Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Счастливый случай»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай" предназначена для учащихся 5-9 классов. Ученики в увлекательной форме смогут вспомнить и закрепить материал по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе

«Счастливый случай»

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

        И.С. Тургенев

Счастливый случай

команда                              команда

(Грамотеи)                          (Знатоки)

 “Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

            (А.Н.Толстой)

I. Вступительная часть

1.  Учитель:

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения  людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

- Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

 - И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

        Мы проведём соревнования, чем-то похожие  на телевизионную игру «Счастливый случай». Пусть правила игры немного изменены, но, согласитесь, всё-таки это и есть ваш «счастливый случай» - показать свою дружбу и смекалку. Я надеюсь, что во время игры все узнают для себя много нового и интересного, никто не останется в проигрыше, ведь всегда побеждает дружба.

        Как известно, в любом конкурсе участвует жюри, которое оценивает работу участников. (Представление жюри)

Итак, мы начинаем.

  1. Первый тур «РАЗМИНКА»

        Командам нужно дать как можно больше правильных ответов на 20 вопросов. (не на время)

Вопросы для 1 команды:

  1. Птичий домик. (Гнездо)
  2.  Врач, продавец, водитель – это…(Профессии)
  3. Век живи, век … (Учись)
  4. Какой фразой заканчивается письмо? (До свидания)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом? (Лиса)
  6. Много – люди, один – это …(Человек)
  7. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет)
  8. Чего больше, яблок или фруктов? (Фруктов)
  9. Кто из героев детской сказки считал себя лучшим  в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)
  10. Неядовитая змея. (Уж)
  11. Картина, изображающая природу. (Пейзаж)
  12. Что используют для поднятия теста? (Дрожжи)
  13. Летний головной убор? (Панама, шляпа)
  14. Первый лётчик-космонавт? (Гагарин)
  15. Кто ходит в каменной рубахе? (Черепаха)
  16. Кличка телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Гаврюша)
  17. Из какой посуды нельзя поесть? (Пустой)
  18. Уронил мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…

        Кто автор стихотворения? (Барто)

  1. Сколько падежей в русском языке? (6)
  2. У кого из животных есть сумка? (Кенгуру)

Вопросы для 2 команды:

  1. Насекомое, дающее мёд? (Пчела)
  2. Малина, крыжовник, смородина – это … (Ягода)
  3. Их у человека двадцать? (Пальцев)
  4. Семь раз отмерь, один раз … (Отрежь)
  5. Кого больше, девочек или детей? (Детей)
  6. Что теряет лось каждый год? (Рога)
  7. Пингвин – это птица? (Да)
  8. Место, где растут овощи? (Огород)
  9. С прилетом, каких птиц считают, что пришла весна? (Грачи)
  10. Спрятанные сокровища? (Клад)
  11. Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)
  12. На какой улице жил Рассеянный? (Бассейной)
  13. Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
  14. Хрюкает ли морская свинка? (Нет)
  15. На чём летал Мюнхгаузен на Луну? (На пушечном ядре)
  16. Сушеный виноград? (Изюм)
  17. Кто автор сказки «Курочка Ряба»? (Народ)
  18. Самая маленькая птичка в мире? (Колибри)
  19. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  20. Зимняя детская повозка? (Санки)

2. Второй тур: «Заморочки»  из бочки».

- В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6.

Капитаны команд вытягивают номер вопроса, я его вам зачитываю, на обдумывание вам даётся 10 секунд, после чего вы должны дать ответ. Бочонок под номером 6 – это «счастливый случай», команда, вытянувшая этот бочонок,  получает сразу один балл, не отвечая на вопрос.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь.                        (Про-пасть)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как ….  (сорока)

Здоров, как…  (бык)

Нем, как …   (рыба)

5.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица  оперением,

таковы и речи.

