Несклоняемые существительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка на тему: "Несклоняемые существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку №1
Тема урока | Несклоняемые существительные | ||
Цели урока | – Повторить сведения о том, сколько склонений в русском языке; – Познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»; – Научить находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи. | ||
Тип, вид урока | Урок открытия нового знания | ||
Личностные УУД | – Стремиться к речевому самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности; – Способствовать укреплению нравственных основ личности; – Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, а также способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | ||
Предметные результаты | – усвоение групп несклоняемых существительных; – обогащение устной и письменной речи с помощью правильного употребления несклоняемых существительных. | ||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные УУД: – Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; – Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – Использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; – Переработка учебного материала в форму схемы, отбор и систематизация материалов, установление аналогий. Коммуникативные УУД: – Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; – Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные УУД: – умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности; – адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления. | ||
Образовательные ресурсы урока | Ноутбук, презентация по теме урока, учебник (Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ч2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175с.). | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||
I. Орг.момент | Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок. – Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна. – Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают дату, включаются в деловой ритм урока. | Личностные УУД: -создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Коммуникативные УУД: -взаимодействие с учителем; -осознание познавательной задачи. |
II. Мотивация к изучению нового материала | – На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым правилом. Давайте вспомним, в каких случаях в суффиксе –ен- существительных на –мя пишем букву е? Прослушивание выступлений учащихся о происхождении имен (2 человека выступают с сообщением) - Ваше домашнее задание на сегодняшний урок – подготовить сообщение о происхождении имени. Давайте послушаем сообщения одноклассников. Формулирует тему урока и цель учебной деятельности вместе с учащимися. – Давайте вспомним, сколько склонений в русском языке? Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая не подчиняется общему правилу. Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, прослушайте стихотворение: (Стихотворение на слайде) «Про то, как не надо говорить»: Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! - Употребление каких слов в стихотворении вам показалось странным? Все ли значения слов вам понятны? Словарная работа над неизвестными словами кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка, какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове, кашне – шейный шарф, пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу, манто – широкое дамское платье. фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта. - А теперь, мы все побудем редакторами! Давайте вместе исправим ошибки в тексте стихотворения. - Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? –Верно! Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока в тетрадь. Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке? | Обдумывают ответы на вопрос, участвуют в диалоге с учителем. Вспоминают правило изученное на предыдущем уроке. Слушают выступления, подготовленные одноклассниками. Учитель выставляет отметки выступающим. Учащиеся вспоминают ранее изученный материал о склонениях - существительные бывают 3– х типов склонения: 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я, 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е, 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце. Определяют тему урока с помощью стихотворения – редактируют его. Учащиеся называют слова: кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду. Учащиеся знакомятся с определениями ранее неизвестных им слов. Исправляют ошибки в тексте под контролем учителя. Читают получившееся стихотворение. Отвечают на вопрос учителя, что все слова в тексте не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков. Определяют тему урока. Записывают тему урока – «Несклоняемые существительные». Определяют цели урока. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока (целеполагание). |
III. Актуализация опорных знаний урока | – Сегодня мы познакомимся с этой группой существительных, научимся находить их в тексте, будем учиться употреблять их в речи. – Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа. Давайте убедимся в этом и попробуем просклонять несклоняемое существительное «метро»: И.п. построено метро Р.п. стою у метро Д.п. иду по метро В.п. вижу метро Т.п. восхищаюсь метро П.п. еду в метро - Какой вывод сделаем? - С помощью схемы познакомимся с группами несклоняемых существительных: 1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные) : 1) Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони. 2) Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио. 3) Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино. 4) Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. 2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс 3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько. 4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ. - Найдите в учебнике параграф 47 «Несклоняемые имена существительные» и прочитайте правило данное вам для ознакомления. Узнали ли вы что-то новое о несклоняемых именах существительных? | Выполняют задание, пробуют склонять слово. Что существительное несклоняемое и они убедились в этом на практике. Рассматривают схему данную учителем. Изучают параграф 47. Обобщают знания полученные из параграфа учебника и ранее рассмотренной схемы. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней. Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | – Чтобы усвоить новые знания, выполним задание – на слайде презентации дан текст, ваша задача, пользуясь схемой и материалом в учебнике, найти несклоняемые существительные и выписать их. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. | Выписывают слова, объясняют свою точку зрения, опираясь на таблицу. | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | – Выполним упр.266 по вариантам 1- первые 8 словосочетаний, 2- последние 8 словосочетаний. Ваша задача из данных слов составить словосочетания по указанной схеме, указать падежи, в которых употреблены несклоняемые существительные. 1 вариант – гулять без пальто (Р.п.), выйти из кино (Р.п.), живет близ метро (Р.п.), доехать до шоссе (Р.п.), услышали по радио (Д.п.), играть на пианино (П.п.), подъехать к депо (Д.п.), ходить без кашне (Р.п.) 2 вариант – добавил в какао (В.п.), строится у нового ателье (Р.п.), движется по высокогорному плато (Д.п.), появилась на табло (П.п.), ждать в фойе (П.п.), стучал по жалюзи (Д.п.), поступить в МГУ (В.п.), зайти в соседнее кафе (В.п.) | Выполняют упр.266, после участвуют в выборочной проверке по вариантам. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | – Что мы повторили на уроке? – Что узнали нового на уроке? – В каких случаях существительные являются несклоняемыми? - Оцените свою деятельность на уроке. Что вам далось легко? Возникли ли трудности?
| Отвечают, что повторили склонения существительных. Говорят, что узнали о существовании несклоняемых существительных. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения. Оценка деятельности на уроке. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Подведение итогов | – Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели? –Вы отлично поработали на уроке, давайте приступим к выставлению оценок. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. Слушают оценки, участвуют в их комментировании. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов. |
VIII. Домашнее задание | – Ребята, на следующее занятие вам необходимо:
– Спасибо за работу на уроке! Буду с нетерпением ждать нашей новой встречи. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем. | Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания. Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/17/picture-219241-1734419251.jpg)
Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)
Урок русского языка "Несклоняемые существительные" в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-532185-1416378494.jpg)
Род несклоняемых существительных.
Материал можно использовать для подготовки урока на тему: "Род несклоняемых существительных"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-374754-1388433608.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"
урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-142491-1354103050.jpg)
Несклоняемые существительные
Презентация состоит из двух частей. Первая часть - теория по теме, вторая - практические задания, которые помогут закрепить изученный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726427-1450276223.jpg)
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....