Игра по русскому языку "Счастливый случай"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Мельник Людмила Евгеньевна

Данная разработка может быть использована при проведении предметной недели. Цель: развитие творческих способностей, логического мышления детей, повышение интереса к учебно-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_russkomu_yazyku_schastlivyy_sluchay_7-8_.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку «Счастливый случай»  7-8 классы.

Цели проведения:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;  
  • формирование умения работать в команде, сотрудничать.

Оборудование: ручки, листы бумаги, бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Две команды: 7 и 8 классы

Ход игры.

1.Разминка.

На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

 

Закончить поговорки.

  1. Сам пропадай - … ( а товарища выручай.)
  2. По одежде встречают - … ( по уму провожают).
  3. Семь раз отмерь –  ...          (    один отрежь  ).
  4. Глаза страшатся - … ( а руки делают).
  5. С кем поведешься,  …  ( того и наберешься).
  6. Грамоте учиться … (всегда пригодится).
  7. Любишь кататься    … ( люби и саночки возить).
  8. Не зная броду,  …  ( не суйся в воду).
  9. Что посеешь, то и  … ( пожнешь).
  10. Старый друг  ….  ( лучше новых двух).
  11. За двумя зайцами погонишься ,  … ( ни одного не поймаешь).
  12. Береги платье снову,  …  (а честь смолоду).
  13. Не место красит человека, а   …   (человек место).
  14. Кто не работает, тот    ….   ( не ест).
  15. Не говори  «гоп» , ….   (пока не прыгнешь).

2. Первый гейм: « Дальше, дальше…» (1 минута)

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (
Приставка)
3. Главные члены предложения. (
Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (
6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (
3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы
кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (
Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (
Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (
Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (
Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (
Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (
Корень)
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами
е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (
Предлог)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (
6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (
Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (
2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (
Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове
денёк? (3)

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу вопросы по теории русского языка. (Придумать по 5 вопросов)            

4. Третий гейм: «Заморочки»  из бочки».

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.

2. Найдите русский аналог иностранной пословице.

  • Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
  • В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как ….  (сорока)

Здоров, как…  (бык)

Музыкальная пауза

Кто больше споет песен со словом Дружба, Любовь

6.  Пятый гейм: «Гонка за лидером». ( кто быстрее ответит на вопросы, кол-во правильных ответов)

Вопросы первой команде.

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)
  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
  6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
  7. Что означает имя Виктор? (Победитель)
  8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
  9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
  6. Я – синоним осьминога,

           а без с – в метле нас много.        (Спрут - прут)

  1. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
  2. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
  3. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
  4. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

7. Игра со зрителями

1. Что означает …

  • Кожа да кости (худой)
  • Дырявая память (плохая)
  • На всех парусах (быстро)
  • Перемывать косточки (сплетничать)
  • Хоть кровь из носу (обязательно)
  • Сбить с толку (запутать)
  • Кот наплакал (мало)
  • Комар носа не подточит (идеально)
  • Клевать носом (дремать)
  • Пускать пыль в глаза (обманывать)
  • Как снег на голову (неожиданно)
  • Человек с головой (умный)
  • Набить оскомину (надоесть)
  • Задать стрекача (удрать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

Методическая разработка внеклассного мероприятия- игра по физике "Счастливый случай "

Игра "Счастливый случай" проводилась в рамках недели физики в техникуме.Игра проводилась с целью повышения интереса к дисциплине....

Игра по русскому языку в 5-6 классах "Счастливый случай".

Выполняя задания каждого гейма(– "Дальше, дальше…”,"Заморочки из бочки”,"Тёмная лошадка”,"Гонка за лидером” )мы обобщили  знания, полученные во время изучения предметов гуманитарного цикла.Эта иг...

Игра по русскому языку " Счастливый случай"

Игра " Счастливый случай" проводится в рамках Недели словесности или как отдельное внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра предназначена для учащихся 5-9 классов.В мероприятие включены задания...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай" предназначена для учащихся 5-9 классов. Ученики в увлекательной форме смогут вспомнить и закрепить материал по русскому языку и ли...

Самоанализ внеклассного мероприятия. Тема: «Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай»

Самоанализ внеклассного мероприятия. Тема: «Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай»...

Тема: «Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай»

Тема: «Интеллектуальная игра по русскому языку«Счастливый случай»...