3. Третий  тур: «Блиц- турнир для капитанов»

На вопросы нужно давать ответы «да» или «нет».  (В течение одной минуты)

  1. Имя существительное - это член предложения? (Нет)
  2. В русском алфавите 33 буквы (Да)
  3. Перед корнем стоит суффикс (Нет)
  4. Имя прилагательное отвечает на вопросы: когда? как? сколько? (Нет)
  5. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию (Да)
  6. После Дательного падежа следует Творительный падеж? (Нет)
  7. Корень - общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Да)
  8. Глагол - часть речи, которая обозначает действие (Да)
  9. Буквы мы пишем, а звуки видим ( Нет)
  10.  Сказка называется «Волк и шестеро козлят» ( Нет)
  11.  Имя и отчество Пушкина – Александр Сергеевич (Да)
  12.  Подлежащее – один из главных членов предложения. (Да)
  13.  В сказке «Курочка-Ряба» яйцо разбил дед (Нет)
  14.  Имена существительные изменяются по родам (Нет)
  15.  Имена прилагательные изменяются по родам (Да)
  16.  Пословица звучит так: Без труда не вытащишь и окуня из пруда (Нет)
  17.  В русском языке шесть падежей (Да)
  18.  Символом России в стихотворениях С. Есенина является дерево дуб (Нет)
  19.  Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» об Отечественной войне 1812 года (Да)
  20.  В произведении И.С. Тургенева  Муму - это корова (Нет)
  21.  Ясная поляна – это родовое имение А.А. Блока (Нет)
  22. Действия в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» происходят на Украине и в Санкт-Петербурге? (Да)
  23.  Синтаксис изучает звуки речи (Нет)
  24. Метафора – это средство выразительности (Да)
  25.  Одного из сыновей Тараса Бульбы звали Павло (Нет)

5. Четвертый  тур: «Тёмная лошадка».

Ответ можно давать после каждой подсказки. После первой подсказки команде присуждается 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3балла, после четвертой– 2 балла, после пятой – 1балл.

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

«СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ и ПРЕДМЕТЫ»

 1. Буратино.

1. С момента появления на свет ОН умел плавать.

2. ОН не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.

3. Как и все дети, ОН был очень доверчив, верил мошенникам.

4.  ОН любил «страшные приключения», но в самом начале жизни чуть жестоко не пострадал из-за мелкого, но свирепого грызуна.

     5. А еще ОН был очень любопытен, и поэтому имел длинный нос.

2. Курочка Ряба

1. Судя по прозвищу, ОНА когда-то перенесла оспу.

2. У НЕЕ было сразу два хозяина.

3. Свои непосредственные обязанности ОНА порой выполняла с блеском!

4. Но самый дорогой результат ЕЕ усилий однажды уничтожил мелкий грызун.

5.  Пришлось ЕЙ прокудахтать, что ОНА восполнит потерю, но уже в обычном варианте исполнения.

3. Дед из сказки «Репка».

1. Главный действующий герой - глава небольшой крестьянской семьи.

2. ОН трудолюбиво возделывал свой огород.

3. Благодаря огромному опыту и хорошей квалификации ОН добился высочайшего   урожая.

4. Для сбора урожая ОН потребовал приложить свои усилия всем обитателям дома.

5. Окончательный результат был достигнут, благодаря последнему усилию мелкого грызуна.

4. Дюймовочка

1. ОНА с детства была привязана к цветам.

2. ЕЕ мирную жизнь нарушило грубое вторжение земноводного.

3.  ЕЕ похитили, предложили руку и сердце, но тут же отвергли из-за ЕЕ тонкой талии и двух прелестных ножек.

4.  Но ЕЙ удалось все же выйти замуж за принца...

5.  ...несмотря на желание мелкого грызуна выдать ЕЕ замуж за подземного обладателя роскошной шкуры.

5. Золушка

1. У ЭТОЙ героини не было матери, зато был отец лесничий и две сводные сестры.

2. Героиня была очень умелой: ОНА могла и работать по дому, и танцевать до упаду.

3. ЕЕ желание танцевать помогли осуществить не только добрая крестная, но и пара мелких грызунов.

4. Из-за этих танцев правителю страны пришлось устроить настоящие «смотрины» всем девушкам государства.

5. Потому что на балу ОНА потеряла свою туфельку из необыкновенного материала.

6. Рукавичка.

1. ОНА верой и правдой защищала своего хозяина от холода.

2. Тем не менее, однажды хозяин ЕЕ потерял.

3. Какое-то время ЕЙ пришлось, подобно Теремку, укрывать разных обитателей этой местности, в том числе и мелкого грызуна.

4. Однако, температурный режим напомнил первому хозяину о НЕЙ.

5. Хозяин вернулся и снова надел ЕЕ на руку.

5. Пятый  тур: «Ералаш»

Это что за ералаш?

