрадь.

Прочитайте, определите род выделенных слов.

«Умница»,- сказала мама Вере.

 «Что же ты за непоседа!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку.

«Ну и копуша же ты, Варя»,- не выдержал отец.

- Назовите род выделенных слов.

- Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.)

  - Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими.

- С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.)

- Как определить их род? ( по контексту)

- Как вы считаете: можно ли их род назвать общим?

Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока  «Существительные общего рода».  Записываем её в пустую строчку. Давайте теперь мы конкретно скажем, чему должны научиться на уроке. Цели?  Существительные общего рода.

III. Чтение теории параграфа 49, стр. 145.                                                                                                 1. Ознакомление с содержанием текста упражнения № 279 в учебнике – стр.146.

- Чем можно дополнить текст учебника? (Характеризуют человека).

- По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а - я в И.п. ед.ч.).

2.  Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).

(Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода).

3. Сравните свои выводы и наблюдения со схемой: 

                                              ОБЩИЙ РОД

                             

                            И.п. ед.ч.                          значение

                                                                       

                                                               характеристика

                          А / Я                            лица (чаще отр.)

                 

                                                         жен. пола          муж. пола

                                                                           

                                                          Ж.Р.                     М.Р.                

                                                       прил. АЯ            прил. ЫЙ ИЙ  ОЙ

                                      Запомнить:       М. Р.

                                             врач□, инженер□, директор□

                                                (независимо от пола лица!)

                                                      прил. ЫЙ   ИЙ  ОЙ

IV. Закрепление.                                                                                                                                                   1. Синтаксический разбор предложения, записанного на доске.

        Проб…жался юлой (по) в…рхушкам м…гучих  дубов непоседа в…терок и снова все тихло.

Задания:

  1. Вставить пропущенные буквы. Найти слова, объединенные одним правилом.
  2. Расставить знаки препинания и объяснить.
  3. Найти основы, построить схему, охарактеризовать предложение.
  4. Обратите внимание на построение предложений (см.схему), входящих в состав сложного. В чём разница? Для чего использован приём инверсии в первом предложении?
  5. Назовите изобразительно-выразительные средства.
  6. К какому типу речи можно отнести это предложение?
  7. Определите род существительных.
  8. Какие слова вызвали у вас затруднения в определении категории рода?                                          Вывод.

1. Какие существительные помогают нам определить категорию рода существительных общего рода?

2. Для чего мы употребляем в речи такие существительные?

3. Для какого стиля они характерны?

4. Какой оттенок они несут в себе?

V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

- Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: мужской род, женский род, общий род.

Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу, поставьте оценку.

мужской род            женский род            общий род

носок                        мозоль                     забияка

вестибюль               фамилия                    растяпа    

тюль                         мышь                        непоседа  

рояль                       стража                      умница

врач

умник

VI. Итоги урока.  Рефлексия деятельности учащихся:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Почему они так называются?

 - Как определить род этих существительных?

- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Закончи предложение :

- Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я понял(а)…

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Мне захотелось…

VII. Домашнее задание: упражнение № 282, записать 5 несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, составить с ними предложения),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"

Открытый урок по русскому языку  разработан для учащихся 5 класса...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.. Определение рода у несклоняемых имён существительных.

Способствование формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён суще...