Конспект урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени" позволит организовать учебный процесс по данной теме в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyk_7_klass.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»
Урок русского языка
«Действительные причастия прошедшего времени»
7 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Дежкина Людмила Ивановна
2023 г.
Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с особенностями образования действительных причастий прошедшего времени, правописанием гласных в суффиксах, развивать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени; развивать пунктуационные навыки на материале предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени, суффиксы действительных причастий прошедшего времени; уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями, заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени. Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индивидуальное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование сознательного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа. |
Методы и формы обучения | Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://wwwuroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://открытый урок:рф/русский-язык |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся |
Основные понятия | Действительные причастия прошедшего времени |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
Актуализация и проблемное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | Беседа: 1. От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия? 2. От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени? 3. С помощью каких суффиксов образуются причастия настоящего времени? 4. Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? 5. Расскажите алгоритм выбора суффикса действительного причастия настоящего времени. - Устно объясните выбор орфограммы в суффиксах причастий; расставьте знаки препинания (задание на слайде). Хвал…щийся своими успехами, та…щий на солнце снег, реж…щий металл станок, числ…щиеся по списку ученики, держ…щие балкон колонны, беспоко…щаяся о здоровье ребенка мать, се…щий раздор между людьми, маяч…щие во тьме огни, готов…щие выступление школьники, трепещ…щие на солнце косынки, завис…щее от друзей решение, пряч…щийся в кустах зверек, ре…щие на ветру знамена, бор…щиеся за независимость народы, щебеч…щие под окном птицы | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят высказывания | Групповая, индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, практическая работа в тетрадях |
Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Взаимопроверка, учитель выборочно проверяет работы нескольких учащихся, создает ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Анализ причин допущенных ошибок | Делают выводы, обдумывают ответы на вопросы | Групповая, индивидуальная | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, систематизируют собственные знания. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Вопросы для уточнения информации |
Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Итак, мы вспомнили, как образуются действительные причастия настоящего времени и от чего зависит выбор гласной в суффиксе причастия. А теперь я предлагаю вам выработать подобный алгоритм выбора суффиксов действительных причастий прошедшего времени. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Формулируют цель. Отвечают на вопросы. Делают выводы, выполняют письменное задание | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации | |
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | Работа в группах над составлением алгоритма выбора суффиксов действительных причастий прошедшего времени. - Запишите в два столбика глаголы, объясняя графически написание гласной перед суффиксом –л- прошедшего времени, оставляя место для третьего столбика, куда после знакомства с материалом учебника запишите действительные причастия прошедшего времени. Засеял поле, зависел от обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, заклеил конверт. Итоговая запись будет выглядеть так (на слайде): Засеял – засеять – засеявший Зависел – зависеть – зависевший Затеял – затеять – затеявший Услышал – услышать – услышавший Увидел – увидеть – увидевший Заклеил – заклеить – заклеивший Вывод (на слайде): написание гласной в глаголе прошедшего времени перед суффиксом – л- и в действительном причастии прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в неопределенной форме глагола перед –ть- | Отвечают на вопросы, выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Задают вопросы для уточнения информации, устные ответы, выполнение упражнений в тетрадях |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Задание. - Запишите словосочетания, графически объяснив написание гласной перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени. Бесследно раста…вшие тучки, слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег, увид…вший гостей, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ла…вшей собаке, об отта…вшей земле, завис…вший от обстоятельств, ненавид…вший врагов, встрет…вшийся с другом, рассе…вший сомнения. Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Практическая работа в тетрадях, устные ответы |
Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Итоговая беседа. - От основ каких глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени? - При помощи каких суффиксов образуются действительные причасти прошедшего времени? - Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? - От чего зависит выбор гласной перед суффиксом причастия? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки | Оценивание учащихся за работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2. ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...
Конспект урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени"
Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....
Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...