Тут из слов сварили кашу…

Посоветую я вам:

Всё расставить по местам!

Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий .

Участники получают по 1 баллу за правильный ответ. Плюс один балл за быстроту выполнения, если все задания выполнены правильно.

Задача: узнать слова. Кто быстрее.

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)

Терапальпедов (преподаватель)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)

6. Шестой  тур: «Гонка за лидером».  (Вопросы задаются отдельно каждому участнику. Если участник не сможет ответить, вопрос снимается, балл не начисляется)

Вопросы первой команде.

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)
  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
  6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
  7. Что означает имя Виктор? (Победитель)
  8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
  9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
  6. Я – синоним осьминога,

           а без с – в метле нас много.        (Спрут - прут)

  1. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
  2. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
  3. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
  4. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

  "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Мы должны относиться к русскому языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.

Пока жюри подводит итоги, проведем игру со зрителями.

Вопросы для зрителей.

  1. Нос птицы? Клюв
  2. Что растёт на ёлке? Шишка
  3. Хищная ночная птица? Сова
  4. Дом, где живут пчёлы? Улей
  5. Когда цветёт папоротник? Никогда
  6. Костюм космонавта? Скафандр
  7. Третья буква алфавита? В
  8. Президент России? Путин
  9. Личный транспорт Бабы Яги? Ступа
  10. Городское заведение для зверей? Зоопарк
  11. Курица мужского рода? Петух
  12. Что составляет вместе 12 месяцев? Год
  13. Сказочное название скатерти? Самобранка
  14. Скошенная, высушенная трава? Сено
  15. Дом для лошади? Конюшня
  16. Он любит падать маслом вниз? Бутерброд
  17. Овца, заяц, слон – это … Животные
  18. Братцы зайцев? Кролики
  19. Непоседа-коротышка из Цветочного города? Незнайка
  20. Чем больше колец, тем старше жилец? Дерево
  21. Кто это: красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил? Карлсон
  22. Пакет из бумаги? Конверт
  23. Что плетёт паук? Паутину
  24. У кого одна нога, да и та без башмака? Гриб
  25. Как называется книга для учёбы? Учебник
  26. Днём он смотрит, а ночью спит? Глаз
  27. Самый маленький палец? Мизинец
  28. Кто похитил Дюймовочку? Жаба
  29. Самый высокий зверь? Жираф
  30. Всегда во рту, а не проглотишь? Язык
  31. Столица России? Москва
  32. Что можно увидеть с закрытыми глазами? Сон
  33. Пятый день недели? Пятница
  34. Что на Руси называют вторым хлебом? Картофель
  35. Покрывало на столе? Скатерть
  36. Домашний сторож? Собака
  37. Плод дуба? Желудь
  38. Кто пишет книги? Писатель
  39. Что случилось 31 февраля? Такого дня нет
  40. Ученик, не перешедший в следующий класс? Второгодник

Вот и подошла к концу наша игра.  Что она нам дала?  Мы проверили себя на смекалку, сообразительность, узнали что-то новое. Главное не победа, а участие, ведь всегда и везде побеждает дружба.

7. Подведение итогов.

8. Награждение победителей.  

«Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Грамотеи

Знатоки

Представление команд. Объяснение смысла высказывания

 1 балл

Первый тур:

 « Разминка»

 по 1 баллу за правильный ответ

Второй  тур: «Заморочки»  из бочки».

по 1 баллу за правильный ответ

Третий  тур: «Блиц- турнир для капитанов»

по 1 баллу за правильный ответ

Четвертый  тур: «Тёмная лошадка».

Балл выставляется в зависимости от того, сколько подсказок использовано

Пятый   тур: «Ералаш».

по 1 баллу за правильный ответ. Плюс один балл за быстроту выполнения, если все задания выполнены правильно.

Шестой  тур: «Гонка за лидером».

по 1 баллу за правильный ответ

Итог.

Первый тур «РАЗМИНКА»

        Командам нужно дать как можно больше правильных ответов на 20 вопросов. (не на время)

Вопросы для 1 команды:

  1. Птичий домик. (Гнездо)
  2.  Врач, продавец, водитель – это…(Профессии)
  3. Век живи, век … (Учись)
  4. Какой фразой заканчивается письмо? (До свидания)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом? (Лиса)
  6. Много – люди, один – это …(Человек)
  7. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет)
  8. Чего больше, яблок или фруктов? (Фруктов)
  9. Кто из героев детской сказки считал себя лучшим  в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)
  10. Неядовитая змея. (Уж)
  11. Картина, изображающая природу. (Пейзаж)
  12. Что используют для поднятия теста? (Дрожжи)
  13. Летний головной убор? (Панама, шляпа)
  14. Первый лётчик-космонавт? (Гагарин)
  15. Кто ходит в каменной рубахе? (Черепаха)
  16. Кличка телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Гаврюша)
  17. Из какой посуды нельзя поесть? (Пустой)
  18. Уронил мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…

        Кто автор стихотворения? (Барто)

  1. Сколько падежей в русском языке? (6)
  2. У кого из животных есть сумка? (Кенгуру)

Вопросы для 2 команды:

  1. Насекомое, дающее мёд? (Пчела)
  2. Малина, крыжовник, смородина – это … (Ягода)
  3. Их у человека двадцать? (Пальцев)
  4. Семь раз отмерь, один раз … (Отрежь)
  5. Кого больше, девочек или детей? (Детей)
  6. Что теряет лось каждый год? (Рога)
  7. Пингвин – это птица? (Да)
  8. Место, где растут овощи? (Огород)
  9. С прилетом, каких птиц считают, что пришла весна? (Грачи)
  10. Спрятанные сокровища? (Клад)
  11. Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)
  12. На какой улице жил Рассеянный? (Бассейной)
  13. Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
  14. Хрюкает ли морская свинка? (Нет)
  15. На чём летал Мюнхгаузен на Луну? (На пушечном ядре)
  16. Сушеный виноград? (Изюм)
  17. Кто автор сказки «Курочка Ряба»? (Народ)
  18. Самая маленькая птичка в мире? (Колибри)
  19. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  20. Зимняя детская повозка? (Санки)

Второй тур: «Заморочки»  из бочки».

- В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6.

Капитаны команд вытягивают номер вопроса, я его вам зачитываю, на обдумывание вам даётся 10 секунд, после чего вы должны дать ответ. Бочонок под номером 6 – это «счастливый случай», команда, вытянувшая этот бочонок,  получает сразу один балл, не отвечая на вопрос.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь.                        (Про-пасть)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как ….  (сорока)

Здоров, как…  (бык)

Нем, как …   (рыба)

5.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

таковы и речи.

Корень учения горек,

а плод сладок.

Красна птица  оперением,

а человек знанием.

Третий  тур: «Блиц- турнир для капитанов»

На вопросы нужно давать ответы «да» или «нет».  (В течение одной минуты)

  1. Имя существительное - это член предложения? (Нет)
  2. В русском алфавите 33 буквы (Да)
  3. Перед корнем стоит суффикс (Нет)
  4. Имя прилагательное отвечает на вопросы: когда? как? сколько? (Нет)
  5. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию (Да)
  6. После Дательного падежа следует Творительный падеж? (Нет)
  7. Корень - общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Да)
  8. Глагол - часть речи, которая обозначает действие (Да)
  9. Буквы мы пишем, а звуки видим ( Нет)
  10.  Сказка называется «Волк и шестеро козлят» ( Нет)
  11.  Имя и отчество Пушкина – Александр Сергеевич (Да)
  12.  Подлежащее – один из главных членов предложения. (Да)
  13.  В сказке «Курочка-Ряба» яйцо разбил дед (Нет)
  14.  Имена существительные изменяются по родам (Нет)
  15.  Имена прилагательные изменяются по родам (Да)
  16.  Пословица звучит так: Без труда не вытащишь и окуня из пруда (Нет)
  17.  В русском языке шесть падежей (Да)
  18.  Символом России в стихотворениях С. Есенина является дерево дуб (Нет)
  19.  Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» об Отечественной войне 1812 года (Да)
  20.  В произведении И.С. Тургенева  Муму - это корова (Нет)
  21.  Ясная поляна – это родовое имение А.А. Блока (Нет)
  22. Действия в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» происходят на Украине и в Санкт-Петербурге? (Да)
  23.  Синтаксис изучает звуки речи (Нет)
  24. Метафора – это средство выразительности (Да)
  25.  Одного из сыновей Тараса Бульбы звали Павло (Нет)

Четвертый  тур: «Тёмная лошадка».

Ответ можно давать после каждой подсказки. После первой подсказки команде присуждается 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3балла, после четвертой– 2 балла, после пятой – 1балл.

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

«СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ и ПРЕДМЕТЫ»

 1. Буратино.

1. С момента появления на свет ОН умел плавать.

2. ОН не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.

3. Как и все дети, ОН был очень доверчив, верил мошенникам.

4.  ОН любил «страшные приключения», но в самом начале жизни чуть жестоко не пострадал из-за мелкого, но свирепого грызуна.

     5. А еще ОН был очень любопытен, и поэтому имел длинный нос.

2. Курочка Ряба

1. Судя по прозвищу, ОНА когда-то перенесла оспу.

2. У НЕЕ было сразу два хозяина.

3. Свои непосредственные обязанности ОНА порой выполняла с блеском!

4. Но самый дорогой результат ЕЕ усилий однажды уничтожил мелкий грызун.

5.  Пришлось ЕЙ прокудахтать, что ОНА восполнит потерю, но уже в обычном варианте исполнения.

3. Дед из сказки «Репка».

1. Главный действующий герой - глава небольшой крестьянской семьи.

2. ОН трудолюбиво возделывал свой огород.

3. Благодаря огромному опыту и хорошей квалификации ОН добился высочайшего   урожая.

4. Для сбора урожая ОН потребовал приложить свои усилия всем обитателям дома.

5. Окончательный результат был достигнут, благодаря последнему усилию мелкого грызуна.

4. Дюймовочка

1. ОНА с детства была привязана к цветам.

2. ЕЕ мирную жизнь нарушило грубое вторжение земноводного.

3.  ЕЕ похитили, предложили руку и сердце, но тут же отвергли из-за ЕЕ тонкой талии и двух прелестных ножек.

4.  Но ЕЙ удалось все же выйти замуж за принца...

5.  ...несмотря на желание мелкого грызуна выдать ЕЕ замуж за подземного обладателя роскошной шкуры.

5. Золушка

1. У ЭТОЙ героини не было матери, зато был отец лесничий и две сводные сестры.

2. Героиня была очень умелой: ОНА могла и работать по дому, и танцевать до упаду.

3. ЕЕ желание танцевать помогли осуществить не только добрая крестная, но и пара мелких грызунов.

4. Из-за этих танцев правителю страны пришлось устроить настоящие «смотрины» всем девушкам государства.

5. Потому что на балу ОНА потеряла свою туфельку из необыкновенного материала.

6. Рукавичка.

1. ОНА верой и правдой защищала своего хозяина от холода.

2. Тем не менее, однажды хозяин ЕЕ потерял.

3. Какое-то время ЕЙ пришлось, подобно Теремку, укрывать разных обитателей этой местности, в том числе и мелкого грызуна.

4. Однако, температурный режим напомнил первому хозяину о НЕЙ.

5. Хозяин вернулся и снова надел ЕЕ на руку.

Пятый  тур: «Ералаш»

Это что за ералаш?

Тут из слов сварили кашу…

Посоветую я вам:

Всё расставить по местам!

Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий .

Участники получают по 1 баллу за правильный ответ. Плюс один балл за быстроту выполнения, если все задания выполнены правильно.

Задача: узнать слова. Кто быстрее.

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)

Терапальпедов (преподаватель)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)

Шестой  тур: «Гонка за лидером».  (Вопросы задаются отдельно каждому участнику. Если участник не сможет ответить, вопрос снимается, балл не начисляется)

Вопросы первой команде.

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)
  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
  6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
  7. Что означает имя Виктор? (Победитель)
  8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
  9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
  6. Я – синоним осьминога,

           а без с – в метле нас много.        (Спрут - прут)

  1. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
  2. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
  3. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
  4. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс

интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов.

Данную презентацию  можно использовать для проведения  внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе "Что? Где?Когда?"...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе

На слайдах - задания для интеллектуальной игры по русскому языку и литературе "Заседание клуба знатоков". 9-11 класс....

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»

Данный материал использован в рамках проведения недели русского языка и литературы среди обучающихся I курса.Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык-это важ...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Знатоки родного языка»

Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся 6-7 классов. Она способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детск...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Знатоки родного языка»

Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся 6-7 классов. Она способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детск...